Устные приёмы вычисления в пределах 100. Решение задач | Обучение и развитие детей

Устные приёмы вычисления в пределах 100. Решение задач

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Науменко Татьяна Валерьевна
Цели: Учить решать простые и составные задачи; совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать; развивать познавательную активность.   Планируемые результаты: учащиеся научатся решать круговые примеры и составные задачи; выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; оценивать себя и товарищей.   Оборудование: «билеты в цирк», шары с примерами (на обратной стороне с буквами), картинки цирковых артистов, мячи   Ход урока 1. Организационный момент – Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. – Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение.   А) Мозговая гимнастика – Урок начнём с мозговой гимнастики. – Упражнение «Ленивые восьмёрки». Нарисуйте в воздухе в горизонтальной поверхности «восьмёрки» (3 раза – правой рукой, 3 раза – левой, 3 раза – двумя руками). – А теперь, чтобы на уроке вы хорошо работали, мы оденем «шапку для размышлений». Заверните ушки от верхней точки до мочки- 3 раза. – Молодцы. Тихонечко сели.   2. Актуализация знаний – Какое сегодня число? – Какое число было вчера? Чем похожи числа 24 и 25? – Чем эти числа отличаются? – Какое число будет завтра? – Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.   А) Устный счёт – Сегодня я вас приглашаю на одно очень интересное представление. А куда, попробуйте угадать. Вам поможет музыка, которую я вам включу. (звучит минусовка песни Олега Попова «Цирк, цирк, цирк…») – Итак, мы побываем сегодня в цирке. Но там вам понадобятся все ваши знания и умения в области математики. – А с чего начинается поход в цирк? – Для чего нужен билет? – Сегодня вы будете не только зрителями, но и участниками циркового представления. – У вас на партах лежат билеты, но номер ряда зашифрован. – Найдите значения выражений и узнаете, на каких рядах будут сидеть дети нашего класса.
24-4

80-60

53-33

13+7

16+4

30-10

50+30

17+3

46-6 и т. п.

  (билеты разного цвета, по уровням детей) – На каком ряду мы займём места? – Представление началось! Кто же выступает первым? Отгадайте. – В цирке он смешнее всех У него большой успех. Только вспомнить остаётся, Весельчак тот как зовётся. (Клоун) – С вами на манеж клоуны. Послушайте их задание. В цирковом представлении принимали участие медведь, тигр и обезьяна. В каком порядке они выходили на арену, если тигр был не последним, а медведь выступал раньше тигра. Физультминутка «Клоуны» – А сейчас мы с вами ненадолго превратимся в клоунов. – Встаньте, пожалуйста. Клоуны должны уметь в любой момент смеяться, быть серьёзными и даже заплакать. – Сведите брови, разведите их. – Закройте глаза сильно – сильно. Откройте их. – Улыбнитесь широко – широко, а теперь станьте серьёзными. – Вытяните как можно сильнее шею, отпустили, расслабились. – Сведите плечи. – Обнимите себя крепко – крепко. Поаплодируйте себе! (звучит цирковая музыка) – А сейчас на арену въезжает следующий артист. Лапу кто зимой сосёт? А ещё он любит мёд Может громко зареветь, Как зовут его? (медведь) – Говорят «косолапый медведь», а как он умеет педали вертеть! Помогите Мишутке проехать по математическому лабиринту. Продолжите числовые ряды:
3, 6, 9

30

12, 23,

89

– Какая закономерность в каждом ряду? – Поздравьте Мишутку с успешным выступлением. Аплодисменты! Физкульминутка «Лабиринт» – А теперь мы с вами пройдём по лабиринту (на полу между рядами лежат мячи). – Пройдите змейкой между рядами, на первом круге не задев мячи, а на втором круге касаясь поочерёдно мяча кистью, локтем, коленом, носком. – Молодцы. Занимаем свои места. Встречаем животное, которое помогает нам переходить улицу. – Встречаем зебру! – Наша зебра, бегая по арене, должна преодолеть препятствия. Это круговые примеры, решив которые, мы узнаем, кто будет выступать следующим.
46-6

40+28

68-30

38+50

88-70

18+2

20-14

6+93

ж

о

н

г

л

ё

р

ы

  – Итак, следующим номером выступают жонглёры. – Ребята, а что делают в цирке жонглёры? – Чем могут они жонглировать? – Значит, жонглёры должны уметь чётко и ловко подкидывать и ловить различные предметы. – Мы сейчас с вами тоже этим немного позанимаемся. – Я вам «бросаю мяч», при этом называю число, а вы должны дополнить его до 20, 50, 100. – 17(3), 12(8), 16 (4), 45 (5), 41 (9), 98 (2), 93 (7) и т. п. – Молодцы! Антракт! Музыкальная физкультпауза   3. Закрепление пройденного материала А) работа над задачей – Следующим номером нашего представления выступают канатоходцы. – Какую геометрическую фигуру вам напоминает канат? – Прочитайте на карточках задачу. Два канатоходца двигались навстречу друг другу. Один прошёл до встречи 20 метров, а другой на 8 метров больше. Какой длины был канат? – Назовите условие и вопрос задачи. – Что в задаче обозначают числа 20 и 8? – На доске 3 краткие записи, выберите ту, которая подходит к условию нашей задачи. – Объясните свой выбор. – Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? – Можем ли узнать, сколько прошёл 2-й канатоходец? Каким действием? Почему? – А теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Каким действием? – Запишите решение числовым выражением и ответ. Физкультминутка «Канатоходцы» – Пришло время нам побывать канатоходцами. – Встаньте, пожалуйста. – Сведите максимально пятки вместе. Теперь также носки. – Поставьте крест на крест ноги, покачайтесь. – Напишите правой ногой своё имя. – Максимально сожмите пальцы ног, расслабьте. – Поаплодируйте ногами.   Б) Решение неравенств – Следующий номер от фокусников. – Фокусники всё делают незаметно для нас, и вы сейчас попробуйте, не считая, расставить знаки «больше», «меньше» или «равно» между числовыми выражениями.   7+32…32+7 36-4…36-6 88-7…98-7 – Объясните свой выбор. – Аплодисменты нашим фокусникам!   В) Работа с геометрическим материалом (на доске набор из геометрических фигур) – А теперь выступают дрессированные собачки. Они с лёгкостью перепрыгивают с тумбы на тумбу. – Чёрная собачка остановилась на тумбе, периметр которой равен 11 см, а рыжая на той, периметр которой равен 15 см. Найдите эти тумбы? – Что такое периметр? – Какая из фигур лишняя? Почему?   Г) Самостоятельная работа №4 стр 65   4. Итог урока. Рефлексия.