Костюченко М.В. Лекции по психологии семьи и семейному консультированию
На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Костюченко М.В. Лекции по психологии семьи и семейному консультированию
Костюченко М.В. Лекции по психологии семьи и семейному консультированию |
Лекции и практикум по психологии — Психология семейных отношений | ||||||||
Психология семьи и основы СК Лекция I. ВВЕДЕНИЕ План 1. Актуальность, цели и задачи курса, его методологические особенности. 2. Семья как объект исследования: характеристики семьи как малой группы особого типа. 3. Исторический аспект брака, его формы, альтернативные стили жизни и факторы, влияющие на стабильность брака. Основная литература 1. Дж. Браун, Д. Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001 г. 2. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы// ВМУ.- 1985.-№4 3. Основы СПТ /под редакцией А.А. Бодалева, А.Н. Сухова.- М.: Медицина, 2001г. 4. Э. Г. Эйдемиллер, Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- СПб.: Питер, 2009; 5. Э. Г. Эйдемиллер; И.В. Добряков; И.М. Никольская. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психотерапевтов. СПб.: Речь, 2003г. 6. Хрестоматия по психологии семьи. Составители Э. Г. Эйдемиллер, Александрова Н.В. Семейная психотерапия. – СПб: Питер, 2000 (Серия ”Хрестоматия по психологии”). 7. Хрестоматия. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. Психология семьи (Серия “ Психология семейных отношений”) Самара: изд. Дом “Бахрах-М”.2002. Дополнительная литература 8. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2001. 9. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996. 10. Психология семейных отношений с основами СК: Учебное пособие для студентов вузов/Под редакцией Б. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 11. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование — Издание 2-е. – М.: независимая фирма «Класс». 2000. 12. Харчев А.Х. Брак и семья в СССР. – М.: Мысль, 1979 г. С.66 13. Рейнуоттер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Перевод с англ. – М.: Прогресс, 1993. с. 195-196 «Брак абсурден. Он ведет к росту в той степени, в какой противостоит культуре. Он угрожает нашему существованию и потрясает человека до корней подобно гипнозу. Брак – измененное состояние сознания. Чем глубже в него погружаешься, тем больше можно измениться. Одно предупреждение: если ты не переносишь одиночества — не вступай в брак» (К. Витакер). Актуальность
В 90-е годы в стране насчитывалось около 72 млн. семей. Ежегодно заключалось 3 млн. браков, распадалась одна треть. — увеличилось число мужчин и женщин, не состоящих в браке. По переписи 2002 года (от всех и других лет) замужних женщин больше, чем женатых мужчин. — катастрофически уменьшилась рождаемость в России, больше половины семей однодетны. В среднем, на одну семью приходится 1,3 ребенка. — каждая вторая беременность прерывается. — по детской смертности мы на 56 месте. — по сравнению с 1913 годом число разводов увеличивается в 240 раз (население — в три раза). Семейные нарушения прямо или косвенно влияют на жизнь человека: за данными статистики неполноценность жизни, потеря любви, вынужденное одиночество, девиантное поведение детей и т. п. По мнению зарубежных семейных терапевтов индивидуальная и социальная патология имеют межличностную и, конкретно, внутрисемейную природу. «Психологические проблемы родом из семьи…» Основной фактор формирования личности – семья. «Человек живет в ней, как в коконе первую четверть жизни (если повезет), а остальные три четверти пытается построить для себя» (В. Сатир). Вспомните схему Б.Г. Ананьева по взаимосвязи фундаментальных психологических характеристик. Человек в семейной системе проявляется во всей совокупности этих характеристик, а семья является частью социальной системы. Цель курса: подготовка семейного психолога. Задачи: формирование знаний функционирования и динамики семьи; формирование умений анализа семейных взаимоотношений, их диагностики и коррекци. Методологические особенности: семья – полинаучный объект исследования (социология, психология, педагогика, этика, демография, экономика, сексология и пр.). Истоки отечественной психологии и терапии семьи: Социальная психология: Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. Психотерапевты: В. К. Мягер, Т. М. Мишина, А. И. Захаров, В. М. Воловик, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др. Методологические особенности проявляются в трудности совмещения академических исследований и практики семейной терапии. Также они проявляются в преобладании объяснительной парадигмы, прослеживании причинно-следственных связей. Однако практика семейной терапии дает нам эффективные результаты коррекции семейных дисфункций. Поскольку в семье человек проявляется во всем многообразии его психологических характеристик, то необходима разработка МПС с этнопсихологией, гендерной психологией, психологией развития, исторической психологией и др. Различия в социологии, социальной психологии и психологии семьи: семья – независимая переменная в психологических исследованиях, а зависимыми переменными являются функции, взаимоотношения, жизненные ценности. В социологии – напротив, семья зависима от социальных факторов, при этом чаще используется понятие «брак», «стабильность брака», а не «удовлетворенность браком». Рассмотрим особенности объекта исследования: семья рассматривается как малая группа особого типа. На нее распространяются социально-психологические закономерности малых групп и в то же время существуют специфические характеристики: нормативность, закрытость, историчность, полифункциональность, тотальность, гетерогенность. Нормативность По сравнению с другими свободно организованными группами семья максимально контролируется обществом. Нормативная заданность обусловлена представлениями культуры: какой должна быть семья; в каком возрасте создавать и каким образом; сколько детей и как воспитывать – какие санкции и поощрения допустимы; как распределить власть и обязанности в семье. Также на семью воздействуют нормы различных субкультур (чаще по социальному или религиозному признаку) и т.п. Правовые институты действуют в особо важных случаях: порядок заключения и расторжения брака; лишение родительских прав при патологических нарушениях прав ребенка. Закрытость Количественный аспект. Семья является закрытой группой. Вхождение новых членов регламентировано и ограничено. Чаще это происходит естественным путем: рождение ребенка – расширение семьи, смерть – убыль; распад на три самостоятельных единицы: две родительские семьи плюс семья выросших детей. Качественный аспект. Количественные изменения неизбежно сопровождаются качественными во взаимоотношениях членов семьи. Изменения состава семьи приводят к перестройке отношений, являются для семьи, как для целого, серьезным испытанием. А также необходимо учитывать конфиденциальный характер семейной информации. Часто она обрастает семейными мифами (защиты). Кстати, она отражена в поговорках, например: «Мой дом – моя крепость». Но психологи скажут, что чем благополучнее семья, тем она больше открыта, хотя не должна превращаться в «проходной двор» или гостиницу. ИсторичностьПервый аспект. При заключении брака супруги предполагают весьма длительную историю ее существования. Цикл развития семьи весьма динамичен: «нулевой» — добрачный этап ухаживания, первый – бездетные молодожены, второй – семья с детьми нетрудоспособного возраста и т.д.Второй аспект. Каждый супруг имеет историю ребенка, выросшего в конкретной семье. Он вносит свою модель отношений, поэтому при анализе семейных проблем нельзя абстрагироваться от истории родительских семей мужа и жены. Третий аспект. Вероятно, этап человеческой истории также отражается на семье. Например, история СССР отразилась в жизненных ценностях многих семей тем, что общественные интересы ставятся выше личных; поведению родителей свойственна асексуальность. Полифункциональность. Семья реализует множество потребностей человека в различных сферах жизнедеятельности, выполняя различные функции: воспитательные, хозяйственно-бытовые, эмоциональные, духовные, сексуально-эротические. Они ориентированы на индивидуальные потребности членов семьи. Ни одна из функций не может быть признана ведущей, по мнению специалистов. Функции взаимосвязаны и дополняют друг друга. Хотя, например, связь между репродуктивной и досуговой функциями носит противоречивый характер. Это — своеобразный источник ролевых конфликтов. Например: роль многодетной матери требует центрации усилий и времени на детях. Эта роль конфликтна по отношению к роли сексуальной, привлекательной партнерши. К тому же социальная политика в стране не способствует облегчению роли многодетной матери. Тотальность Это качественная характеристика, которая связана с социальным и эмоциональным значением семьи для человека. Невозможно быть включенным в семью частично, даже при негативных межличностных отношениях, когда индивид стремится большую часть времени проводить вне ее. Другими словами речь идет о тотальном характере включения индивида в семью. Гетерогенность Эта характеристика учитывает разнородность членов семьи по возрасту и полу. Семье нормативно задан половой диморфизм, который отражается и в психологии взаимоотношений супругов. Гетерогенность усложняет процесс коммуникации между детьми и родителями, супругами, прародителями в связи с различными потребностями и смыслами, обусловленными возрастом и полом каждого. Неудовлетворительное взаимопонимание между супругами приводит к ослаблению аттракции и выбору неадекватных способов поведения. По определению известного российского социолога, демографа А.Х. Харчева семья – это малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Брак – исторически конкретная форма взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость в которой обусловлена потребностями общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. А позднее этот же автор дополняет: «Семья есть отношение через которое и благодаря которому осуществляется вопроизводство человека, — общественный механизм этого воспроизведения». (Харчев А.Х. Соц. ис. -1986г., N3, с.27) Солодовников В.В. обращает внимание на то, что даже в рамках одного авторского подхода в определениях заложена двойственность – с одной стороны, семья – социально-психологическая общность, с другой – исторически конкретная форма взаимодействия. Хотя, если Вы вспомните схему Б.Г. Ананьева, то объективно обусловленная многозначность понятна. Однако, сделаем выбор в пользу «малой группы» как того психологического понятия, которое рассматривает и социальная психология и практическая психология семьи. Интересным представляется альтернативное определение семьи В.Н. Дружинина: семья есть структура, состоящая из отношений «доминирования-подчинения» (власть, ответственность и эмоциональная близость (последнее вовсе не явная необходимость для семьи как социального института, но аффилиация (от слова любовь) либо лежит в основе семьи, либо появляется в процессе существования. Исследования американских психологов показали, что две трети респондентов считают семьей ту группу, в которой обязательно существуют эмоциональные отношения (120 человек от 4 до 20 лет). Следовательно, в обыденном сознании любовь представляется главным семейным признаком. (РФЖ N6, 94 г.) Социальная сущность брака, по мнению К. Маркса в следующем: «Никто не принуждается к заключению брака, но всякий принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец – природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в него, а наоборот произвол вступившего должен подчиниться сущности брака.» Вопрос. Что возникло раньше брак или семья (в современном смысле)? Ответ. Брак и семья различны по своей социальной сущности. Они возникли в разные исторические периоды. Современная семья, её особенности1) В соответствии с социально-экономическими условиями, с течением времени происходят изменения в иерархии семейных функций.На первое место семейные психологи ставят триаду функций: психологическую, воспитательную, хозяйственно-бытовую. В соответствии с этим располагаются и мотивы вступления в брак. 2) Повышенная терпимость к изменению семейных норм: например, в Швеции 40% рождены вне брака. Не соблюдается однозначная в прошлом последовательность: брачность, сексуальность репродуктивность. Смягчились нормы и по отношению к внебрачным связям, а также разводам. В целом, повысилась автономность семьи в установлении норм. 3) Расширение приемлемых форм брака, в том числе пробного. 4) Эйдемиллер Э.Г. отмечает, что для нашей страны характерна расширенная семья, власть часто у прародителей, как в патриархальных семьях; — во многих семьях отсутствуют мужчины (в учебно-воспитательных заведениях также); — поколения зависят друг от друга не столько духовно, сколько материально, — границы между подсистемами семьи часто нарушены; — бытует «репрессивная педагогика», недостаточно уважения к личности; — тяжелое материальное положение и отсутствие нравственных ценностей часто приводит к распаду семей. Предыдущая — Следующая >> |