Методика «Психологическая грамотность»
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика психологической культуры Методика «Психологическая грамотность»
Методика «Психологическая грамотность» |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика психологической культуры |
МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (Колмогорова Л.С. Элементы психологической грамотности. Барнаул, 1997) Цель: определить уровень психологической грамотности учащихся. Методика используется для контроля в процессе преподавания человекознания в 9м классе. Часть 1 Инструкция: «Из предложенных вариантов ответов выбери правильный». 1. Человек — единственное существо, способное а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях; б) пользоваться членораздельной речью; в) пользоваться орудиями труда и изготовлять их; г) все ответы верны. 2. Симпатия— это… а) неприязнь; б) расположение; в) сочувствие; г) увлечение. 3. Аморальный — это… а) устойчивый; б) трудный; в) неприятный; г) безнравственный. 4. Человека, легко поддающегося чужому мнению, производимому на него эмоциональному впечатлению, называют а) слабым; б) мягкосердечным; в) глупым; г) внушаемым. 5. Человек легче запоминает а) действие, которое завершено; б) незавершенное действие; в) неинтересное действие; г) все ответы не верны. 6. Беззлобная, веселая шутка называется а) высмеиванием; б) юмором; в) сатирой; г) все ответы верны. 7. Чтобы эффективно разрешить конфликты, необходимо а) четко указать на недостатки другого; б) во что бы то ни стало отстаивать свою правоту; в) не тратить время на выслушивание другого, брать инициативу в свои руки; г) все ответы не верны. 8. Некритичное восприятие какойлибо информации, принятие какихлибо положений без доказательств называется а) надеждой; б) верой; в) убеждением; г) все ответы не верны. 9. Уважение к человеку, человеческому достоинству, человеколюбие называется а) справедливостью; б) благодеянием; в) гуманностью; г) все ответы верны. 10. Чтобы правильно выбрать профессию, нужно учесть свои а) способности; б) интересы; в) состояние здоровья; г) все ответы верны. Ключ: 1 г, 2 – б, 3 – г, 4 – г, 5 – б, 6 – б, 7 – г, 8 – б, 9 в, 10 – г. Часть 2 Инструкция: «Отметь верные утверждения». 1. Сочувствие возникает при условии, если человек может мысленно поставить себя на место другого. 2. Человек может полностью контролировать свое поведение в любом эмоциональном состоянии. 3. Холериков отличает самая быстрая скорость реакции на какиелибо воздействия. 4. Характер человека практически невозможно изменить при жизни. 5. Меньшинство никогда не сможет изменить мнение большинства в группе. 6. Потребность в чемлибо побуждает и направляет деятельность человека. 7. Навыки самонаблюдения могут помочь человеку в его жизни. 8. Поведение человека в группе определяется его положением или статусом (лидер, принятый, отвергаемый, изолированный). 9. Самый лучший выход из конфликтной ситуации — отстаивать до конца свою точку зрения. 10. Успехи учащихся в школе зависят, в основном, от отношения к ним учителей. Правильные суждения: 1, 3, 6, 7, 8. Часть 3 Инструкция: «Как ты понимаешь значение следующих фразеологических оборотов, метафор? О каком человеке, каких его чертах, состояниях, отношениях говорят следующие обороты: козел отпущения. Сизифов труд, птичье молоко, слона не приметить, человек в футляре, золотая середина, виноград зелен, запретный плод, звездный час, на седьмом небе». Правильные ответы 1. Козел отпущения — библейское выражение, возникшее из описания существовавших у древних евреев обряда возложения грехов всего народа на живого козла, после чего козел изгонялся в пустыню. Выражение употребляется в значении: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других. 2. Сизифов труд — выражение употребляется в значении: тяжелая бесконечная и бесплодная работа. Возникло в греческой мифологии, согласно которой царь Сизиф за оскорбление богов был осужден Зевсом на вечную муку: вкатывать на гору огромный камень, который, едва достигнув вершины, опять скатывался вниз. 3. Птичье молоко — употребляется в значении: нечто неслыханное, невозможное, предел желаний. 4. Слона не приметить — выражение возникло из басни И.А. Крылова «Любопытный». Посетитель разглядел в кустарнике мелких насекомых, а слона не заметил. Выражение употребляется в значении: не заметить главного, важного. 5. Человек в футляре — так называют человека, боящегося всяких новшеств, перемен, крутых мер, очень робкого, подобного учителю Беликову из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». 6. Золотая середина — так говорят о какомнибудь решении, образе действий, чуждом крайностей, риска. 7. Зелен виноград — выражение, означающее мнимое презрение к тому, что недоступно, чего нет возможности достигнуть (из басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»). 8. Запретный плод — выражение употребляется в значении: чтонибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное. Возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве. 9. Звездный час — выражение писателя С. Цвейга из предисловия к его сборнику исторических повестей «Звездные часы человечества». Выражение употребляется в значении: переломный, решающий момент, когда человеку поручено или он исполняет чтото, что предопределяет дальнейшие события, это важное событие, момент в истории человечества или жизни отдельного человека. 10. На седьмом небе — означает высшую степень радости, счастья, блаженства. Выражение восходит к греческому философу Аристотелю, который объясняет устройство небесного свода как состоящего из семи сфер. Источник: Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. психологов. — Издво ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.: ил. — (Б-ка школьного психолога). |