Методика изучения коллектива учебной группы (В.Г. Максимов)
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Методика изучения коллектива учебной группы (В.Г. Максимов)
Методика изучения коллектива учебной группы (В.Г. Максимов) |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений |
Методика изучения коллектива учебной группы В.Г. Максимова предназначена для изучения коллектива учебной группы. Основополагающий метод исследования: тестирование. Предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 2 раза в год с учащимися школ, УО ПТО, ССО. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования 1. Состав учебной группы 1. Возрастной состав. 2. Познавательный уровень, развитие учащихся. 3. Работоспособность и успеваемость. 4. Общественное лицо учебной группы. Активность участия в общественных делах. Выполнение общественных поручений. Идейно-политическая направленность, сознательность учащихся. 2.Сплоченность учебной группы 1. Наличие групп по деловым интересам или отрицательного характера. Отношение учащихся друг к другу, к делам коллектива. 2. склонность проводить время в учебном заведении и вне его, вместе развлекаться или совместно заниматься. 3. Дружба между юношами и девушками. 4. Защищают ли учащиеся членов своего коллектива вообще. 5. Переживают ли учащиеся удачи и неудачи своей группы. 6. Есть ли в учебной группе круговая порука. 7. При проведении массовых мероприятий стараются держаться вместе или разобщенно. 3.Организованность учебной группы 1.Умение самостоятельно организовываться для выполнения коллективных дел. Умение распределять между собой работу и выполнять ее наиболее рационально. 2.Умение терпеливо и внимательно выслушивать друг друга ( на собраниях, перерыве, при выполнении различных дел). 3. Послушание при выполнении распоряжений старших или административных лиц 4.Общественное мнение в учебной группе 1.Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют. Какие – осуждают. 2.Как и в какой форме выражают одобрение и неодобрение. 3.Есть ли расхождение между тем, что они говорят, , что делают. 5. Критика и самокритика в учебной группе. 5.Характер товарищеских связей в коллективе 1.Что связывает учащихся: общее место жительства, место учебы, интересы, общая работа. 2.Где дружат учащиеся.- только в учебном заведении или вне его. 3.Внимательность к товарищам. Стремление помогать им. В чем выражается эта помощь. 4.Требовательность к друзьям. Умение видеть недостатки. 5. Отношение к дезорганизаторам, к отличникам, имеющим физические недостатки. 6. Актив учебной группы 1. Состав актива. 2. Официальный (выборный) и фактический активы. 3. Имеет ли актив авторитет. 4. Выполняются ли распоряжения актива. 5. Как относятся активисты к товарищам по учебной группе. 6. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. 7. Живут ли активисты учебного заведения жизнью учебной группы, не отрываются ли от нее. Уважают ли их в учебной группе, пользуются ли они авторитетом в учебной группе. 7.Связь коллектива учебной группы с коллективом учреждения образования 1.Знают ли в учебной группе о том, что происходит в учебном заведении в целом и других группах. 2.вносят ли предложения об улучшении жизни учебного заведения. 3.Выполняются ли общественные поручения учебного заведения (постоянно, эпизодически). 4.Каков характер связей учащихся с другими учебными группами (соревнование, совместные дела). 5.Как учебная группа участвует в мероприятиях учебного заведения. 8. Мероприятия по дальнейшему сплочению коллектива учебной группы 1.Какие педагогические мероприятия следует провести в учебной группе в целях сплочения и организации коллектива. 2.Как использовать коллектив учебной группы для воспитательного воздействия на отдельных учащихся. |