Использование библиотерапии в работе с кризисными состояниями.
На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Использование библиотерапии в работе с кризисными состояниями.
Использование библиотерапии в работе с кризисными состояниями. |
Коррекционная работа психолога в школе — Психотерапия |
Винокурова К.И. Использование библиотерапии в работе с кризисными состояниями. «Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс». Н. Роджерс Арт-терапия – сравнительно новая область науки и практики, однако удивительный эффект творчества известен с древности. На протяжении многих лет искусство отражало мир человеческих страстей от глубокого горя до безумной радости и служило чудодейственным средством психологического и духовного возрождения. В последнее десятилетие художественное творчество как великая целительная сила открылось вновь и добилось высокой оценки. Художественная деятельность помогает избавиться от стресса, решать проблемы, преодолевать тяжелые переживания, связанные с потерей близких и даже избавляться от боли и других неприятных физических симптомов. Одним из методов арт-терапии можно смело назвать библиотерапию, которая в последнее время набирает обороты и становиться популярным терапевтическим средством. Много внимания уделяется поиску новых форм библиотерапевтической работы. В Испании, Финляндии широко распространена «Терапевтическая поэзия» (сборники стихов, оформленные в стиле лекарственных упаковок). В социальных сетях появляются авторы, которые пишут поэзию, несущую терапевтический эффект и возможность переживать кризисные состояния. Целью библиотерапии является исцеление словом в предоставлении читателю возможности сформировать сознание того, что и другие люди сталкивались с подобными проблемами, демонстрация того, как эти проблемы решаются, и в формировании видения своего пути преодоления трудных жизненных ситуаций. В настоящее время библиотерапия — это использование возможностей чтения для решения широкого спектра терапевтических задач. Библиотерапия как научная дисциплина особенно полезна и важна еще потому, что она адаптировала и усвоила из психиатрии и психотерапии актуальные приемы, связанные с возможностью положительно влиять на человека через книгу. Наиболее оптимальным является определение библиотерапии, предложенное Ю.Н.Дрешер. По ее мнению, библиотерапия — это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. Кроме этого, анализируя различные определения библиотерапии, Ю.Дрешер подытоживает: «В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем». Изучением библиотерапевтического потенциала книги посвятили себя А.М.Милер, А.Е.Алексейчик, И.З.Вельковский, О.Кабачек и другие. А.Е.Алексейчик в «Руководстве по психотерапии» предлагает перечень жанров литературы, расположенных по степени важности для библиотерапии, и дает им краткие характеристики. Библиотерапия довольно сильно и длительно воздействует на человека. Человек, оказавшийся в кризисе, обнаруживает, что его упорядоченный, тщательно выстроенный мир стал шатким и неопределенным. Все привычные способы, с помощью которых он раньше справлялся с жизненными трудностями, подвергаются сомнению, и он вынужден искать новые пути решения проблем, вырабатывать новые способы поведения, которые могут оказаться более эффективными, чем предыдущие. И здесь выступает библиотерапия как новое и действенное, потому как терапевтический эффект достигается за счет формирования самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем, в добавок высвобождая и развивая в человеке творческую сторону. В процессе библиотерапии помимо сочинения своего произведения, возможно использование готовых произведений: — истории, притчи, сказки, афоризмы, метафорические послания об истинах реального мира для расширения мировоззрения и поиска новых ресурсов (работа с метафорическими ассоциативными колодами «Хасидская мудрость», «1001», «Маленькие радости», «COPE»); — позитивная психотерапия и поучительные истории Н.Пезешкяна «Торговец и попугай»; — книги, которые мы выбирает, которые выбирают нас; — психодиагностика и психотерапия на основе любимой сказки. Библиотерапия является универсальным методом, который может применять любой психотерапевт. Но перед применением такого вида лечения следует заранее ознакомиться с книгами, которые вы хотите применить в терапевтических целях. И составить свой «рецепт», в который могут входить не большое количество книг выбранных жанров. Техниками библиотерапии выступают: — стихосложение для диагностики своего внутреннего эмоционального состояния; — составление письма («Письмо прощание с горем», «Письмо прощание с обидой», «Письмо благодарности Вселенной» и т.п.); — написание любого произведения по четко указанным психотерапевтом законам, рассказ на заданную тему; — сочинение сказки. Преимущества библиотерапии обусловлено тем, что: — процедура может занимать мало времени; — не требуется специальных приспособлений и оборудования, всего лишь бумага и ручка; — не требуется присутствия психотерапевта; — является надежным и эффективным методом психотерапии; — книги воздействуют исподволь, они ненавязчивы и незаметны; — к книге легко можно возвращаться каждый раз, находя для себя новое и полезное. С точки зрения библиотерапии интересно поэтическое творчество как спонтанная аутотерапия, терапия поэзией, «экзотический» с точки зрения Г. Айзенка вид психотерапии. Поэзия — это игра воображения, поэтому должна приносить радость, как и всякая игра. Творец, как и ребенок, познает и усваивает мир в игре. В игре удовлетворяется инстинкт творчества. Поэтическое воображение стимулирует развитие адаптационных возможностей творца, исподволь готовя его к превратностям и несовершенствам мира. Поэт же получает высшее наслаждение от игры в слова, перебирая их и переставляя, словно ребенок детали конструктора. Заняться поэтическим творчеством и терапией возможно используя авторскую методику «Написание синквейна». Для этого метода за основу взяты основные требования по написанию, но все подводиться к личной терапии, и проживанию своего эмоционального состояния. Техника «Написание синквейна». Цель: личная терапия и изменение травмирующего состояния. Инвентарь: писчая бумага и ручка. Время выполнения: до15 минут. Алгоритм выполнения: подумайте о состоянии, которое вас тревожит, с которое вы бы хотели проработать, это может быть ощущение, эмоция и т.д. Обозначьте одним словом, это и будет начало вашего синквейна, его первая строка. В первой строке – должна находиться сама тема синквейна, обычно это ощущение либо эмоция или неприятное переживание, требующее проработки. Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого состояния. По части речи это обычно причастия и прилагательные. В третьей строке – содержатся уже 3 слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого состояния. То, что вы совершаете, оказываясь в этом состоянии или переживая заявленную эмоцию. По части речи это глаголы и деепричастия. В четвертой строке — автор пишет уже 4 слова, которые испытывает, совершая действия в третьей строке. Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово, которое может быть повторением первой строки либо абсолютно новым словом (хорошо, когда это новое слово). После окончания написания синквейна, прочтите его, вслушиваясь насколько внутренне ваше произведение, ложится на душу. Задайте себе вопрос «Изменилось ли, что-то в вас? Какие ощущения вызывает у вас ваше произведение?». Обратите внимание, удалось ли вам в последней строке получить новую эмоцию, состояние, если да то о чем это для вас? Для усиления терапевтического эффекта и проработки эмоции или состояния предлагается следующую технику написание акростиха. Техника «Написание акростиха». Цель: проработка негативных состояний, усиление терапевтического эффекта, осознание и принятие изменений, поиск ресурса. Задание: Для написания акростиха, предлагаю взять эмоциональное состояние которое получилось в последней строке синквейна, например РАДОСТЬ, и размещаем его таким образом, что бы каждая буква нашего эмоционального состояния стала заглавной буквой строчки акростиха. Р………………………………………….. А…………………………………………. Д…………………………………………. О………………………………………….. С………………………………………….. Т………………………………………….. Ь…………………………………………… Следующим шагом является составление акростиха, в данной технике стараемся усилить положительный эффект нашего эмоционального состояния в каждой строчке (придерживаемся рифмы). В процессе написания акростиха вы достигнете творческого подъема и эмоционального удовлетворения не только от написания, но и проработаете негативные эмоции из техники синквейн. Для консультации можно задать следующие вопросы клиенту: — Ваши ощущения в ходе написания акростиха? — Что было для вас затруднительно? С чем это может быть связано? — Какие решения вы для себя видите в ходе вашей работы? — Что изменилось в вас? И т.д. Примечание: Если в акростихе в начале строки попадаются буквы Ы, Й, Ь, можно эти строки пропускать, но если возникает желание их задействовать — не сдерживайте себя. Поэтическое творчество несет наслаждение в страдании и стимулирует катарсис — освобождение от скорби и печали. Стихи, написанные кровью души, похожи на жгучие мучительные рыдания или слезы, которые проносятся грозовым ливнем, оставляя после себя умытый просветленный мир. Как бы ни были мучительны страдания, высказанные и душевно излитые, они становятся немощными, теряют свою магическую силу. Слезы, заключенные в стихах, и реальные слезы, вызванные самим творческим процессом, убивают скорбь. Так одна эмоция волшебным образом превращается в другую, становясь из темной светлой. Наш организм является сложной, самонастраивающейся и самовосстанавливающейся системой. При наличии необходимых ресурсов человек достаточно быстро через механизм, от реагирования приходит в состояние эмоционального равновесия. Слово чудотворящее, оно наполнено невероятной энергией, энергией движения и действия в том числе, о которой многие из нас и не догадываются. Смена сильных и слабых единиц, ритмический порядок слов, динамизм слова — вот внутренний жест и внутренняя мимика поэта. Это внутреннее мускульное, практически телесное усилие можно почувствовать в стихах. Играть на настроениях, вызывать эмоции, не обязательно позитивные, но сильные, либо заставлять думать, призывать к совместному размышлению. Или — одаривать теплом, создавать такие образы, которые могут поддержать, помочь найти отклик в чужой душе. Это, самое трудное, но и самое важное. Вы – сильны, Когда берете свое горе И превращаете его в улыбку Вы — храбры Когда преодолеваете свои страхи И помогаете преодолеть их другим Вы — счастливы Когда видите цветок И благодарны ему за это мгновенье жизни Вы — любящи Когда ваша собственная боль Не делает вас слепым к боли других Вы — настоящий Когда признаете, что иногда Обманываете сами себя Вы — живы Когда надежды на завтра Значат больше, чем вчерашние ошибки Вы — растете Когда знаете, кто вы есть, Но не того, кем станете Вы — свободны Когда вы контролируете сами себя, А не других людей Вы — щедры Когда отдаете также легко, Как принимаете Вы — скромны Когда вы не знаете Насколько вы скромны Вы — милосердны Когда прощаете другим те недостатки, Которые осуждаете в себе Вы — красивы Когда не требуется зеркало, Говорящее вам об этом Вы — богаты Когда вам не требуется больше того, Что у вас и так есть Вы — разумны Когда видите меня таким же, как себя И относитесь также, как к самому себя Вы — это Вы Когда находитесь в мире с Тем, кем вы не являетесь. Использованная литература:
|