Метод незаконченных предложений | Обучение и развитие детей

Метод незаконченных предложений

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Метод незаконченных предложений
Метод незаконченных предложений
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий.

Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений.



Порядок исследований: испытуемым предлагается бланк с 56 незаконченными предложениями, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему.

Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.

Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом.

Инструкция. «На бланке приводится 56 незаконченных предложений. Прочитайте и закончите их, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое–либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее».

Обследование приводится в два этапа. На первом испытуемые завершают незаконченные предложения, на втором этапе производят оценку своего эмоционального отношения к содержанию данной концовки.

Инструкция для 2-го этапа. Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально–оценочный балл: +1, 0, –1, по следующей шкале:

+1 — положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе, покоя и т.д.;

0 — нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких–либо эмоций. Предложение не закончено.

–1 — негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь. Переживание при этом отрицательных эмоций: раздражения, гнева, досады, страха, грусти, обиды, зависти, презрения и т.д., или — если предложение не закончено по причине сильных неприятных переживаний, связанных с тем, о чем идет речь.

Примеры: «Школьное начальство… меня не беспокоит» (0); «В школе я чувствую себя… как дома»(+1); «Учителя часто бывают невнимательны ко мне» (–1).

Лист незаконченных предложений

1. Я учусь так…

2. Школьное начальство…

3. Моя мама…

4. Когда меня нет, мои друзья…

5. Когда мне начинает не везти…

6. Большинство известных мне людей…

7. Я думаю, что в будущем…

8. Я хотел бы учиться…

9. Наша школа…

10. По сравнению с большинством семей моя семья…

11. Что касается нашего класса…

12. Я достаточно способен…

13. От незнакомых людей…

14. Мне кажется, что в будущем я…

15. В учебе я вижу…

16. В школе я…

17. Моя семья обращается со мной, как с…

18. Когда я высказываю свое мнение…

19. Мне кажется, что я…

20. Люди чаще всего живут…

21. Я думаю, что планировать будущее…

22. Что касается уроков, то я…

23. Наши учителя…

24. Я хотел бы, чтобы мой отец…

25. Я думаю, что мои ровесники…

26. Я мог бы быть очень счастливым…

27. Почти все люди стремятся…

28. Думать о будущем…

29. Я могу учиться…

30. Большинство учителей…

31. Считаю, что большинство матерей…

32. В классе я чувствую себя…

33. Моим скрытым желанием является…

34. Мне кажется, что люди в основном…

35. Мне кажется, что лет через пять…

36. Домашние задания я…

37. Когда я иду в школу…

38. Моя мать и я…

39. Что касается моих товарищей в классе…

40. Больше всего я боюсь…

41. Люди видят смысл в…

42. В будущем я займусь…

43. Большинство учебных предметов…

44. Я думаю, что учителя…

45. Думаю, что мой отец…

46. Мне не нравится, когда ребята…

47. Больше всего я люблю…

48. В основном люди относятся друг к другу…

49. Часто мне кажется, что в будущем…

50. Когда я вспоминаю об учебе…

51. Когда я вспоминаю нашу школу…

52. Мой отец и я…

53. Когда летом я вспоминаю наш класс…

54. Я думаю, что обо мне…

55. Люди часто…

56. Целью своей жизни я считаю…





Ключ



Алгебраически суммируются оценки по каждому блоку, например, учеба: 0, 0, +1, –1, +1, +1, +1, –1 = +2. В результате получается обобщенная смысловая установка по данной теме (сфере). Естественно, что ученик может выставить чисто умозрительную оценку, без эмоциональной вовлеченности. Но исследования показывают, что вопросы, из которых составлен тест, являются в эмоциональном отношении достаточно значимыми для подростков.

Интерпретация. В ходе апробации теста, на основании анализа 316 установочных полей, была получена следующая шкала оценок обобщенных установок:

весьма положительная — больше 3;

положительная — от 1 до 3;

нейтральная — от 0 до 1;

отрицательная — от –3 до –1

крайне отрицательная — меньше –3.

Однако качественный анализ проекций показывает, что часто уже на нейтральном уровне шкалы оценок (от 0 до +1) начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности.

В результате при тестировании определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания). Именно в последних и возникает у ребенка наибольшее число психологических проблем, снижается продуктивность деятельности и т. п. Это могут быть и учебные трудности, и взаимоотношения с учителями, с родителями и близкими, со сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой.

Интерпретация результатов обследования начинается с анализа полученных по каждому блоку данных, например:

Наташа П., ученица 8-го класса

Сфера и балл:

Учеба +2. Школа +2. Семья +3. Сверстники +1. Я 0. Люди +1. Будущее +4.

Полученные в данном примере результаты позволяют выделить сферы, где присутствует наибольшее количество негативных установок: отношение к сверстникам, к самому себе, к окружающим людям. Следующий затем качественный анализ проекций позволяет приблизиться к пониманию сущности существующих проблем.

Продолжим анализ того же примера:

«Когда меня нет, мои друзья… не вспоминают обо мне» (–1).

«Когда я высказываю свое мнение, … меня никто не слушает» (–1).

«Что касается нашего класса, … то он не очень хороший» (–1). Подросток явно не доволен характером сложившихся со сверстниками отношений. Содержание дальнейших проекций косвенно указывает на негативный образ «Я»:

«Мне кажется, что я… необщительна и неинтересна» (–1).

«Больше всего я боюсь… остаться брошенной всеми и любимым человеком»(–1).

«Я думаю, что обо мне… часто говорят нехорошее» (–1). Наташа ощущает дефицит общения, испытывает чувство вины, чувство собственной неполноценности.

Блок «Я» дополнительно указывает на сформированность у Наташи негативного образа «Я». «Большинство людей… способны на обман» (–1).

«Мне кажется, что люди в основном эгоисты, живут только для себя»(–1).

«Больше всего я люблю тех людей, … которые любят и понимают меня»(–1).

Подросток «вымещает» на окружающих свою отчужденность. Негативная оценка последнего предложения говорит о том, что людей, которые любят и понимают Наташу, по ее мнению, очень мало.

Сферы проявления обобщенных смысловых установок



Учеба
Школа

Семья

Сверстники

Я

Люди

Будущее

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

№ предл

Балл

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

35

 

36

 

37

 

38

 

39

 

40

 

41

 

42

 

43

 

44

 

45

 

46

 

47

 

48

 

49

 

50

 

51

 

52

 

53

 

54

 

55

 

56