Лекция и практикум по психологии. Знакомая незнакомка
На главную Лекции и практикум по психологии Введение в профессию психолога Лекция и практикум по психологии. Знакомая незнакомка
Лекция и практикум по психологии. Знакомая незнакомка |
Лекции и практикум по психологии — Введение в профессию психолога |
Психология как наука возникла на стыке философии и естественных наук, поэтому трудно сказать, является она гуманитарной наукой или естественной. Кроме того, она опирается и на житейскую психологию, которая всегда основана на личном опыте, ведь лучший учитель психологии – сама жизнь, и её уроки каждый неплохо усваивает еще до того, как прочитает первую книгу с рассказом об этой науке. Так кто же тогда она, эта загадочная знакомая незнакомка? Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии, которая объясняет то или иное поведение человека действиями таинственных и могущественных сил. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Что касается слова «психология» образованного из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVI веке в западноевропейских текстах. Как официальная наука она оформилась в 1879 году, когда немецкий психолог В.Вундт основал в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Мы же с вами создадим свою психологическую лабораторию, в которой продолжим познавать себя и окружающий нас мир. Да-да именно продолжим, я не оговорилась. Почему именно так? В каком-то смысле можно сказать, что каждый из нас – психолог. Вспомним, например, знакомые нам с детства: «Я хочу», «Я думаю», «Я помню», «Я чувствую», «Я представляю» и т.д. Ведь это же не что иное, как наши рассуждения о своей памяти и воле, способностях и характере, темпераменте и уме. А это как раз то, что и изучает психология. Или, каждый из нас уже с детства умеет, «читать» по внешним проявлениям – мимике, жестам, голосу, особенностям поведения, даже по ритму дыхания и цвету лица – эмоциональное состояние другого человека, и не только читать, но и учитывать его нюансы в своих целях. А художественная литература, народные пословицы и поговорки, сказки и мифы, притчи и частушки, в них можно найти истоки почти всех психологических теорий и отраслей психологии. Вот, например, пословица из области психологии обучения: «Повторение – мать учения»; из области характерологии: «В тихом омуте черти водятся». Надо отметить, что все же такие психологические знания очень приблизительны, расплывчаты, а порой и просто не верны. Это скорее иллюзия знания, которая, к сожалению, заменяет подлинную образованность. Так, например, попробуйте ответить на несколько, казалось бы «лёгких» вопросов. «Чем отличаются темперамент от характера, чувства от эмоций?» или «Почему с одним человеком нам легко общаться, а с другим, напротив сложно?». Ответить на эти вопросы, имея за плечами только лишь житейскую психологию достаточно сложно. Но, изучая психологию как науку, наши житейские наблюдения постепенно включаются в систему научных понятий и вместе с ними становятся прочным фундаментом настоящей психологической образованности. Образованности, которая позволит нам гораздо глубже познать себя и окружающий нас мир. Вот с этой целью мы с вами и создадим нашу «Психологическую Лабораторию». Она пока без названия, но уже с сегодняшнего дня имеет полное право на жизнь, жизнь только что родившегося младенца, а младенцы как вы знаете, начинают знакомство с миром пронзительным криком, что мы сейчас с вами и сделаем (упражнение «Рождение младенца»). Практикум 1«Знакомство»«Рождение младенца» Плавный переход от лекции к практическому занятию. Инструкция: Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Уууууу», затем то же самое проделаем со звуком «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте звуки «Уууууу» и «Ааааа» все громче и громче, пока вместо усталости вы не почувствуете прилив свежих сил и бодрого настроения. Поздравляю вас! Наш младенец родился! 2. «Паутина» Материалы: клубок ниток. Инструкция: Теперь, нам необходимо осмотреть нашего младенца с головы до ног, и познакомиться с ним поближе. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Итак, я начинаю. Меня зовут Ирина Тадеушевна, и я очень люблю животных…(необходимо зажать свободный конец нити крепко в руке и кинуть клубок ребенку, сидящему напротив). Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Рефлексия упражнения: зачем мы это сделали; на что эта паутина похожа; видим одно и тоже, а ассоциации разные. Затем паутина распускается в обратном порядке. На этом этапе каждый придумывает к первой букве своего имени какое-нибудь ласковое или вкусное прилагательное. 3. «Портрет» Да, младенец получился даже очень симпатичный. Я думаю, что неплохо было бы изобразить его портрет. Материалы: лист бумаги, карандаши. Инструкция: На одном листе бумаги, передаваемой по кругу, рисуется портрет группы. Этот совместный рисунок и будет олицетворять нашего младенца. Далее следует обсуждение портрета. 4. Обмен ожиданиями от спецкурса, которые привели каждого на эти занятия. 5. Подведение итогов: наш младенец родился, мы с ним познакомились, нарисовали портрет, выяснили, что наш новорожденный хочет, и чем будет заниматься в течение года. Но чего-то всё-таки не хватает.… Ну, конечно же, Имени. Я думаю, что каждый из нас подумает, как же его назвать и в следующий раз мы выберем ему имя. Автор: Амельков |