Исследование непосредственного и опосредствованного запоминания
На главную Психодиагностика психолога в школе Психодиагностика познавательных особенностей детей Исследование непосредственного и опосредствованного запоминания
Исследование непосредственного и опосредствованного запоминания |
Психодиагностика психолога в школе — Психодиагностика познавательных особенностей детей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое обоснование. Опосредствованная и непосредственная память — виды памяти, различающиеся по критерию использования вспомогательных средств в процессе запоминания. Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на какие-либо вспомогательные опосредствующие приемы. Опосредствованное запоминание предполагает использование определенных, более или менее развернутых приемов, средств. Говоря о непосредственном запоминании, следует иметь в виду, что и оно не обходится без специальных «внутренних» средств, которые трудно выделить путем наблюдения или интроспективно. Для исследования опосредствованного запоминания могут применяться классические методы: метод парных ассоциаций и метод антиципации. Однако разработаны и специальные приемы, к числу которых относятся метод пиктограмм и метод двойной стимуляции. Метод двойной стимуляции разработан А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьевым. Сущность его заключается в том, что испытуемому предъявляют ряд слов для запоминания и предлагают подобрать к каждому какую-либо картинку, связывая ее по смыслу со словом. Затем, глядя на отобранные картинки, он должен воспроизводить предъявленные ранее слова. Серии картинок, используемые как вспомогательное средство для запоминания, могут быть различными по трудности ассоциирования их с экспериментальным материалом. Метод двойной стимуляции может применяться и в другой модификации. При назывании слов испытуемый не сам подбирает картинки, а экспериментатор показывает их по своему усмотрению. Воспроизведение проводится следующим образом: показывают по одной картинке и предлагают по каждой из них вспомнить соответствующее слово, которое раньше читал экспериментатор. Количество правильно воспроизведенных слов в обеих модификациях является показателем степени развития активного установления осмысленных связей в процессе запоминания и использования при этом различного рода вспомогательных приемов. С целью сравнения результатов непосредственного и опосредствованного запоминания определяется коэффициент увеличения эффективности запоминания (К) при переходе к употреблению специальных мнемических средств: K=(Vo-Vn)/Vn *100% где Vo — число удержанных членов при опосредствованном запоминании, a Vn — число удержанных членов при непосредственном запоминании. В исследованиях А.Н. Леонтьева, выполненных по методу двойной стимуляции, принимали участие умственно отсталые дети, дети дошкольного возраста, школьного и взрослые. В первой серии эксперимента определялся объем непосредственного запоминания у этих групп испытуемых. С этой целью им предлагали для запоминания на слух и воспроизведения 15 не связанных между собой по смыслу слов. Во второй серии определялся объем опосредствованного запоминания, для чего испытуемым предлагали другой ряд из 15 слов одновременно с картинками — вспомогательным средством для запоминания. Полученные в исследовании данные показали: у умственно отсталых детей и детей дошкольного возраста введение в процесс запоминания вспомогательного средства в виде картинок не привело к увеличению эффективности запоминания, поскольку эти испытуемые не умеют пользоваться мнемическими средствами для запоминания. У школьников с введением вспомогательных средств эффективность запоминания резко повысилась. Наконец, у взрослых различия в эффективности непосредственного и опосредствованного запоминания снова сглаживаются. Это объясняется тем, что у взрослых испытуемых запоминание и в первой серии было опосредствованным, происходило с помощью внутренних средств запоминания. Метод двойной стимуляции позволяет учитывать роль активности человека в процессе запоминания и может использоваться как средство своеобразного градуирования опосредствования экспериментального материала по степени трудности образования систем связей. Цель. Определить, насколько память, опирающаяся на систему связей, может расширить объем запоминаемого материала по сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредственном запоминании. Исследование состоит из трех экспериментов. Эксперимент 1. Сравнение продуктивности непосредственного и опосредствованного запоминания Эксперимент состоит из двух опытов. Цель первого опыта — определить объем непосредственного запоминания, а цель второго — установить объем опосредствованного запоминания. Методика. Экспериментальный материал в обоих опытах предъявляется на слух. В первом опыте используется метод удержанных членов ряда. Экспериментальным материалом служит ряд из 15 не связанных между собой по смыслу слов (из 4—6 букв). Экспериментатор читает все 15 слов с паузами между словами в 2с. После окончания чтения ряда, через 5с, испытуемый должен воспроизвести вслух слова в любом порядке, а по окончании опыта — дать словесно отчет о том, как он запоминал слова. Ответы и словесный отчет фиксируются в протоколе (см. табл. 3). Во втором опыте используется метод удачных ответов. Экспериментальным материалом служит ряд из 15 пар слов (по 4—6 букв каждое). Пара должна быть связана между собой любым видом ассоциации (например, зима —> снег, дерево —> ) Таблица 3 Протокол занятия
Экспериментатор читает слова в трохаическом размере, т. е. с ударением на первом слове. Интервал между парами — 2с. После окончания предъявления ряда, через 5с, экспериментатор читает только слова-опоры (порядок их предъявления изменяется), а испытуемый должен называть слова-объекты, соответствующие словам-опорам. Ответы, ошибочные воспроизведения и словесный отчет о том, как испытуемый связывал между собой слова-опоры и слова-объекты, экспериментатор фиксирует в протоколе (см. табл. 4). Обработка результатов. По каждому опыту подсчитать количество правильных и ошибочных воспроизведений. Составить Таблица 4 Протокол занятия
Эксперимент 2. Определение условий увеличения продуктивности опосредствованного запоминания Эксперимент состоит из трех опытов. Во всех опытах необходимо запомнить, а затем воспроизвести слова, используя для запоминания картинки. Методика. Используется метод двойной стимуляции. Материалом в первых опытах служат ряды из 15 слов и 15 картинок; для третьего опыта используются ряды из 15 слов и 30 картинок. Их предъявляют одновременно с соответствующим словом. В первом опыте используют картинки, близкие по смыслу к словам, во втором опыте — далекие от них по смыслу. В третьем опыте испытуемый сам подбирает к каждому слову определенную картинку из 30 предъявленных (опыт со свободным соотнесением слов и картинок). В первых двух опытах слово для запоминания и картинка предъявляются на экране дисплея одновременно, в течение 3с. Интервал между предъявлениями — 5с. Через 10с после предъявления всех слов и картинок испытуемому показывают только картинки, но в другой последовательности. Задача испытуемого — в ответ на каждую картинку записать в протоколе слово, которое соответствует данному изображению. В протоколе фиксируется также словесный отчет испытуемого о тех связях, которые он устанавливал между словами и картинками. В третьем опыте испытуемому на экране предъявляют одновременно матрицу, содержащую 30 картинок, и слова для запоминания. Время предъявления не ограничивается. Испытуемый с помощью мыши указывает картинку в матрице и слово, с которым эта картинка ассоциируется. Ответные реакции испытуемого регистрируются. Во второй части третьего опыта испытуемому в произвольном порядке последовательно предъявляют отобранные им картинки. Испытуемый в протоколе (см. табл. 5) Таблица 5 Протокол занятия Испытуемый_____________ Экспериментатор________ Дата ____________________ Время опыта _____________
Обработка результатов. По каждому опыту подсчитать правильно и ошибочно воспроизведенные слова. Составить сводную таблицу результатов воспроизведения во всех трех опытах (см. табл. 6). Сопоставить экспериментальные данные по результатам воспроизведения во всех трех опытах (простые Таблица 6 Сводные результаты
Исследование продуктивности опосредствованного запоминания в условиях образования различных связей между словами-объектами и словами-опорами. Методика. Используется модификация метода парных ассоциаций, предложенная П.И. Зинченко. Экспериментальным материалом служат 15 пар слов, которые разделяются на три группы (5 пар в каждой) по характеру связей между словами в паре. В первой группе между каждой парой слов есть внешние связи: слова начинаются с одной и той же буквы (например нос — нож); во второй — пары слов находятся в смысловых конкретных связях (например, вода — стакан); в третьей -слова находятся в смысловых понятийных связях (например дуб — дерево). В списке эти три группы пар даются в свободном порядке. Эксперимент проводится с группой испытуемых. Им объясняют, что они должны запомнить в каждой паре только первое слово; второе слово нужно использовать как способ запоминания первого. Экспериментатор читает список пар слов с паузой между словами в 2с и между парами в 3с. Воспроизведение выполняется письменно дважды: сначала испытуемые записывают первые слова пар в произвольном порядке, затем экспериментатор читает вторые слова пар, а испытуемые записывают первые. Обработка результатов. Определить среднее для группы испытуемых число правильных воспроизведений в первой и во второй части эксперимента. Определить среднее число правильных воспроизведений во второй части, отдельно для каждой из трех групп слов. Интерпретация результатов. Сравнить продуктивность непосредственного и опосредствованного запоминания по результатам первой части эксперимента. Сравнить продуктивность опосредствованного запоминания с использованием наглядных и словесных опор по данным обеих частей эксперимента. Установить зависимость продуктивности опосредствованного запоминания от характера связей между парами слов. Проанализировать «параллелограмм развития» — закономерность, установленную А.Н. Леонтьевым, в которой графически отражается отношение непосредственного и опосредствованного запоминания в процессе их развития. |