Использование элементов НФТМ-ТРИЗ в практике работы музейного педагога со старшими дошкольниками | Обучение и развитие детей

Использование элементов НФТМ-ТРИЗ в практике работы музейного педагога со старшими дошкольниками

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Ахтырская Юлия Викторовна
Готовность к школе, в которой появится необходимость решения массы творческих задач – одно из приоритетных направлений развития старшего дошкольника, предполагающее, согласно трактовке педагогов-психологов, «его личностное становление, сформированность познавательной мотивации, когнитивных процессов, наличие знаний, эмоций, представлений о мире, других людях, о себе». В этой связи необходимо особое внимание педагогов ДОУ к подбору такого содержания образования детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечивало бы сохранение самоценности данного периода развития и отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Потребность обозначить концептуально новый подход к решению проблемы развития дошкольников, формирования у них универсальных способностей и интегративных качеств, способствовало организации в ДОУ ИОЦ «Русский музей: виртуальных филиал» целью которого стало эстетическое воспитание и творческое развитие детей средствами музейной педагогики с использованием интеграции искусств и педагогической системы НФТМ-ТРИЗ. Задачи ИОЦ: развитие творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения. Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается именно в дошкольном возрасте. С. И. Гин писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка» [1, с.21]. Выбранная ДОУ музейная педагогика является особым видом педагогической практики, и изначально подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления: — сотрудничество ДОУ с музеями; — создание и использование мини-музеев в детском саду, в котором музейным педагогом осуществляется эстетическое воспитание и развитие художественных и творческих способностей дошкольников в форме интегрированных занятий с использованием методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ – автор Г. А. Альтшуллер,1964 г.), алгоритмов решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т. А. Сидорчук (С. В. Лелюх, Н. Н. Хоменко, Т. А. Сидорчук Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников). Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию и творческому развитию детей старшего дошкольного возраста определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни. Ознакомить детей со всеми видами искусства в ходе музейного занятия, значит, органично соединить определенные элементы различных видов искусства, что можно проследить на интегрированных занятиях, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, ознакомить детей с замечательными шедеврами мировой и отечественной культуры, показать, что все виды искусства родственны между собой. Интеграция в системе специально организованной непосредственной образовательной деятельности по музейной педагогике с детьми в условиях ДОУ: — способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков; — помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению; — развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; — воздействует на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка. Художественное слово, музыка, изобразительное искусство – источники особой детской радости в дошкольном возрасте. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга; формируются образные представления, развивается мышление, воображение, творчество. Решая важнейшие задачи по эстетическому воспитанию, развитию художественных и творческих способностей дошкольников, музейная педагогика опирается на основополагающий принцип, лежащий в основе музейно-педагогической деятельности, сформулированный выдающимся русским психологом и педагогом Л.С. Выготским: «…в основе воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность» [7, с.12]. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз – «творчество во всем»: в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого музейный педагог сам «изобретает» свою педагогику, озаренный светом детских идей. И очень часто используемые в музейной педагогике методы и приемы оказываются схожи с приемами ТРИЗ. Опираясь на результаты обобщения новых психологических и педагогических концепций обучения, инновационных технологий, на результаты собственных фундаментальных исследований, исследований ученых-педагогов и психологов, а также на труды разработчиков Теории решения изобретательских задач и др. Зиновкиной М.М. были созданы и описаны психолого-педагогические основы Многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ – ТРИЗ (Непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач). Цель системы НФТМ-ТРИЗ – формирование творческой личности учащихся [9, 10].

1. Планируя интегрированное музейное занятие необходимо четко представлять схему взаимосвязей интеграции искусств и приемов НФТМ-ТРИЗ (Табл. 1)   Схема взаимосвязей в занятии по музейной педагогике «У самовара…» для детей подготовительной группы детского сада Таблица №1
п/п

Ход занятия

ТРИЗ/принципы

Интеграция искусств

В ходе всего занятия компьютерная интеллектуальная поддержка

1

Введение в тему занятия

Мотивация

Стихи

2

1.Обсуждение картины Б. Кустодиева «Масленица»;

2.Беседа по картине Сурикова «Взятие снежного городка»

Содержательная часть/принцип развития интеллектуальной активности личности

1. Б Кустодиев «Масленица»;

2. Группа «Иван Купала» песня «Масленица»;

3

Игра для мальчиков «Перетягивание каната»

Психологическая разгрузка/принцип соревновательности.

Русская народная песня «Дубинушка» в исполнении Ф. И. Шаляпина

4

Разгадывание загадок

Головоломки

Загадки

5

Игра на внимание

Интеллектуальная разминка/принцип коммуникативности;

Русская народная песня «Во поле береза стояла…»;

6

1.Рассматривание картины Кустодиева «Деревенская Масленица. Гармонист»;

2.Рассматривание картины Маковского «За чаем»

Содержательная часть

1. Б. Кустодиев «Деревенская Масленица. Гармонист»;

2. Игра педагога на гармони «Во поле береза стояла…»;

3. К. Маковский «За чаем»;

7

Игра для девочек «Накрываем званый стол»

Психологическая разгрузка

Детский хор радио и телевидения песня «Наш красавец самовар»;

8

Викторина

Интеллектуальная разминка/принцип коммуникативности

К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха»

9

Творческое задание: Аппликация «Солнышко-ведрышко»

Творческое развитие/принцип развития и воспитания личности через творчество

Изо деятельность

10

Награждение вручение блинов

Резюме

Музыкальная композиция «Посиделки».

2. Обдумывая структуру занятия, сюжетно-композиционную канву, педагог должен помнить, что по ходу занятия произведения литературы могут взять на себя следующие функции:

— способствовать появлению импровизационной деятельности детей в различных жанрах и видах искусства (драматизация, музыкальное творчество и т.п.), способствовать интеграции различных видов художественно-творческой деятельности на образной основе; — стать образной темой, девизом предстоящего занятия, его эпиграфом, раскрывающим основной пафос (идею) занятия; — быть средством, обогащающим речь педагога, придающим ей «живописный» или «поэтический» характер; при этом важны артистические способности педагога, умение владеть словом и художественной речью; — во время показа зрительного ряда способствовать усилению эмоциональности его восприятия; литературные произведения или их фрагменты могут органично войти в драматургическую канву видеопрезентации; — в процессе показа произведений изобразительного искусства или их репродукций способствовать раскрытию содержания этих произведений; — формировать установку на практическую изобразительную деятельность, стимулировать зарождение у детей замысла; — выступать в качестве диагностических заданий; — развивать в детях способность к литературному творчеству; — органично войти в канву занятия, стать частью игровой или проблемной ситуации; — подводить итог занятия по изобразительному искусству, быть выражением его образного смысла. Выразительное слово, будучи основным профессиональным средством педагога, способно делать чудеса: «погружать» детей в мир сказочный и мир реальный, руководить вниманием ребят, организовывать установку на восприятие произведений различных видов искусства, создать ситуацию «мнимого присутствия», нацелить деятельность юных художников на продуктивное творчество в многогранных формах его проявления и, в конечном итоге, способствовать созданию выразительных «хороших» детских рисунков.

3. Музыкальные произведения подбираются с учетом: — сезонных изменений в природе, что помогает детям нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми музыкальными и художественными произведениями, выражать свое отношение к окружающему миру в речи, рисунке; — игровых педагогических технологий. Г. К. Селевко [6, с.91] в понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [6, с. 89]. Тем самым происходит обогащение содержания работы музейного педагога методами НФТМ-ТРИЗ и музейными формами (Табл. 2), подсказанными современностью. Определение соотношений принципов НФТМ-ТРИЗ и музейных методов и приемов Таблица №2
Принципы ТРИЗ

Музейные методы и приемы

Принцип педагогического сопряжения теории развития творческого мышления со стандартизованной программой;

Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов ДОУ, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В. Зуева и др. – СПб., 2008.

Принцип положительного эмоционального фона

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов;

Принцип предметной интеграции

Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета, когда педагог спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Также музыка может быт фоном для рассказа воспитателя;

Принцип поисковой деятельности

Подбери музыку (подумай какая из предложенных педагогом, музыка подойдет). В данном приеме можно использовать не только целое музыкальное произведение, но и фрагмент. Главным условием является наличие предварительной работы педагога в подборе музыкальных произведений и др;

Для реализации поставленных задач в системе эстетического воспитания и творческого развития детей старшего дошкольного возраста, в план интегрированных занятий могут быть включены общеизвестные произведения поэтов, прозаиков, композиторов и художников, тематика которых близка по своему содержанию для детей и логически взаимосвязана, программные произведения с учетом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной активности, расширению их знаний по трем интегрирующим направлениям: развитию речи, музыке, рисованию.

4. Немаловажную роль в развитии художественного воспитания детей несет:
  • Правильных подбор художественных произведений. Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, музейному педагогу необходимо чётко представлять:
— о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как художник передал содержание; — актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления; — произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе; — единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание); — колористическое решение (цветовой контраст); — композиционное решение. — концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений; — индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений; — эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.
  • Использование игровых методов и приемов, дидактическая ценность которых в новых образовательных условиях основывается на их эффективном применении, связанном с широкими возможностями для моделирования различных ситуаций и поиска решений проблем и задач.
  • Метод акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что всё изображенное на картине закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
  • Приём визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении картин по цвету, настроению (портреты), материалу, расположению объектов и пр.
  • Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека,воссоздать предшествующее и последующее содержание событий на картине. Для того чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью, эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине«Хотим ли мы (хочу ли я) оказаться в этой картине?».
  • Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
  • Приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
  • Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.
  • Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
  • Приём «узнавания» по описанию.
  • Сравни настроение картин (море).
Игровые методы и приёмы, используемые на интегрированных занятиях имеют схожие элементы с технологией ТРИЗ и помогают музейному педагогу: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны; воспринимать окружающее через мир слова, музыки и живописи; побуждают учащихся к формированию универсальных способностей и интегративных качеств; побуждают интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке; учат выделять главное из общего потока информации; развивать инициативность, самостоятельность и коллективное взаимодействие воспитанников.
  • Использование «визуального багажа». Каждый день дошкольник видит изменения в природе, наблюдает за поведением людей, домашних животных, птиц и т.п. «Визуальный багаж» ребенка обогащается благодаря игровой деятельности, прогулкам и путешествиям, рассматриванию книжных иллюстраций, восприятию теле- и видеоинформации и др. Музейный педагог выстраивает ход занятия на основе личного опыта ребенка и на анализе ранее полученных им впечатлений, активизирует процессы восприятия новой зрительной информации, формирует установку на осмысление увиденного, развивает способность «смотреть и видеть».
При этом следует учитывать следующее:
  • В силу возраста и непроизвольного внимания, которое доминирует в дошкольном возрасте, дети чаше отвлекаются на более яркие (крупные) изображения (картины);
  • Детям необходимы более быстрые «переходы», так как они не могут надолго концентрировать свое внимание на объектах наблюдения;
  • Необходимо вносить поисковый способ организации знакомства с художественными произведениями;
  • Дети достаточно быстро теряют интерес, в связи с чем рекомендуется чередовать пассивный осмотр с активным обсуждением;
  • Для улучшения восприятия можно использовать: раздаточный материал в виде кусочков материи, дерева, глины и пр.; аудиозаписи звуков природы, птичьего пения и др.
Все это способствует корректировке используемых музейным педагогом методов и приемов, активному проявлению эстетического отношения детей к окружающему миру, искусству и посещению музеев, созданию условий для эмоционального рассматривания явлений и объектов действительности, качественному подбору предъявляемых детям визуальных материалов и их выразительности. Интеграция искусств, используемая в ходе музейно-педагогической деятельности позволяет ребенку к концу старшего дошкольного возраста сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, глубже их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений, формируются универсальные способности и интегративные качества будущих первоклассников