Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы
На главную Психодиагностика психолога в школе Психодиагностика познавательных особенностей детей Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы
Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы |
Психодиагностика психолога в школе — Психодиагностика познавательных особенностей детей |
Теоретическое обоснование. Выбор метода изучения произвольного внимания определяется задачами исследования. Общим принципом проведения эксперимента является создание такой лабораторной ситуации, при которой испытуемому необходимо приложить усилия для поддержания направленности и сосредоточенности психической активности. Это достигается путем варьирования уровней сложности стимулов, способов их предъявления, а также в результате учета состояний испытуемого. В данном эксперименте произвольное внимание исследуют методом интеллектуальной пробы. Метод заключается в поиске, различении и регистрации простых и четных чисел, объединенных в группы по три числа в каждой, которые экспериментатор зачитывает в ряду случайных чисел. Характеристиками произвольного внимания в этом случае будут распределение и устойчивость внимания, а косвенным показателем распределения внимания — коэффициент распределения внимания (С). Его вычисляют как результат отношения количества правильно зарегистрированных испытуемых троек простых чисел а и троек четных чисел b (m = b + а) к общему количеству троек (N) согласно программе экспериментатора. Таким образом, результат всегда представляет число меньше 1, результат будет равен 1. C=m/N<1 Большее значение величины С означает лучшее распределение внимания. Иногда сравнивают индивидуальные показатели испытуемых со средними данными по группе (С). Тогда значение С может быть и больше 1. В таком случае качественно внимание оценивается следующим образом: отличное — 1,25 С; хорошее — 1,0 С < С < 1,25 С; удовлетворительное — 0,75 С < С < 1,0 С; плохое — С < 0,75 С. Устойчивость внимания оценивают по графику. Цель. Определить степень распределения и устойчивости произвольного внимания при выполнении задания на цифровом материале. Методика.Задача испытуемого заключается в обнаружении и записи троек простых и четных чисел. Перед началом работы испытуемые заготавливают таблицу для протокольных записей. Занятие групповое. Преподаватель или его помощник-экспериментатор сообщает испытуемым, что будут названы расположенные не в строгом порядке числа от 1 до 29, среди которых встретятся идущие последовательно три простых, а также три четных числа. Задание заключается в следующем: определить на слух любую тройку таких чисел и записать их в протоколе, но если при этом обнаружится иное количество этих чисел (большее или меньшее), записывать их не следует. По сигналу экспериментатора: «Черта!» — испытуемые должны сделать соответствующую пометку в протоколе у той цифры, на которой их застал сигнал. Затем экспериментатор приступает к чтению цифрового материала, регулируя его скорость по секундомеру. Через каждую минуту он подает команду: «Черта!» Эксперимент заканчивается после прочтения всех цифр. Тестовый материал. Для проведения занятия экспериментатору нужен цифровой бланк, на котором имеется 300 чисел (от 1 до 29). Среди них часть цифр встречается группами, образуя тройки — всего пять троек простых чисел (например, 13,19,17) и пять троек четных чисел (например, 22,16,4). Числа в бланке распределены таким образом, что в течение 1 мин. испытуемый может успеть зарегистрировать лишь одну тройку. Скорость чтения экспериментатором — одно число за 2 с. Для регистрации времени экспериментатору необходим секундомер. Обработка результатов.
, где mn — общее количество правильных стимулов; Tn — временной промежуток. Интерпретация результатов. Анализ качества показателей позволяет сделать выводы о влиянии характера стимульного материала на характеристики произвольного внимания. |