Метод фактического и желательного использования времени (С.Я. Рубинштейн)
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Метод фактического и желательного использования времени (С.Я. Рубинштейн)
Метод фактического и желательного использования времени (С.Я. Рубинштейн) |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Данная методика направлена на изучение мотивационной сферы личности, интересов, предпочтений, а также степени ее внутренней конфликтности. В основе методики – идеи французского философа Л. Сэва о временной структуре как базисе личности: рассматривать базис личности как структуру деятельности – значит неизбежно рассматривать его как структуру, субстанцией которой является время, то есть, как временную структуру, ибо только временная структура может соответствовать внутренней логике деятельности индивида. В соответствии с объектом нашего исследования интересными представляются идеи Л. Сэва о конфликте реального и желательного использования времени: реальное использование времени вступает в известных случаях в конфликт с внутренними психологическими необходимостями развития, что вызывает многочисленные последствия [Рубинштейн, С.Я. Использование времени (фактическое и желательное) как показатель направленности личности. [Текст] / С.Я. Рубинштейн / Экспериментальные методы исследования в патопсихологии / Под. ред. Портнова. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1973. – 262с.]. Заслуга первых попыток реализации на практике идей Л. Сэва принадлежит А.Н. Леонтьеву, Р.С. Вайсману (1971). Желаемое использование времени выступает как некоторый «эталон правильного использования времени», отражающий структуру ценностей человека [113, с. 251]. В оригинальном варианте методики перечень дел включает 17 сфер (сон, еда, транспорт и др.), причем каждое занятие входит в определенную группу деятельностей: трудовая, учебно-профессиональная, общение и др.). Определяя виды деятельности в соответствии с задачами нашего исследования, мы ориентировались на следующее: а) обеспечение согласованности, взаимодополняемости используемых методов; б) соответствие выделенных сфер деятельности реальными делами современного студента. В результате нами было выделено 31 занятие, каждое из которых включено в одну из 9 деятельностей: учебно-профессиональная деятельность; трудовая; деятельность саморазвития; самообслуживание; сохранение здоровья, физическое развитие; постижение красоты природы и искусства; общественная работа; творчество; общение. Процедура проведения. Испытуемому предлагают список дел и просят указать, сколько примерно времени он затрачивает на их выполнение в течение 10 дней (240 часов). (Приложение 3). Затем испытуемого просят отметить, сколько времени он затрачивал бы на эти же самые дела, если бы мог распоряжаться временем по своему усмотрению. После проведения опросов сопоставляется фактическое и желаемое распределение времени. Обработка результатов. Каждому занятию приписано два числа: реальное и желательное количество часов, затрачиваемых на его выполнение. Первое число отражает субъективное представление испытуемого об использовании времени, об отношении к тем или иным видам занятий. Желательное время выявляет некоторый идеальный эталон наиболее правильного, по мнению испытуемого, использования времени, при котором максимум времени отводилось бы на наиболее значимые для него занятия. Первоначально анализируется значение каждой пары чисел. Затем вычисляется отношение желательного времени к реальному (k)по каждой паре отдельно: k = желательное время / реальное время; если k – меньше 1 (k < 1), то делается вывод о том, что данная деятельность не является значимой, студент вынужден по тем или иным причинам тратить на нее больше времени, чем ему хотелось бы. Если k > 1, то деятельность значима для студента, ощущение недостатка данного вида деятельности. Далее вычисляют средний коэффициент по каждой деятельности: вычисляется средний коэффициент для всех занятий входящих в данную деятельность. (Список видов деятельности и входящих в них дел представлен в приложении 3) kср. = k1 + k2 + … +kn / n (число занятий в группе). Далее сравниваются коэффициенты значимости каждой деятельности, выявляется иерархия наиболее значимых для испытуемого видов деятельности. Бланк методики «Метод фактического и желательного распределения времени» Инструкция:ниже Вам предлагается список дел. Укажите в столбике «Ф» сколько примерно времени вы затрачиваете на их выполнение в течение 10 дней (240 часов). А затем, в столбике «Ж» отметьте, сколько времени вы затрачивали бы на эти же самые дела, если бы могли распоряжаться временем по своему усмотрению. Проверьте, чтобы в каждом столбике в сумме у Вас получилось по 240 часов!
Список сфер деятельности (ключ к обработке).
Источник: Кузнецова Л.Б. Внутриличностные противоречия студентов вуза (монография) – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 196 с. |