Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения
На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения
Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения |
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу | ||||||||
«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ» Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения Витебск 2004 В данных материалах представлен опыт учителя-дефектолога СШ №39 г.Витебска Росляк Т.А. по организации коррекционно-развивающего обучения слабослышащих учащихся в условиях массовой школы. Материалы предназначены для учителей-дефектологов школьных пунктов коррекционно-педагогической помощи, классов интегрированного обучения, слушателей курсов повышения квалификации. Их практическая часть (приложения) будет полезна как начинающим, так и опытным специалистам. Составитель: Н.Я.Губаревич, методист отдела инновационного развития учреждений образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО» Рецензенты: Е.С.Боброва, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»; Е.В. Сидорова, учитель-дефектолог Витебского областного Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, т.е. богатства отсталых органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания, т.е. того или иного сознательного направления, предаваемого этому процессу. Если компенсация удается, она может повести к выработке компенсирующих функций, к выявлению способностей. Л.С. Выготский Интеграция детей с особенностями в развитии в массовые общеобразовательные учреждения – это процесс, который получает все большее распространение в мире, в который вовлечено большинство высокоразвитых стран. Такой подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями вызван множеством причин различного характера. В целом их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экологического, культурного, правового развития. Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в Республике Беларусь, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Интегрированное обучение проблемных детей в нашей республике интенсивно началось с середины 90-х годов, когда были приняты первые нормативно-правовые акты («Временное положение об обучении детей с психофизическими особенностями» 1995г.; «Концепция обучения, воспитания и подготовки к жизни детей с особенностями психофизического развития» 1996г. и др.). Чаще всего, интеграция распространялась на детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми нарушениями речи, трудностями в обучении. Впервые в нашей области интеграция детей с нарушением слуха в массовую школу осуществлялась в СШ №39 г. Витебска. Администрация школы понимала, какую ответственность берет на себя педагогический коллектив, вызвавшись учить детей с нарушенным слухом, в то время когда в городе функционирует специальная школа соответствующего профиля, где уже много лет идет коррекционно-развивающее обучение, направленное на широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка, обеспечение коррекции дефекта слуха, преодоление последствий, вызванных поражением слухового анализатора, и, прежде всего, отставания в речевом развитии, где работают опытные учителя-сурдопедагоги, врач-сурдолог и другие специалисты. При решении вопроса об открытии класса интегрированного обучения для двоих слабослышащих девочек в школе учитывались: во-первых, система условий, в которых должно происходить их обучение и развитие, во-вторых, уровень психофизического и речевого развития детей. К условиям, которые обеспечивали бы девочкам эффективную интеграцию, были отнесены, прежде всего:
Задачи методической учебы были определены следующим образом:
Особый акцент делается на специфику речевого развития детей, при этом подчеркивается, что с таким уровнем развития речи они могут успешно обучаться в массовой школе при условии систематической работы по развитию всех компонентов речи на уроках и коррекционных занятиях. Татьяна Александровна выясняет также те проблемы, которые возникают у педагогов, обсуждает их с ними, ищет выход из трудных ситуаций. Разработанная памятка для учителей, работающих в классах интегрированного обучения, используется и нормально слышащими детьми класса при общении с неслышащими одноклассниками. Предыдущая — Следующая >> |