Учебно-методический комплекс по дисциплине "Методика преподавания психологии"
На главную Лекции и практикум по психологии Преподавание психологии Учебно-методический комплекс по дисциплине "Методика преподавания психологии"
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Методика преподавания психологии" |
Лекции и практикум по психологии — Преподавание психологии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Е.В. Воробьева УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ» РОСТОВ-НА-ДОНУ 2004 Автор: канд. псих. наук, доцент Воробьева Е.В. Рецензенты: канд. псих. наук, доцент Масликова Ж.В., канд. псих. наук, доцент Габдулина Л.И. ВВЕДЕНИЕ Цель изучения дисциплины «Методика преподавания психологии» представлена в трех аспектах: 1. Обучающий аспект: овладение студентами основами знаний по формам и методам организации учебного процесса по психологическим дисциплинам; 2. Воспитательный аспект: воспитание активного интереса к психологии, формирование потребности в трансляции психологических знаний; 3. Развивающий аспект: развитие представлений о себе, как субъекте учебной деятельности, развитие профессионально-важных качеств личности (рефлексии, эмпатии, коммуникативных и экспрессивно-речевых способностей). Задачи дисциплины:
В вопросах, касающихся педагогических технологий, методов, форм обучения и воспитания, «Методика преподавания психологии» связана с дисциплиной «Педагогика». В вопросах создания оптимальных условий для процесса усвоения психологических знаний имеется связь с дисциплиной «Педагогическая психология». В результате освоения дисциплины студент должен знать:
— о содержании работы преподавателя с представлением о самом себе, способностях, определяющих успешность преподавания (дидактических, организационно-коммуникативных, личностных и специальных). Уметь:
— оптимальной дидактической стратегией управления формированием познавательной деятельности в курсе психологии. Приобрести практические умения и навыки:
Знать условия формирования профессиональных представлений, чувства идентичности, профессионального имиджа у студентов-психологов. Понимать сущность произошедшей в современных условиях смены информационной и авторитарной парадигмы образования на личностно-ориентированную и демократическую. Курс для студентов специальности 020400 – Психология читается в течение одного учебного семестра. Курс включает в себя 120 часов, из которых для очной формы обучения даются 32 лекционных часа, 16 семинарских и 72 часа для самостоятельной работы. Занятия завершаются сдачей зачета. Для заочной формы обучения даются 8 лекционных часов, 4 семинарских и 100 часов – самостоятельная работа. В конце семестра студенты пишут контрольную работу и сдают зачет.
РАЗДЕЛ I. Характеристика методики преподавания психологии как учебной дисциплины ТЕМА 1. Предмет, содержание и основные проблемы методики преподавания психологииРоль и место психологических знаний для различных категорий слушателей курса психологии. Формирование психологической культуры как основная задача преподавания психологии.Методика преподавания психологии как научно-практическая гуманитарная дисциплина, ее место в системе педагогических и психологических дисциплин. Понятие о предмете, объекте, целях и задачах методики преподавания психологии. Основные проблемы методики преподавания психологии. Теоретическая проблема (чему учить?). Общественно-практическая проблема (для чего нужно учить?), проблема субъекта учебной деятельности в курсе «Методика преподавания психологии». Содержание курса «Методика преподавания психологии»: поиск решения основных проблем, разработка и совершенствование вузовских программ и других учебно-методических материалов, анализ, теоретическое осмысление и обобщение педагогического опыта, внедрение в практику высшей школы системы общих и частных принципов и требований, предъявляемых к преподавателю психологии, образующих мировоззренческие, методологические, гносеологические, логические и психологические основы курса «Методика преподавания психологии». ТЕМА 2. Система субъективных ожиданий студента, впервые приступающего к изучению курса психологии Характеристика компонентов системы ожиданий субъекта учебной деятельности: когнитивного, конативного, аффективного и коммуникативного. Реорганизация системы ожиданий студента при восприятии им нового учебного предмета. Исследования ожиданий студентов по отношению к содержанию курса психологии, «фоновых» знаний по психологии, мотивов изучения психологии в вузе (мотивы, связанные с общением, мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, мотивы самопознания, широкие познавательные мотивы, социальные мотивы). Иерархия мотивов изучения психологии в Вузе и будущая профессиональная деятельность студентов. РАЗДЕЛ II. Методы и организационные формы преподавания психологии ТЕМА 3. Методы обучения психологии Классификация традиционных методов обучения и методов активного обучения. Классификация форм разумной деятельности по Х. Дрейфусу. Методы программного, проблемного и интерактивного обучения как наиболее перспективные для обучения психологии (по В.Я. Ляудис). Метод позиционного обучения студентов. Основные этапы психотехнической подготовки учителей за рубежом. Развитие психологического образования. Традиционные технологии преподавания психологии. Инновационные технологии преподавания психологии. Методика преподавания психологии на Западе. Введение психологических дисциплин в общее среднее образование. Проблема повышения психологической культуры педагогов.ТЕМА 4. Система учебных задач в курсе психологииПонятие «учебная задача». Таксономия учебных задач (по Д. Толингеровой). Оптимальная дидактическая стратегия управления формированием познавательной деятельностью в курсе психологии. ТЕМА 5. Организация учебной ситуации в процессе преподавания психологии Распространенные недостатки описания учения как деятельности. Деятельность учения и деятельность обучения. Ориентировочная основа учебной деятельности и преподавание психологии. Предмет учебной деятельности и ее продукт. Исполнительные учебные действия. Контрольные учебные действия. Структура учебной ситуации. Понятие совместной учебной деятельности преподавателя и студентов, ее цель, предмет и продукт. Система форм сотрудничества преподавателя со студентами как средство достижения цели совместной учебной деятельности. Способы совместной учебной деятельности. ТЕМА 6. Проблема контроля усвоения психологических знаний и типология ошибок Содержание проблемы контроля усвоения психологических знаний. Подходы к оценке успешности учебно-познавательной деятельности по В.И. Гиннецинскому: результативно-итоговый и функционально-процессуальный контроль. Критериальный и нормативный подходы к оцениванию знаний по Г.А. Стрюкову. Типология ошибок по Д. Толлингеровой: громадная, единичная, допустимая, недопустимая, необходимая, случайная и умная ошибки. ТЕМА 7. Формы преподавания психологииОсновные формы преподавания психологии в вузе: лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа.Подготовка и проведение лекционных занятий в курсе психологии. Реализация системы методов в лекционных курсах: лекция-монолог, монолог с использованием аудио-визуальных средств, эвристическая беседа, лекция-дискуссия. Формирование лекционного мастерства: работа над конспектом, планом, резюме лекции, структура конспекта лекций, реализация дидактических требований к каждому разделу содержания лекции. Организация семинара в курсе психологии и требования к его проведению. Типы учебных задач на семинаре: репродуктивная, продуктивная, творческие задачи, построение системы задач. Организация практических занятий по психологии. Выделение состава умений, формируемых на практическом занятии. Организация самостоятельной работы студентов при обучении психологии. Формирование обобщенных способов учебной деятельности (планирование и выдвижение целей и задач, выбор средств самостоятельной работы, действия организации усвоения знаний, действия самоконтроля и организации времени жизни). Основные этапы дополнительной работы студентов (по Г.В. Соболевской). РАЗДЕЛ III. Содержание методики преподавания психологии ТЕМА 8. Методологические основы методики преподавания психологии Понятие о методологии. Основные методологические принципы, применяемые в процессе обучения психологии. Принцип взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Принцип системного, всестороннего подхода к изучаемым явлениям психической жизни личности. Принцип историзма. Дидактические принципы: научность, проблемность, наглядность, активность и сознательность, доступность, систематичность и последовательность, прочность. Единство образования, развития и воспитания в обучении. ТЕМА 9. Мировоззренческие основы методики преподавания психологии Понятие мировоззрения. Обыденное и научное мировоззрение. Типы воспитательных задач. Воспитание идейно-теоретическое, нравственное, эстетическое, воспитание активного интереса к психологии, воспитание определенных качеств личности студентов, важных с профессиональной точки зрения. Аспекты реализации воспитательных задач: использование наглядного материала, критического анализа, излагаемого преподавателем в ходе лекции содержания и др. Воспитание научного мировоззрения у студентов в современных условиях. ТЕМА 10. Логические аспекты методики преподавания психологии Объем и содержание психологических понятий с точки зрения формальной логики. Индуктивный и дедуктивный способы изложения учебного материала. Своеобразие исторического и логического методов преподавания. Генетический метод. ТЕМА 11. Психологические аспекты методики преподавания психологии Психологические особенности процесса обучения. Поддержание интереса к учебному материалу как предпосылка активации и регуляции всех психических функций студента. Методические приемы поддержания интереса. Самоопределение позиций личности преподавателя в учебных взаимоотношениях со студентами с учетом различий в системах управления учением (демократизм, сотрудничество, авторитаризм). Овладение преподавателем психологии способами и средствами коммуникации: организация речевых форм высказывания на разных этапах усвоения (лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы), организация невербальных эмоционально-выразительных средств общения (жесты, мимика, пантомимика, вокальная выразительность). Работа преподавателя с представлением о самом себе. Способности, определяющие успешность преподавания (дидактические, организационно-коммуникативные, личностные и специальные). Индивидуальный стиль деятельности преподавателя (по Е.В. Анищук) и эффективность процесса обучения психологии. Слагаемые авторитета преподавателя (предметный компонент, коммуникативный, гностический). Психологические характеристики авторитетного и неавторитетного преподавателя психологии. Основные компоненты в деятельности преподавателя (по Н.В. Кузьминой, М.К. Тутушкиной). Основные проблемы, встречающиеся в педагогической деятельности преподавателей психологии. Психологические особенности, трудности молодых преподавателей психологии (по М.К. Тутушкиной). Классификация основных страхов и трудностей преподавателя (по Н.А. Сохань, М.К. Тутушкиной). Признаки, на основании которых у студентов складывается первое впечатление о преподавателе. Основы индивидуальной работы преподавателя психологии со студентами (учет типа темперамента студента, познавательных интересов). Причины манипулятивного поведения. Характеристика основных закономерностей взаимоотношений компонентов системы «стиль педагогического общения – мотивация достижений студента – интеллект студента». ТЕМА 12. Основные тенденции развития методики преподавания психологии как учебной дисциплины на современном этапе Смена информационной и авторитарной парадигм образования на личностно ориентированную и демократическую (по Б.Б. Коссову). Приоритеты в формировании научного мировоззрения студентов по В.Н. Дружинину. Проблемный принцип преподавания. Повышение технической оснащенности деятельности преподавания психологии. Развитие форм контроля усвоения психологических знаний: от внешнего контроля к самоконтролю, от ориентации в оценивании знаний на локальную соотносительную норму к ориентации на стандарты мирового уровня. Психологические особенности субъекта учебной деятельности Вуза в современный период: мотивация учения, рефлексия, ментальность будущих психологов. Предыдущая — Следующая >> |