Анкета «Волевые привычки»
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика психологической культуры Анкета «Волевые привычки»
Анкета «Волевые привычки» |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика психологической культуры |
АНКЕТА «ВОЛЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ» (Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986.) Цель: определение на основе оценки родителей сформированности волевых привычек, навыков самоорганизации у учащихся. Инструкция: «В предлагаемой анкете вам нужно по каждому пункту выбрать подходящий вариант ответа». Анкета 1. В какой мере сформированы у подростка основные бытовые навыки (уборка постели, поддержание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)? а) в основном сформированы достаточно устойчиво; б) сформированы, но недостаточно устойчиво; в) не сформированы. 2. Умеет ли подросток организовать свое время самостоятельно? а) в основном умеет; б) умеет, но не всегда это делает; в) практически не умеет. 3. Способен ли сам без внешнего принуждения организовать свое время? а) в основном способен; б) делает это нерегулярно; в) практически никогда этого не делает. 4. Садится ли без всякого напоминания за приготовление домашних заданий? а) практически всегда; б) только иногда; в) практически никогда. 5. Способен ли подросток длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом? а) в основном способен; б) способен лишь в редких случаях; в) не способен. 6. Проявляется ли у подростка интерес к самовоспитанию? а) достаточно отчетливо проявляется; б) проявляется, но от случая к случаю; в) не проявляется. 7. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере этот интерес носит действенный характер? а) регулярно предпринимает попытки самовоспитания; б) попытки самовоспитания предпринимаются от случая к случаю; в) никаких определенных попыток не предпринимает. 8. Имеется ли у подростка какая-либо программа самовоспитания? а) такая программа имеется; б) определенной программы нет, но есть некоторые наметки; в) никакой программы нет. 9. Свойственна ли подростку привычка доводить свои дела до конца? а) свойственна в достаточной мере; б) не все дела доводит до конца; в) очень редко доводит дело до конца. 10. Планирует свое свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действует как придется? а) в основном планирует; б) планирует только иногда; в) практически никогда не планирует. 11. Достаточно ли внимателен при выполнении интеллектуальной деятельности? а) достаточно; б) не всегда достаточно; в) как правило, очень невнимателен. 12. Умеет ли сдерживаться в эмоциональных ситуациях? а) в основном, умеет; б) иногда не сдерживается; в) как правило, не сдерживается. 13. Умеет ли серьезно и ответственно выполнить задание, которое считает важным? а) как правило, умеет; б) не всегда умеет; в) не умеет. 14. Обнаруживаются ли попытки определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, овладение внешкольными, но важными навыками)? а) обнаруживает достаточно определенно; б) обнаруживает, но только от случая к случаю; в) не обнаруживает. 15. Если имеется какая-либо серьезная цель, делается ли что-либо для ее осуществления? а) кое-что делается; б) делается очень мало; в) ничего не делается. Обработка и оценка результата производится по следующему ключу: если ответов «а» набралось не менее 2/3, то подросток имеет хороший уровень волевого воспитания; если ответов «б» набралось около 2/3, то уровень волевого развития подростка посредственный; если ответов «в» набралось 2/3, то имеется низкий уровень самоорганизации, необходима коррекция воспитания. Можно выделить три основных уровня сформированности волевых привычек у подростков. 1. Высокий уровень волевых привычек: а) ребенок владеет всем необходимым набором гигиенических и бытовых волевых привычек, необходимых в его возрасте; б) имеются достаточно развитые навыки произвольного внимания, произвольного запоминания — навыки сосредоточенной умственной деятельности в целом, соответствующие возрасту; в) большинство целей деятельности, поставленных как извне, так и самим подростком, реализуется, доводится до конца. 2. Средний уровень — подросток недостаточно владеет своим поведением в какой-либо из указанных сфер волевого развития. Чаще всего это относится к интеллектуальной сфере как наиболее трудной в содержательном отношении. 3. Низкий уровень — подросток не может достаточно управлять своим поведением, даже когда он этого очень хочет. Источник: Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. психологов. — Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.: ил. — (Б-ка школьного психолога). |