Здоровье как предмет междисциплинарного исследования — К вопросу о норме и патологии в понятии "здоровье"
На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Здоровье как предмет междисциплинарного исследования — К вопросу о норме и патологии в понятии "здоровье"
Здоровье как предмет междисциплинарного исследования — К вопросу о норме и патологии в понятии "здоровье" |
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии | |||||
К вопросу о норме и патологии в понятии «здоровье»Е.С.БоброваЗдоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. А. Шопенгауэр Быть здоровым – это естественное стремление каждого человека. Что же означает здоровье? На сегодняшний день существует около восьмидесяти определений здоровья. В словаре С.И.Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Согласно материалам ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Обычно выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и духовное. Психическое здоровьеВ этой статье мы поговорим о психическом здоровье. Термин «психическое здоровье» – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности реакцию поведения и деятельности — получил официальное признание в 1979 году в докладе Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей».Наряду с термином «психическое здоровье» существует другой близкий по содержанию термин «психологическое здоровье». Данное понятие трактуется шире и относится к личности в целом, включает в себя не только психические процессы и механизмы, определяющие понятие «психическое здоровье», но и духовность человека как высшее проявление человеческой реальности. Под духовностью человека, по мнению И.В.Дубровиной, понимают глубинную сущность человека, смысл его жизни, совокупность нравственных чувств и переживаний, его совесть. Духовность можно понимать как особое эмоционально-нравственное состояние личности, ориентированное на принятие абсолютных ценностей, таких как: истина, красота, добро – и которые он пытается реализовать в предметно-целесообразной деятельности и общении. Говоря о здоровье, закономерно возникает вопрос, что представляют собой понятия «норма» и «патология»? Существует ли четкая грань между патологией и индивидуальными отклонениями в пределах условной нормы развития человека? Как известно, понятие нормы весьма относительно. По И.П.Павлову, это физиологическая мера здоровья, при которой структура и функция соответствуют усилиям существования организма. Содержание нормы зависит от культуры и изменяется со временем. В связи с этим существует проблема нормы и ее вариантов (норма реакций, социально-возрастная норма, эмоциональная норма и др.). Например, от 5 до 15% детей без признаков умственной отсталости функционально не готовы к школьному обучению вследствие несформированности структур головного мозга. Переход на более ранний срок начала обучения может впоследствии привести к снижению уровня интеллекта и, следовательно, к хронической неуспеваемости. У ребенка будет формироваться страх перед школой, нежелание учиться. Следует отметить и отягощенность современного ребенка многочисленными неблагоприятными социальными влияниями, детерминирующими более поздние темпы его развития и личностное своеобразие. В результате стирается четкая грань между патологией и индивидуальными отклонениями в пределах условной нормы развития ребенка. И все же понятие патологии существенно отличается от понятия нормы. Патология – это прежде всего биологический процесс появления нового качества. Патологическое состояние детерминирует перестройку личности, ее социальные подструктуры, вплоть до полного распада. Понятие это настолько сложное, что невозможно ограничиться одной законченной формулировкой. Таким образом, отклонения в развитии нельзя рассматривать изолированно, их следует оценивать как выражение различных отдельных симптомов, связанных между собой. Нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами социального порядка и стрессами, воздействующими на психику. По данным Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают недостатками общения со взрослыми, сталкиваются с их враждебным отношением. У большинства детей под влиянием определенных неблагоприятных ситуаций могут проявляться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, возникновение беспричинных страхов, нарушение сна, отказ принимать пищу и др. Такие состояния можно определить как психические расстройства. В связи с вышесказанным, особое внимание сегодня необходимо уделить сохранению психологического здоровья молодого поколения, обратиться к внутреннему миру ребенка, его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры. [1] [2] [3] [4] [5] Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.2. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко << Предыдущая — Следующая |