Анкета «Волевые привычки» | Обучение и развитие детей

Анкета «Волевые привычки»

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика психологической культуры Анкета «Волевые привычки»
Анкета «Волевые привычки»
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика психологической культуры
АНКЕТА «ВОЛЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ» (Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986.)

Цель: определение на основе оценки родителей сформированности волевых привычек, навыков самоорганизации у учащихся.

Инструкция: «В предлагаемой анкете вам нужно по каждому пункту выбрать подходящий вариант ответа».

Анкета

1. В какой мере сформированы у подростка основные бытовые навыки (уборка постели, поддержание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

а) в основном сформированы достаточно устойчиво;

б) сформированы, но недостаточно устойчиво;

в) не сформированы.

2. Умеет ли подросток организовать свое время самостоятельно?

а) в основном умеет;

б) умеет, но не всегда это делает;

в) практически не умеет.

3. Способен ли сам без внешнего принуждения организовать свое время?

а) в основном способен;

б) делает это нерегулярно;

в) практически никогда этого не делает.

4. Садится ли без всякого напоминания за приготовление домашних заданий?

а) практически всегда;

б) только иногда;

в) практически никогда.

5. Способен ли подросток длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

а) в основном способен;

б) способен лишь в редких случаях;

в) не способен.

6. Проявляется ли у подростка интерес к самовоспитанию?

а) достаточно отчетливо проявляется;

б) проявляется, но от случая к случаю;

в) не проявляется.

7. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере этот интерес носит действенный характер?

а) регулярно предпринимает попытки самовоспитания;

б) попытки самовоспитания предпринимаются от случая к случаю;

в) никаких определенных попыток не предпринимает.

8. Имеется ли у подростка какая-либо программа самовоспитания?

а) такая программа имеется;

б) определенной программы нет, но есть некоторые наметки;

в) никакой программы нет.

9. Свойственна ли подростку привычка доводить свои дела до конца?

а) свойственна в достаточной мере;

б) не все дела доводит до конца;

в) очень редко доводит дело до конца.

10. Планирует свое свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действует как придется?

а) в основном планирует;

б) планирует только иногда;

в) практически никогда не планирует.

11. Достаточно ли внимателен при выполнении интеллектуальной деятельности?

а) достаточно;

б) не всегда достаточно;

в) как правило, очень невнимателен.

12. Умеет ли сдерживаться в эмоциональных ситуациях?

а) в основном, умеет;

б) иногда не сдерживается;

в) как правило, не сдерживается.

13. Умеет ли серьезно и ответственно выполнить задание, которое считает важным?

а) как правило, умеет;

б) не всегда умеет;

в) не умеет.

14. Обнаруживаются ли попытки определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение внешкольными, но важными навыками)?

а) обнаруживает достаточно определенно;

б) обнаруживает, но только от случая к случаю;

в) не обнаруживает.

15. Если имеется какая-либо серьезная цель, делается ли что-либо для ее осуществления?

а) кое-что делается;

б) делается очень мало;

в) ничего не делается.

Обработка и оценка результата производится по следующему ключу: если ответов «а» набралось не менее 2/3, то подросток имеет хороший уровень волевого воспитания; если ответов «б» набралось около 2/3, то уровень волевого развития подростка посредственный; если ответов «в» набралось 2/3, то имеется низкий уровень самоорганизации, необходима коррекция воспитания.

Можно выделить три основных уровня сформированности волевых привычек у подростков.

1. Высокий уровень волевых привычек:

а) ребенок владеет всем необходимым набором гигиенических и бытовых волевых привычек, необходимых в его возрасте;

б) имеются достаточно развитые навыки произвольного внимания, произвольного запоминания — навыки сосредоточенной умственной деятельности в целом, соответствующие возрасту;

в) большинство целей деятельности, поставленных как извне, так и самим подростком, реализуется, доводится до конца.

2. Средний уровень — подросток недостаточно владеет своим поведением в какой-либо из указанных сфер волевого развития. Чаще всего это относится к интеллектуальной сфере как наиболее трудной в содержательном отношении.

3. Низкий уровень — подросток не может достаточно управлять своим поведением, даже когда он этого очень хочет.

Источник: Колмогорова Л.С.

Диагностика психологической культуры школьников:

Практ. пособие для шк. психологов. — Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.: ил. — (Б-ка школьного психолога).