Здоровье — категория педагогическая. Открытый урок "Вредные привычки и их предупреждение. Курение".
На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Здоровье — категория педагогическая. Открытый урок "Вредные привычки и их предупреждение. Курение".
Здоровье — категория педагогическая. Открытый урок "Вредные привычки и их предупреждение. Курение". |
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика вредных привычек | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Только здоровые люди могут любить жизнь». Автор этих слов – Генрих Гейне. Почти 200 лет назад, в начале 19 столетия, немецкий прозаик и поэт произнёс их… Но как созвучны они теме разговора с нашими учениками о здоровом образе жизни сегодня – в Год Здоровья! Жизнь – это здоровье! По привычке, мы обычно рядом со словом «здоровье» ставим слова «медицина», «врач», «лекарство»… Но ведь объект медицины – НЕздоровье. Медицинская категория – это болезнь, которую надо лечить. Здоровье же – категория резервов жизни, жизнеспособности человека. От чего зависят эти резервы? — От того, насколько полно человек умеет самореализоваться. Как формируются эти резервы? – В процессе воспитания и самовоспитания. А это уже область педагогики. Следовательно, здоровье – категория педагогическая. Воспитание физически и нравственно здоровой личности – одно из важнейших направлений гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания. Поэтому сегодня в педагогическую практику прочно вошли понятия педагогика здоровья, здоровьесберегающая педагогика. Здоровьесберегающие технологии используются в педагогическом процессе, в качестве учебного предмета в учебный план многих школ включена валеология – наука о сохранении и укреплении здоровья, о здоровом образе жизни. Перед нами, педагогами, стоит задача помочь детям сформировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, создать здоровьесберегающее пространство, обеспечить условия для развития физически, психически и нравственно здоровой личности. Как научить человека быть внимательным к себе самому? к своему здоровью? Только через систематическую, целенаправленную работу по пропаганде и формированию навыков здорового образа жизни. Работу не только с детьми, но и со взрослыми: родителями педагогами. Ведь тот, кто не умеет заботиться о своём собственном здоровье, не сможет научить этому другого. Администрация и педагогический коллектив средней школы №3 г.Гродно обратились к идее сохранения здоровья школьников несколько лет тому назад. Анализ состояния здоровья детей, изучение окружающей среды дали возможность наметить формы сотрудничества с медицинскими, дошкольными и внешкольными учреждениями для определения единых подходов к способам защиты физического, психического и нравственного здоровья детей, с родителями учащихся в вопросах сохранения здоровья детей, освоения современных технологий обучения и воспитания; организовать обучение педагогов основам медицинских знаний, освоение тренингов саморегуляции; продолжить работу по улучшению санитарно-гигиенических условий школьных помещений. Намеченное реализовывалось поэтапно: 1 этап – подготовительный – рациональная организация режима труда и отдыха школьников в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня. Цель – создание оптимальных условий учебного труда, организации досуговой деятельности. На этом этапе изучался уровень образованности учащихся по вопросам здорового образа жизни. 2 этап – адаптация классов различного уровня обучаемости на основе медико-педагогической диагностики. Цель – создание комфортных методических, психологических условий для осуществления учебно-воспитательной работы. Работа с учащимися на этом этапе проводится по нескольким направлениям: с детьми, чьё внимание надо привлечь к проблеме, с учащимися, которые хотят расширить своё представление по проблеме ЗОЖ, с хорошо информированными детьми, желающими пропагандировать навыки ЗОЖ среди школьников, воспитанников детских дошкольных учреждений. Социально-педагогической службой разработаны разноуровневые мероприятия для различных категорий детей: — Для 1 категории – агитационно-пропагандистские мероприятия (информационные бюллетени, беседы, стенд «Мы выбираем здоровье»). — Для 2 категории – информационно-пропагандистские мероприятия (лекторий «Здоровье», «круглые столы» с участием специалистов, родителей). — Для 3 категории – дискуссионный клуб «Я и моё здоровье», Группа «Пи-лидер». 3 этап – реализация принципов здоровьесберегающей педагогики в учебно-воспитательном процессе. Цель – развитие индивидуальных способностей и возможностей детей с учётом их состояния здоровья, психофизического развития. Педагоги социальные, педагоги-организаторы, классные руководители широко привлекают учащихся средних и старших классов к подбору материалов для лектория «Здоровье» (педагог социальный Аутко О.В.), спецкурсов «Здоровый образ жизни» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (педагог-организатор Шахнюк О.А.), дискуссионного клуба (руководитель педагог-психолог Барташ Е.С.), классных часов по вопросам ЗОЖ, к участию в подготовке и проведении деловых и ролевых игр, ситуационных классных часов, других внеклассных и общешкольных мероприятий. Особое внимание уделяют педагоги социальные и педагоги-психологи работе консультационного пункта «Острые углы воспитания» (руководитель педагог социальный Кудырко О.В.), в рамках которого проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов. Более 3 лет работает в школе родительский клуб «Гармония» для различных категорий семей. В план работы каждой секции клуба включены вопросы валеологического просвещения родителей. Классные руководители и учителя-предметники участвуют в подготовке и проведении методических занятий по изучению здоровьесберегающих методов и приёмов обучения и воспитания. Занятия проводятся в рамках Методического объединения классных руководителей (руководитель заместитель директора школы по воспитательной работе Ермашкевич Е.Б.) и Школы молодого классного руководителя (руководитель Чичкан И.С.) Педагоги школы считают, что наиболее действенными и результативными в работе по формированию навыков здорового образа жизни учащихся являются активные формы работы с детьми и подростками: спортландии, спартакиады, спортивные праздники с участием родителей и педагогов, спортивные игры, игры на свежем воздухе, турниры, эстафеты, кроссы, секции по различным видам спорта, туристические походы и т.д. Традицией стало проведение в школе праздников микрорайона (сентябрь, март, май), в программу которых включаются различные спортивные игры и соревнования, выступление творческих коллективов, выставки семейного творчества. Среди новых форм «обучения здоровью» педагоги школы выделяют такие интерактивные методики, как «Мозговая атака», «Обучение сверстников», «Ролевая игра», методика незаконченного предложения и другие. С 2007 года в школе работает Служба Здоровья, цель которой: -обеспечить мониторинг здоровья участников образовательного процесса и факторов, его определяющих; -давать возможность на основании своего опыта принимать управленческие решения. организовывать целенаправленную работу по их выполнению; -систематически анализировать полученные результаты и в случае серьёзных отклонений вносить необходимые коррективы. Обязанности участников Службы Здоровья распределены следующим образом:
В соответствии с СаПиН №2.4.2.16-33-2006: — составлено расписание уроков на учебный год и согласовано с ГУ «ГОЦГЭиОЗ», — организовано обучение в 1-ую смену первых, вторых, пятых, выпускных классов, — созданы условия для обучения учащихся пяти первых классов: 4 класса – на базе детских садов, 1 класс – в школе, оборудовано спальное помещение, — открыто 4 гимназических класса, 12 музыкальных классов, 6 эстетических, 3 физкультурно-эстетических, 2 мультипрофильных, 1 бипрофильный класс, 5 профильных классов, 13 классов с изучением на повышенном и углубленном уровне английского языка. С целью выполнения гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса организована систематическая уборка школы техническим персоналом, дежурство по школе классов и учителей предметников, проведены рейды санитарного состояния учебных классов (03.04.2008), проверка дозированности домашних заданий в 5-10 классах (09.10.2007, 08.04.2008), в начале каждой четверти завучами проанализированы графики контрольных работ по классам. В школьном медицинском кабинете работают 2 специалиста: врач и фельдшер. Комплектация кабинета соответствует требованиям СанПиН. В течение учебного года (сентябрь-октябрь, март-апрель) проведены медицинские осмотры специалистами (окулист, лор, хирург-ортопед) учащихся 11 классов, текущие медосмотры всех учащихся в течение года проводили медицинские работники школы. Итоги медицинских осмотров заслушаны на педагогическом совете школы (протокол № 5 от 27.03.2008 года), на родительских собраниях 10.04.08, 14.04.08, 15.04.08 г. Организована работа по профилактике заболеваний и оздоровлению учащихся: в каждом классном журнале оформлены «Листки здоровья»; с учётом медицинских рекомендаций осуществляется рассадка детей в классе; классными руководителями и учителями-предметниками ведётся контроль за ношением очков; проведены рейды-проверки занятий учащихся в специальных медицинских группах 15.10.2007¸15.12.2007, 19.03.2008. Ежемесячно анализируется состояние организации питания учащихся в школьной столовой. В течение учебного года проводится общешкольный конкурс «Питаемся классом — питаемся классно!» Создана школьная Служба здоровья. Информация о состоянии работы Службы здоровья заслушана на совещании при директоре школы 9 апреля 2008 года. Организовано ведение программного модуля «МедКабинет» в рамках программы «ПараГраф» (приказ от 04.02.2008 №32-ос). Служба здоровья систематически собирает и анализирует информацию «О состоянии образовательной среды и здоровья детей». Двигательный режим учащихся обеспечивается через уроки физической культуры, занятия ритмикой, подвижные перемены для учащихся начальной школы, спортивные соревнования между классами по различным видам спорта. Организована работа 3 танцевальных кружков, 6 спортивных секций, фитнесклуба. Систематически, не менее 2 раз в месяц, в школе проводятся Дни здоровья в шестой школьный день, 1 раз в полугодие (октябрь, февраль) – спортивные вечера. С 15 сентября 2007 года в соответствии с медицинскими рекомендациями в школе организована работа 7 специальных медицинских групп, лечебной физкультурой учащиеся занимаются в поликлинике № 3. На уроках физкультуры для детей с нарушением осанки проводится комплекс упражнений для коррекции осанки. Допуск к участию в соревнованиях, в туристических походах, к занятиям в спортивных секциях ученики школы получают у медицинских работников школы. В соответствии с медицинскими рекомендациями составлены списки учащихся временных ученических бригад, которые будут работать в школе в июне 2008 года. Формирование спортивно-туристического лагеря «Усовец» (июнь 2008 года) осуществляется на основании допуска врача, при зачислении в лагерь учащиеся 9-10 классов предоставляют медицинскую обменную карту по форме 79у. Выполнен план оздоровления учащихся в детском оздоровительном лагере «Росинка» в период зимних и весенних каникул. В течение учебного года в соответствии с врачебными рекомендациями направлены на оздоровление учащиеся школы: в Слонимскую санаторную школу-интернат – 4 человека, в Верейковскую школу-интернат – 7 человек, в Поречскую санаторную школу-интернат – 5 человек. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива школы включает систематическую диагностику состояния физического и психического здоровья, а также уровня нравственного поведения детей. Результаты диагностики заносятся в диагностические карты каждого ребёнка, что обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому школьнику. Социально- психологической службой разработаны разновозрастные карты воспитанности для учащихся 2-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классов. Данные по каждому классу объединяются в сводную таблицу по параллелям, анализируются. На основании полученной информации вырабатываются рекомендации, использующиеся педагогами как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе с классными коллективами. Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является создание у школьников мотивации на здоровый образ жизни, целью – формирование здорового человека, полноценное развитие задатков каждого ребёнка. Здоровым в 21 век Войти без страха и сомненья Обязан каждый человек, Живущий в нашем поколении. Открытый урок с использованием активных форм обучения Человек и мир Тема: Вредные привычки и их предупреждение. Курение. Цель: Формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, элементарное представление о вреде курения; учить отказываться от предложений закурить; развивать кругозор детей, словарный запас, критическое мышление, речь; воспитывать желание заботиться о своём здоровье, умение работать в группах, уважать мнение товарища. Оборудование: Энциклопедии «Всё обо всём», «Я познаю мир», книга В.Волиной «Естествознание», Г. Трафимова «Полезные и вредные привычки», папки с заданиями 4 цветов: жёлтый – составление загадки, синий – задание для групп; зелёный – схемы и таблицы для выполнения заданий; красный – итоговый тест; «никотинчики»; памятки на всю жизнь; витамины; материал для проведения физкультминуток. Ход урока 1.Оргмомент Игра «Круг» (дети берутся за руки идут по кругу) Если радость у тебя, не скупись. И с друзьями непременно поделись. Если горе у тебя, оглянись. И с друзьями непременно поделись. (дети рассказывают о хороших и плохих событиях) Учитель: Я хочу, чтобы ваши ушки не только слушали меня, но и слышали. Чтобы ваши глазки не только смотрели, но и увидели. 2.Проверка домашнего задания Чтение детьми девиза урока (на доске в синем квадрате) Я умею думать, Я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, То и буду выбирать. — Что полезного для здоровья вы выбрали для себя с прошлого урока? (на доске карточки) — Я умею… — Я не умею… — Я могу научить своих одноклассников… — Сегодня я понял… — Занятия помогли мне… — Я узнал, что… — Я научился… — Теперь я… — Теперь мне… — Мне ещё предстоит… (дети высказывают свои мнения) — Ну а теперь … реклама. Реклама плакатов: 1.Сначала игра… 2.Сердце не камень! 3.Вино мстит пьянице… 4.Счастлив тот – кто вина не пьёт. 5.Соки, фрукты, а не алкоголь! 3.Знакомство с новым материалом. — А сейчас Вы мне поможете определить тему урока… (жёлтые папки) Работа в группах — Необходимо собрать ключевое слово, придумать загадку об этом слове… Время. (собрать слово СИГАРЕТА, составить загадку) — Сигарета – курение. Это хорошо или плохо?(класс делится на две половины, одна группа доказывает, что курить хорошо, а вторая придерживается противоположного мнения). Игра «Противоречия» (дискуссия) Словарная работа (на доске карточки со словами) Никотин – яд, обнаруженный в листьях табака. Пассивное курение – вдыхание табачного дыма от сигарет, которые курят другие люди. — Чтобы определить для себя: курить здорово или нет, Вам необходимо изучить материал урока. Физминутка для глаз (в красном квадрате) Работа в центрах (синие папки) 1.Исследовательский центр (приложение ) Задание: Подготовьте факты, связанные с влиянием курения на человеческий организм. (книга «Естествознание» с.80 – 82, материалы папки) 2.Математический центр (приложение ) Задание: 1.Прочитайте материал «А знаешь ли ты…» (папка, книга «Полезные и вредные привычки» с.140) 2.Запишите те цифры, которые произвели на Вас наибольшее впечатление. 3.Творческий центр (приложение ) Задание: 1.История табака (Энциклопедия «Я познаю мир» Медицина с.424 -427, «Обо всём на свете» с.38) 2.Вредные советы Г.Остера 3.Советы фармацевта ( подготовить рекламу на витамины) 4.Центр искусства (приложение ) Задание: 1.Составьте характеристику курильщика (папка). Нарисуйте его портрет. 2.Опишите растение табак (книга «Всё обо всём» с.59, книга «Я познаю мир» с.216) 5.Центр моделирования (приложение ) 1.Составьте пословицы о курении, объясните их смысл (конверты). 2.Смоделируйте ситуацию. Однажды Мальвина пригласила к себе на День рождения героев сказки. Первым пришёл Пьеро ( он подарил Мальвине цветок), за ним прибежал Арлекин (он подарил девочке ручку). Последним пришёл Карабас Барабас. Он принёс в подарок пачку сигарет. Девочка растерялась. Она не знала, что ей делать… Активная физкультминутка (под музыку) Презентация центров 1.Центр искусства. Описать растение табак 2.Творческий центр. История табака 3.Исследовательский центр. 4.Математический центр. 5.Творческий центр. Вредные советы. Игра «Валеологический светофор» 6.Центр искусства. Характеристика и портрет курильщика 7.Центр моделирования. Пословицы, их смысл. Ситуация «На Дне рождения» Игра «Валеологический светофор» — Как отказаться от курения, сигареты… (на доске 6 способов отказа от курения, см. приложение ) — К нам на урок прибыл гость из Америки с переводчиком. Это внук Рэйнольдса — Патрик, который основал в Америке табачную компанию по выпуску сигарет «Кэмэл». Сценка. I smoked ten years and now I have sick lungs. (Я курю 10 лет, и у меня больные лёгкие) Do you know that when you smoke, the smoke gets in your lungs as well as mine? (А теперь позвольте спросить, можно ли верить табачным компаниям, когда они говорят, что курение Вам не вредит?) Thank you! (До свидания!) Bye! (Пока!) 4.Тест -Патрик сделал свой выбор. А теперь выбор нужно сделать Вам. (красные папки) Тест «Выбери правильные ответы» (см. приложение ) -Совет учителя: Чтоб не оставить в жизни чёрный след, Послушайте сегодня мой совет: Здоровью своему не нужно Вам вредить. Тогда на свете долго будете Вы жить. В Ваш организм совсем не нужно никотина – Пускай же это будут витамины. — Советы фармацевта (творческий центр) Учитель раздаёт правила на всю жизнь (приложение ) 5.Рефлексия На доске два знака: за курение и против (см. приложение ). Необходимо сделать выбор. Игра «Круг» по времени. 6.Домашнее задание: с.160 — 164 (читать + вопросы) + написать 15 способов, чем заняться, вместо того, чтобы курить. Подготовлено средней школой №3 г.Гродно |