Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения | Обучение и развитие детей

Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения
Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Индекс материала
Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения
Правила поведения при общении с учащимися с нарушенным слухом
Программа подготовки педагогов массовых школ к работе с детьми с нарушением слуха
Программа индивидуального коррекционно-развивающего обучения
План-конспект коррекционного занятия
Материалы для речевых зарядок в классах интегрированного обучения для детей с нарушенным слухом
Все страницы
Страница 1 из 6УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения

Витебск 2004

В данных материалах представлен опыт учителя-дефектолога СШ №39 г.Витебска Росляк Т.А. по организации коррекционно-развивающего обучения слабослышащих учащихся в условиях массовой школы.

Материалы предназначены для учителей-дефектологов школьных пунктов коррекционно-педагогической помощи, классов интегрированного обучения, слушателей курсов повышения квалификации. Их практическая часть (приложения) будет полезна как начинающим, так и опытным специалистам.

Составитель: Н.Я.Губаревич, методист отдела инновационного развития учреждений образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»

Рецензенты: Е.С.Боброва, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»;

Е.В. Сидорова, учитель-дефектолог Витебского областного Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, т.е. богатства отсталых органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания, т.е. того или иного сознательного направления, предаваемого этому процессу.

Если компенсация удается, она может повести к выработке компенсирующих функций, к выявлению способностей.

Л.С. Выготский

Интеграция детей с особенностями в развитии в массовые общеобразовательные учреждения – это процесс, который получает все большее распространение в мире, в который вовлечено большинство высокоразвитых стран. Такой подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями вызван множеством причин различного характера. В целом их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экологического, культурного, правового развития.

Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в Республике Беларусь, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Интегрированное обучение проблемных детей в нашей республике интенсивно началось с середины 90-х годов, когда были приняты первые нормативно-правовые акты («Временное положение об обучении детей с психофизическими особенностями» 1995г.; «Концепция обучения, воспитания и подготовки к жизни детей с особенностями психофизического развития» 1996г. и др.).

Чаще всего, интеграция распространялась на детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми нарушениями речи, трудностями в обучении.

Впервые в нашей области интеграция детей с нарушением слуха в массовую школу осуществлялась в СШ №39 г. Витебска.

Администрация школы понимала, какую ответственность берет на себя педагогический коллектив, вызвавшись учить детей с нарушенным слухом, в то время когда в городе функционирует специальная школа соответствующего профиля, где уже много лет идет коррекционно-развивающее обучение, направленное на широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка, обеспечение коррекции дефекта слуха, преодоление последствий, вызванных поражением слухового анализатора, и, прежде всего, отставания в речевом развитии, где работают опытные учителя-сурдопедагоги, врач-сурдолог и другие специалисты.

При решении вопроса об открытии класса интегрированного обучения для двоих слабослышащих девочек в школе учитывались: во-первых, система условий, в которых должно происходить их обучение и развитие, во-вторых, уровень психофизического и речевого развития детей.

К условиям, которые обеспечивали бы девочкам эффективную интеграцию, были отнесены, прежде всего:

  • желание родителей обучать детей в массовой школе, их стремление и готовность помогать им в процессе обучения;
  • наличие возможностей оказывать детям эффективную квалифицированную коррекционную помощь (В школе работают опытные учитель-дефектолог и педагог-психолог);
  • уровни психофизического и речевого развития девочек, хотя и отстающие от возрастной нормы, но все же позволяющие овладеть учебными программами в сроки, предусмотренные для нормально развивающихся детей;
  • психологическая готовность девочек к интегрированному обучению (по результатам обследования в ЦКРОиР).
Правильно определив первоочередные цели и задачи предстоящей работы, учитывая, что эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки всех педагогов, работающих в этих классах, учителем-дефектологом Росляк Т.А., педагогом-психологом Шац И.А., заместителем директора по УВР в начальных классах Гунчиковой М.Б. была спланирована методическая учеба по овладению учителями школы начальными дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями работы с детьми с особенностями психофизического развития.

Задачи методической учебы были определены следующим образом:

  • вызвать у педагогов школы адекватное отношение к появлению в классе неслышащих детей, расположить их к детям;
  • раскрыть потенциальные возможности и высокий уровень обучаемости детей с нарушенным слухом;
  • познакомить педагогов с особенностями психического развития слабослышащих детей;
  • дать информацию о методах и приемах коррекционной поддержки неслышащего ребенка в процессе школьного интегрированного обучения.
В ходе проводимых бесед и консультаций Росляк Т.А. дает учителям конкретные рекомендации: как следует организовать учебный процесс, чтобы в нем активное участие мог принимать неслышащий ученик, какие задания и каким способом ему целесообразно предлагать в ходе фронтальной работы, как контролировать его, не отрывая время от урока и др.

Особый акцент делается на специфику речевого развития детей, при этом подчеркивается, что с таким уровнем развития речи они могут успешно обучаться в массовой школе при условии систематической работы по развитию всех компонентов речи на уроках и коррекционных занятиях.

Татьяна Александровна выясняет также те проблемы, которые возникают у педагогов, обсуждает их с ними, ищет выход из трудных ситуаций.

Разработанная памятка для учителей, работающих в классах интегрированного обучения, используется и нормально слышащими детьми класса при общении с неслышащими одноклассниками.



Предыдущая — Следующая >>