Методика изучения коллектива учебной группы (В.Г. Максимов) | Обучение и развитие детей

Методика изучения коллектива учебной группы (В.Г. Максимов)

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Методика изучения коллектива учебной группы (В.Г. Максимов)
Методика изучения коллектива учебной группы (В.Г. Максимов)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений
Методика изучения коллектива учебной группы В.Г. Максимова предназначена для изучения коллектива учебной группы. Основополагающий метод исследования: тестирование. Предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 2 раза в год с учащимися школ, УО ПТО, ССО. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования

1. Состав учебной группы

1. Возрастной состав.

2. Познавательный уровень, развитие учащихся.

3. Работоспособность и успеваемость.

4. Общественное лицо учебной группы. Активность участия в общественных делах. Выполнение общественных поручений. Идейно-политическая направленность, сознательность учащихся.

2.Сплоченность учебной группы

1. Наличие групп по деловым интересам или отрицательного характера. Отношение учащихся друг к другу, к делам коллектива.

2. склонность проводить время в учебном заведении и вне его, вместе развлекаться или совместно заниматься.

3. Дружба между юношами и девушками.

4. Защищают ли учащиеся членов своего коллектива вообще.

5. Переживают ли учащиеся удачи и неудачи своей группы.

6. Есть ли в учебной группе круговая порука.

7. При проведении массовых мероприятий стараются держаться вместе или разобщенно.

3.Организованность учебной группы

1.Умение самостоятельно организовываться для выполнения коллективных дел. Умение распределять между собой работу и выполнять ее наиболее рационально.

2.Умение терпеливо и внимательно выслушивать друг друга ( на собраниях, перерыве, при выполнении различных дел).

3. Послушание при выполнении распоряжений старших или административных лиц

4.Общественное мнение в учебной группе

1.Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют. Какие – осуждают.

2.Как и в какой форме выражают одобрение и неодобрение.

3.Есть ли расхождение между тем, что они говорят, , что делают.

5. Критика и самокритика в учебной группе.

5.Характер товарищеских связей в коллективе

1.Что связывает учащихся: общее место жительства, место учебы, интересы, общая работа.

2.Где дружат учащиеся.- только в учебном заведении или вне его.

3.Внимательность к товарищам. Стремление помогать им. В чем выражается эта помощь.

4.Требовательность к друзьям. Умение видеть недостатки.

5. Отношение к дезорганизаторам, к отличникам, имеющим физические недостатки.

6. Актив учебной группы

1. Состав актива.

2. Официальный (выборный) и фактический активы.

3. Имеет ли актив авторитет.

4. Выполняются ли распоряжения актива.

5. Как относятся активисты к товарищам по учебной группе.

6. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе.

7. Живут ли активисты учебного заведения жизнью учебной группы, не отрываются ли от нее. Уважают ли их в учебной группе, пользуются ли они авторитетом в учебной группе.

7.Связь коллектива учебной группы с коллективом учреждения образования

1.Знают ли в учебной группе о том, что происходит в учебном заведении в целом и других группах.

2.вносят ли предложения об улучшении жизни учебного заведения.

3.Выполняются ли общественные поручения учебного заведения (постоянно, эпизодически).

4.Каков характер связей учащихся с другими учебными группами (соревнование, совместные дела).

5.Как учебная группа участвует в мероприятиях учебного заведения.





8. Мероприятия по дальнейшему сплочению коллектива учебной группы

1.Какие педагогические мероприятия следует провести в учебной группе в целях сплочения и организации коллектива.

2.Как использовать коллектив учебной группы для воспитательного воздействия на отдельных учащихся.