Особенности психодинамической терапии девиантной личности
На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Особенности психодинамической терапии девиантной личности
Особенности психодинамической терапии девиантной личности |
Коррекционная работа психолога в школе — Психотерапия |
КОРОЛЕНКО ЦЕЗАРЬ ПЕТРОВИЧ доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии Новосибирской медицинской академии, ДМИТРИЕВА НАТАЛЬЯ ВИТАЛЬЕВНА доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии девиантного поведения Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы ЛЕВИНА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА кандидат психологических наук, доцент кафедры юриспруденции и общеобразовательных дисциплин Московского университета экономики и статистики (Усть-Каменогорский филиал), Особенности психодинамической терапии девиантной личностиОсобенности самовосприятия, размышлений о себе и характер отношений девиантной личности с другими людьми часто оказываются дезадаптивными и нуждаются в коррекции. Проблема многих клиентов с девиантным поведением, обращающихся за помощью, заключается в том, что они чувствуют хроническую неудовлетворенность собой и хотят от нее избавиться, но не могут найти причины психологического дискомфорта и того, что именно им следует изменить. Переживания таких лиц во многом основаны на желаниях, страхах, мыслях и конфликтах, которые находятся вне осознания. Неосознаваемые мысли и чувства оказывают сильное воздействие на течение психических процессов и определяют содержание мотиваций, приводя к привычным, но часто дезадаптивным моделям мышления и поведения. Например, страдающая от одиночества девиантная личность, не осознает, что его/ее страх возможного отвержения приводит к избеганию межличностных контактов, многие из которых могли бы быть перспективными для преодоления одиночества. Обучение в процессе терапии умению осознавать бессознательные мысли и чувства имеет для таких лиц большое терапевтическое значение. Приобретение вышеупомянутых рефлексивных навыков поможет одинокому человеку постепенно понять, что он или она сами являются причиной изоляции, отрицая свою потребность в межличностных контактах. Или, например, молодая женщина, неуверенная в наличии у нее способности к установлению социальных контактов, сможет осознать, что ее постоянные трудности в общении являются следствием комплекса неполноценности и убежденности в непривлекательности для других людей. Осознание корневых причин проблемы приводит в подобных случаях к формированию другой тактики и стратегии поведения и тем самым к изменению качества жизни. Помощь в решении этих проблем входит в компетенцию психодинамической психотерапии, которая раскрывает перед клиентами новые, более адаптивные модели мышления и поведения. В связи с этим возникает вопрос, почему осознание девиантной личностью бессознательных чувств и мыслей в процессе психодинамической коррекции имеет терапевтический эффект? В. Мур, В. Файн (1990), использующие термин abreaction, имеют в виду, что непроявленные чувства нуждаются в отреагировании, во вскрытии, аналогично хирургической манипуляции с абсцессом, который вызывает боль и интоксикацию и нуждается в оперативном вмешательстве [4]. З. Фрейд (1915) писал, что элементы бессознательного разрастаются в темноте бессознания, если они не выводятся в сознание посредством их вербализации [2]. Это разрастание может приобретать чудовищные размеры. Все мы знаем по собственному опыту, что проговаривание проблемы, обсуждение с собеседником тревожащего нас психического материала, как правило, смягчает чувство тревоги. Такую ситуацию можно сравнить с включением света в темной комнате, в которой кажущийся пугающим разместившийся на стуле объект в реальности оказывается висящей на спинке стула одеждой. Если силы, управляющие нашими мыслями, чувствами и поведением, находятся в бессознании, мы не в состоянии их контролировать. Они управляют принятием решений, продуцируют тревогу и возникновение других часто негативных эмоций. Усиление осознания наличия этих сил помогает в создании условий, обеспечивающих возможность контроля над процессами, происходящими в психической сфере и влияющими на поведение, самовосприятие, самосознание, отношения с другими людьми. Объяснение этой психодинамической концепции девиантным клиентам является эффективным, оно помогает им понять смысл психодинамической терапии и ее потенциальные возможности. Понимание бессознательных мыслей и чувств возможно лишь при условии их перевода в приемлемую для осознания форму. Бессознательная психика оперирует тем, что принято в классическом психоанализе называть первичным процессом. Первичный процесс не подчиняется правилам формальной логики и носит невербальный характер. Вторичный процесс, напротив, логичен и вербализован. Бессознание может быть понято, если оно переведено в форму, которую способна понять сознательная психика. Это происходит с помощью слов, которые осуществляют функцию транспортеров между бессознательной и сознательной психикой. Метафорически слова можно представить в виде паромов, которые «перевозят» психические материалы между бессознанием и сознанием. Это происходит в момент инсайта, когда хаотические мысли внезапно оформляются в слова, вызывая реакцию типа «я схватил смысл того, о чем я думал». Процесс перевода бессознательных содержаний в сферу сознания эффективно снижает эмоциональное напряжение и тревогу, предоставляя возможность анализировать и лучше понимать скрытые механизмы бессознательных процессов. Психодинамическая психотерапия помогает также усилить практически всегда деформированную эго функцию девиантных клиентов. Что представляет собой эго функция? В классическом психоанализе, как известно, психика разделяется на три основные структуры: эго, ид и суперэго. Ид состоит из вытесненных из сознания неприятных переживаний, нереализованных запретных желаний и инстинктов. Суперэго содержит совесть и личностные идеалы. Эго функционирует по принципу связи и соответствия с реальностью, и также как суперэго блокирует реализацию стремлений, если последние находятся в противоречии с требованиями реальности. Реализация этих психодинамических процессов включает нарушенный у девиантной личности контроль над импульсами, регулирование соотношения между внешними и внутренними стимулами, способность переносить напряжение, связанное с откладыванием на будущее желаемых реализаций, использование механизмов психологических защит. Все вышеперечисленные активности являются для де- виантной личности проблемными зонами. Сила эго неодинакова у разных людей. Девиантным клиентам свойственно слабое эго и эта слабость наиболее отчетливо проявляется в стрессовых ситуациях, психических травмах, межличностных конфликтах. Психодинамическая терапия способна помочь девиантным индивидуумам со слабой эго функцией посредством обучения таких лиц новым вариантам контроля своих эмоций. Обсуждение со специалистом причин, содержания и негативных последствий отрицательных эмоциональных состояний помогает ослабить их интенсивность, снизить уровень невротической тревоги. Теория и практика психодинамической психотерапии свидетельствуют о возможности «заимствования» девиантными клиентами со слабым эго силы эго терапевта, в ходе которого появляется возможность интернализировать (усвоить) новые способы мышления и поведения с целью усиления и стабилизации слабой эго функции. Известно, что наличие в детском периоде жизни девиантной личности таких отрицательных факторов, как психическая травма, физическое и сексуальное насилие, пренебрежение ребенком может приводить к задержке формирования идентичности и развития творческих способностей [3]. Психодинамическая психотерапия помогает реактивировать задержанное психическое развитие в контексте психотерапевтического общения с терапевтом. Области, в которых возможность такого роста имеет место, согласно Д. Кабанисс с соавторами включают [1]:
Психодинамическая психотерапия является методом, помогающим избавиться от эмоциональной боли и изменить свойственные девиантным клиентам дезадаптивные жизненные подходы, которые приводят к снижению самооценки, развитию депрессии и к нарастающим проблемам в межличностных отношениях. Психодинамическая психотерапия основывается как на теории классического психоанализа, так и на теориях современного психоанализа объектных отношений, сэлф анализа, коммуникативном психоанализе Лангса и анализа ментализационных процессов. Целью всех форм психодинамической терапии является осознание клиентом бессознательных материалов, что приводит к возможности осуществлять лучший контроль над своей жизнью. Классический психоанализ в настоящее время используется в психодинамической психотерапии в сравнительно ограниченном варианте. Отсутствует фиксация на сексуальных проблемах как на основной причине психологических проблем и психических нарушений. Исключается авторитарный стиль отношений между специалистом и клиентом, отношения строятся на взаимопонимании, взаимоуважении и эмпатическом созвучии. Вмешательство фокусируется на раскрытии и разрешении внутренних конфликтов клиента, которые анализируются и обсуждаются с целью углубления понимания корневых причин средовой дезадаптации. Психодинамическая психотерапия иногда рассматривается как модифицированный вариант классической психоаналитической терапии. Она использует общие теоретические принципы классического психоанализа, но ориентируется, прежде всего, на стимулирование развития значительных изменений на личностном уровне. Терапия фокусирована на текущих проблемах девиантных клиентов, их жизненной ситуации и понимании механизмов того, каким образом эти проблемы оказываются связанными не только с ранними конфликтами, но прежде всего с бессознательными аспектами отношений с терапевтом. Психодинамическая психотерапия базируется на основном положении, согласно которому в психической структуре каждого человека имеется бессознание, находящиеся в бессознании чувства часто настолько болезненны, что клиент не может «вывести» их на уровень сознания и встретиться с ними лицом к лицу. В такой ситуации ему помогают психологические защиты. Они дают возможность ухода от осознания бессознательной эмоциональной боли и связанных с нею ассоциаций. Тем не менее, психологические защиты имеют и отрицательный эффект. Они оказывают скрытое воздействие на психику, вызывая психологический дискомфорт, свободно плавающую тревогу и постепенное снижение самооценки. Практика психодинамической психотерапии с девиантными клиентами показывает, что используемые ими психологические защиты во многих случаях приносят больше вреда, чем пользы и поэтому возникает необходимость специального терапевтического воздействия. Психодинамически ориентированные терапевты полагают, что, если клиент осознает, что происходит в реальности в ее или его бессознательной психике, переживания станут не столь болезненными. Психодинамическая психотерапия позволяет девиантной личности исследовать неразрешенные конфликты и нарушения, которые связаны с прошлыми дисфункциональными отношениями и катализируют развитие текущих нарушений и деза- даптивное поведение в окружающей клиента среде. Следует еще раз подчеркнуть, что психодинамическая психотерапия основывается на теориях и практиках различных школ психоанализа и не совпадает с теорией и практикой психоанализа Фрейда. В то же время, как и в классическом психоанализе психодинамические подходы атрибутируют эмоциональные проблемы к бессознательным мотивам и конфликтам, которые в психодинамических теориях не имеют исключительно сексуальной природы. Существуют различные виды психодинамической психотерапии, которая может быть поддерживающей, но, прежде всего, ориентированной на возникновение инсайта в осознании бессознательных процессов, проявляющихся в поведении клиента в текущей жизни, и в особенностях его поведения во время терапевтических сессий. Поддерживающие вмешательства необходимы в случаях ослабленной эго системы, когда клиент в определенный момент или период не в состоянии без поддержки конструктивно участвовать в психотерапевтическом процессе. Приведем в качестве примера высказывание одной из клиенток: «Я не в состоянии принять самостоятельные решения, выбирать, что именно мне нужно делать в разных ситуациях. Я, наверное, слишком глупа для этого». Специалист: «Тем не менее, Вы недавно приняли кардинальное решение в отношении снижении дозы ежедневно употребляемых Вами ранее алкогольных напитков, так что я знаю, что Вы способны принимать решения. Давайте вместе обсудим, что мешает Вам принять решение о полном отказе от алкоголя». В данном случае специалист приходит к выводу, что клиентка в данный момент не может принять собственное решение и нуждается в его помощи, в поддержке и усилении ее слабой эго функции. Использование комбинации похвалы, подкрепления и стимулирования помогает усилить эго и повысить самооценку клиентки. Специалист помогает правильно оценить реальность, напоминая клиентке о ее нереализованных способностях, в том числе о способности к сотрудничеству в совместном терапевтическом процессе. Он поддерживает эти функции, чтобы помочь клиентке в данный момент, но делает это таким образом, чтобы в дальнейшем она смогла решать свои проблемы самостоятельно. Существует древняя китайская мудрость Фан Ли, 475 г. до РХ как метафора, описывающая суть поддерживающего подхода: «Дайте человеку рыбу он насытится ею в течение дня. Научите человека ловить рыбу, и Вы насытите его на всю жизнь». В телевизионном сериале Star Trek в продолжение этой темы было озвучено высказывание: «научите ловить рыбу, и Вы потеряете платежеспособного покупателя». Д. Кабанисс с соавторами (2011) указывают на две возможности поддержки эго функции в виде обеспечения и ассистирования: «Если мы обеспечиваем поддержку, мы напрямую даем клиентам то, чем они сами не могут обеспечить себя в данный момент (подобно «рыбе» в китайской мудрости). Обучение девиантных клиентов использованию эго функции в значительной степени напоминает обучение «ловле рыбы» [1]. Цель психодинамической терапии девиантных клиентов — помощь в постоянной мобилизации их собственных эго ресурсов, а основная задача — умение балансировать между необходимостью в поддержке и потребностью клиентов в автономии.
|