Индивидуально-типологический опросник | Обучение и развитие детей

Индивидуально-типологический опросник

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Индивидуально-типологический опросник
Индивидуально-типологический опросник
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Автор: Л.Н. Собчик

Контингент испытуемых: старшеклассники.

Предмет диагностики: индивидуально-типологические особенности личности

Компетентность исполнителя: практический психолог разного уровня профессиональной подготовки (базовая психологическая подготовка, психология — дополнительная специальность, переподготовка по специальности психология), социальный педагог, психолог — практикант.

Материал и пояснения к методике. Прежде чем приступать к обследованию учащегося с помощью данного опросника, сделайте следующее:

1. Заготовьте бланк ответа (стандартный лист бумаги с датой, Ф.И.О. ученика и проставленными в столбик номерами утверждений от 1 до 55).

2.Убедитесь в том, что инструкция учеником понята правильно.

Инструкция: «Перед тобой имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон твоей жизни, твоего характера, привычек. Прочти первое утверждение и реши, верно ли оно по отношению к тебе, согласен ли ты с ним. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, напиши слово «Да». Если оно неверно, то напиши «Нет». Если ты затрудняешься с ответом, то постарайся выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует твоему мнению.

Будь внимателен: если звучит отрицание, к примеру «Я не люблю ходить в гости …» и т.д., то ответ «согласен, не люблю» обозначается как «Да». Или «Мне не бывает стыдно, когда я …» ответ «Нет», означает, что тебе «бывает стыдно, когда…»

Затем таким же образом отвечай на все пункты опросника. Если ошибешься, то зачеркни ошибочный ответ и поставь тот, который считаешь нужным. Помни, что ты высказываешь собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших» ответов, «правильных» или «неправильных».

  1. Я постараюсь отвечать на все вопросы очень правдиво и откровенно.
  2. Я лучше делаю уроки дома, чем в классе.
  3. Я все делаю без посторонней помощи.
  4. Я часто заговариваю первым (первой) с незнакомыми ребятами.
  5. Если я чего-то захочу, то сделаю по-своему, даже если все вокруг будут против.
  6. Я часто беспокоюсь, все ли я успел (успела) сделать, тревожусь по пустякам.
  7. В моих неудачах виноваты определенные люди (ребята, родители, учителя).
  8. Для меня важно иметь общее мнение с ребятами нашего класса.
  9. Меня мало касается все, что случается с другими.
  10. Мне нравятся люди, которые умеют хорошо петь, танцевать.
  11. Мне нет дела до чужих бед: хватает своих.
  12. В шумной компании я только смотрю, как веселятся другие.
  13. Мне всегда больно видеть, как кто-то переживает и мучается.
  14. Я всегда говорю только правду.
  15. Я часто не знаю, как поступить, и советуюсь с другими.
  16. Мне всегда приятно знакомиться с новыми людьми.
  17. Я всегда действую без долгих раздумий.
  18. Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен (уверена) в своей правоте.
  19. Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.
  20. Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок на моем столе, в моей комнате.
  21. Я умею привлекать к себе внимание ребят и даже взрослых людей.
  22. В жизни я твердо придерживаюсь определенных правил и принципов.
  23. Я не люблю ходить в гости, где все шумят и веселятся.
  24. Я очень чувствителен (чувствительна) к изменениям в настроении окружающих.
  25. Я могу заинтересовать ребят нашего двора или класса и повести их за собой.
  26. Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом плачет или огорчается.
  27. Я всегда делаю только то, что нравится другим.
  28. Я лучше соображаю, когда я один (одна), а не в присутствии всего класса.
  29. Я бы легко справился (справилась), если бы меня выбрали старостой класса.
  30. Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить, стоя у доски.
  31. Мнение старших (родителей или учителей) для меня всегда имеет большое значение.
  32. Мне трудно заставить других ребят действовать так, как я считаю нужным.
  33. Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается само чувствие.
  34. Я всегда бываю настойчив (настойчива), если уверен (уверена) в своей правоте.
  35. Если в компании на меня не обращают внимания, мне становится скучно, неинтересно.
  36. Никто не может изменить мое мнение.
  37. Мне нравится играть в разные игры с разными, каждый раз новыми друзьями.
  38. Я могу изменить свое мнение, если родители или учитель считают, что я не прав (не права).
  39. В метро или троллейбусе я с удовольствием могу поболтать с незнакомыми ребятами.
  40. Я никогда не вру.
  41. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
  42. Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях, помечтать.
  43. Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании.
  44. У меня не получится, если мне придется командовать другими.
  45. Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.
  46. Мне не бывает стыдно или неловко за свои слова или поступки.
  47. Мне часто приходится в драке защищать свои права.
  48. Я не стану огорчаться, если получу двойку или меня поймают на вранье.
  49. Мое настроение значительно зависит от того, как ладят между собой родители.
  50. Мне трудно добиться успеха, так как не хватает упорства и настойчивости.
  51. Я всегда слушаюсь старших дома и в школе.
  52. Мое грустное настроение легко исправляется, если я смотрю интересный фильм в кино или комедийное представление по телевизору.
  53. Меня совсем не волнуют неприятности в школе.
  54. Мне часто бывает скучно, когда кругом все веселятся.
  55. Я всегда перехожу улицу в положенном месте.
 

Ключ к индидуально-типологическому опроснику

(значимые ответы по шкалам)

  1. Экстраверсия: Да-10, 37,39, 43; Нет-12, 54.
  2. Спонтанность: Да -3,17, 25,29; Нет — 15, 44.
  3. Агрессивность: Да-5, 18,45, 47; Нет-31,32.
  4. Ригидность: Да-7, 20, 22, 34; Нет-36, 50.
  5. Интроверсия: Да-2, 28, 30, 42. Нет-4, 16.
  6. Сензитивность: Да — 13, 24, 38; Нет — 9, 11, 26.
  7. Тревожность: Да — 6, 19, 33; Нет — 46, 48, 53.
  8. Лабильность: Да-8, 21, 35, 49, 52; Нет-23.
  9. Ложь: Да-14, 27, 40, 41, 51, 55.
Суммируются значимые ответы, приведенные в ключе. За каждый отчет, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам.

3-4 балла. Показатели в пределах нормы — гармоничная личность.

5 баллов. Заостренные — акцентуированные черты.

5 баллов. Выраженные избыточно-дезадптирующие свойства.

Сильно выраженные тенденции (если показатели выше 4 баллов), компенсированные полярными свойствами (то есть, антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и

признаком наличия внутреннего конфликта. Если показатели ниже 4 баллов, то это говорит о сбалансированности разнонаправленных свойств. Если большинство показателей от 0 до 2 баллов, то это указывает на плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.

Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность, зависимость, конфликтность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4 баллов) по соседствующим типологическим свойствам. Если по шкале «ложь» (неискренность) получено более 3 баллов, то данные недостоверны.

  1. ЭКСТРАВЕРСИЯ — высокие показатели по этой шкале говорят о направленности на внешние события, высокой социальной активности. Избыточная общительность и отвлекаемость при этом мешают целенаправленности действия. Заостренная форма проявления этого качества: неразборчивое, поверхностное общение, в котором нет глубоких привязанностей, неконструктивная активность.
  2. СПОНТАННОСТЬ — высокие показатели по этой шкале характерны для ребят с выраженным самоутверждением, стремящихся к независимости и лидированию. Любые рамки вызывают противодействие. При заострении этого качества характерна импульсивность поведения, хулиганские наклонности.
  3. АГРЕССИВНОСТЬ — повышенные показатели по этой шкале соответствуют выраженной тенденции к самоутверждению, активной самореализации, самостоятельности. Заострение этого направления развития проявляется в эгоцентризме, склонности к агрессивной манере самоутверждения.
  4. РИГИДНОСТЬ — высокие показатели по этой шкале характерны для ребят, склонных к «застреванию» и трудной раскачке, независимо от того, находятся ли они в состоянии покоя или активности. Это может проявляться в выраженном упорстве при достижении цели, или упрямстве при отстаивании своей точки зрения. Они могут быть агрессивны в отстаивании своих прав. Для них важен собственный статус. При заострении этой тенденции развития, человека трудно сдвинуть с места в спокойном состоянии, в активном — трудно остановить.
  5. ИНТРОВЕРСИЯ — ребята с высокими показателями по этой шкале отличаются замкнутостью, сосредоточенностью на себе, отгороженностью, пассивностью Они очень избирательны в выборе друзей, но в своих привязанностях постоянны. Заострение этой тенденции проявляется неумением общаться со сверстниками, уходом от реальности.
  6. СЕНЗИТИВНОСТЬ — высокие показатели по этой шкале говорят о выраженной впечатлительности, ранимости, склонности преувеличивать свою вину в случившемся, зависимости, ориентации на авторитет сильной личности. Заострение этого качества выглядит как выраженная пассивность, склонность к грусти, неуверенность при принятии решений, большая вероятность депрессивных реакций при неудачах.
  7. ТРЕВОЖНОСТЬ — повышенные показатели по данной шкале свидетельствуют об обостренном чувстве ответственности, внутренней потребности соответствовать требованиям преподавателей, родителей, класса, компромиссностью в поведении. Заострение данной тенденции проявляется неуверенностью в себе, мнительностью, склонностью к необоснованным страхам.
  8. ЛАБИЛЬНОСТЬ — высокие показатели по этой шкале отражают выраженную эмоциональную неустойчивость с бурными проявлениями как радости, так и огорчений. При этом постоянна потребность быть в центре внимания, нравиться окружающим. Воображение богато, склонность к фантазированию ярко выражена. Акцентуация этого качества проявляется истерическими эксцессами, значительно затрудняющими процесс обучения.
ВНИМАНИЕ: Сбалансированность и умеренная степень выраженности разных типологических свойств наблюдается у стабильной, уравновешенной, гармоничной личности. Если в процессе психодиагностического исследования выявляются в качестве заостренных две разнонаправленные полярные тенденции, то это — признак внутреннего напряжения, связанного с развивающейся компенсаторной саморегуляцией, ведущей к тому, что одно избыточно проявляющееся качество компенсируется столь же выраженной противоположной тенденцией.