Технологии выявления и профилактики эмоционального выгорания социальных работников — Диагностика процессов самоактуализации и самореализации
На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Технологии выявления и профилактики эмоционального выгорания социальных работников — Диагностика процессов самоактуализации и самореализации
Технологии выявления и профилактики эмоционального выгорания социальных работников — Диагностика процессов самоактуализации и самореализации |
Документация школьного психолога — Документация социального педагога в школе | |||||||
Для диагностики процесса самоактуализации можно выбрать адаптированную Л. Гозманом методику Э. Шострома. Тест Э. Шострома состоит из 126 пунктов, каждый из которых включал в себя два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера. Каждый пункт обязательно входит в одну из двух базовых шкал личностной ориентации: в шкалу ориентации во времени, измеряющую, насколько человек живет настоящим по сравнению с прошлым и будущим, насколько эти понятия для него связаны (23 пункта) и в шкалу опоры, измеряющую, насколько человек руководствуется в жизни внутренними критериями по сравнению с внешними (104 пункта). Кроме того, значительное число пунктов входит в одну или более из 10 дополнительных шкал, измеряющих концептуально-важные элементы самоактуализации. Дополнительные шкалы группируются в 5 блоков:
Первичная обработка результатов представляет собой подсчет баллов по всем шкалам опросника. Затем для каждого испытуемого подсчитывается значение двух базовых коэффициентов (коэффициента времени и коэффициента опоры) и строится школьный профиль. На основе этих данных производится интерпретация результатов. Коэффициент времени вычисляется на основе количества баллов, набранных испытуемым по шкале Компетентности во времени. Он представляет собой отношение количества пунктов, по которым испытуемый выбирал суждения, свойственные для несамоактуализирующейся личности к количеству пунктов, по которым он выбрал суждения, характерные для самоактуализирующейся личности. Аналогичным образом на основе данных, полученных по второй базовой шкале, вычисляется коэффициент опоры. Шкальный профиль строится на специальном профильном бланке, где каждая шкала имеет свой масштаб. На этом бланке сырые результаты легко переводятся в стандартные. Профили людей, обладающих достаточно высоким уровнем самоактуализации, считаются расположенными между стандартными значениями от 50 до 60. В 1987 г. Л. Гозман и Крое включили в опросник следующие шкалы: 1) Шкала ориентации во времени (включает в себя 17 пунктов) — измеряет, насколько правильно человек ориентирован во времени. Человек, обладающий низким уровнем самоактуализации (низкий балл по шкале) неправильно ориентирован во времени. Такой человек живет прошлым (его мучает раскаяние в своих поступках, воспоминание о нанесенных ему обидах и т.п.) или/и будущим (ставит перед собой идеальные цели, строит невыполнимые планы, живет неоправданными надеждами и ожиданиями, обычно опасается за свою жизнь и пр.), или только настоящим (поглощен «сегодняшним днем», не связывая свою жизнь ни с прошлым, ни с будущим). Самоактуализирующаяся личность (высокий балл по шкале) правильно ориентирована во времени. Она не откладывает жизнь на завтра и не вязнет в прошлом, а живет настоящим, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим. 2) Шкала опоры (91 пункт) — базовая шкала, определяющая, руководствуется ли человек в жизни своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами, или он подвержен влиянию внешних сил, конформен и т.д. Признак самоактуализации — «изнутри» направляемая личность, то есть личность, обладающая «внутренней поддержкой». Если такой человек подвержен внешнему влиянию, то он свободен в выборе, не конформен. Несамоактуализирующаяся личность направляется «извне», то есть обладает «внешней поддержкой».
Таким образом, данный тест включает в себя 14 шкал и 126 пунктов. Каждый пункт опросника содержит два альтернативных суждения, одно из которых должно быть в обязательном порядке выбрано испытуемым как в наибольшей степени соответствующей его взглядам и убеждениям (испытуемый отмечает на ответном бланке крестиком, какое из суждений «а» или «б» он выбрал). Как уже отмечалось выше, за выбор того из суждений, которое характерно для самоактуализирующейся личности, испытуемый получает один балл. В методике представлены те суждения из пунктов каждой шкалы, за которые дается один балл (ключи по шкалам). Вопросы, оставленные без ответов, а также те, где отмечены обе возможные альтернативы, при обработке не учитываются. Если испытуемый не ответил на 10% и более, исследование считается не действительным. Опросник рассчитан на респондентов, обладающих достаточно высоким уровнем интеллектуального развития, необходимым для адекватного восприятия содержания теста. Для дополнительного исследования процесса самоактуализации можно использовать тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д. А. Леонтьева. Эта методика направлена на диагностику смысложизненных ориентации личности и позволяет рассмотреть процесс саморелизации на конкретном жизненном моменте. Интерпретация субшкал: Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни. Локус контроль — Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. Локус контроля — жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. << Предыдущая — Следующая >> |