Творческая активность и особенности её развития в юношеском возрасте
На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Творческая активность и особенности её развития в юношеском возрасте
Творческая активность и особенности её развития в юношеском возрасте |
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии |
Психология развития юношеского возраста привлекала многих отечественных и зарубежных исследователей (Зимнюю И.А., Кона И,С., Крутецкого В.А., Лейтеса Н.С., Мухину B.C., Петровского В.А., Яковлеву Е.Л., Конрада К., Левина К., Райса Ф., Шпрангера Э., Эриксона Э. и др.) в силу его специфики. Так, К.Левин считал, что данный период характеризуется маргинальностью (промежуточностью). Отталкиваясь от периодизации Э. Эриксона [79], можно предположить, что именно юношеский возраст может стать наиболее активным возрастом в развитии чувства самоидентичности, так как именно в этом возрасте юноши и девушки открывают для себя новую реальность, новую грань бытия — свой внутренний мир, который актуализирует у них проблему самоконтроля, выраженную зачастую в несовпадении самоощущения с требованиями социальной ситуации к его поведению. Данное противоречие с неизбежностью порождает потребность в выборе способов проявления собственной идентичности в сфере значимых отношений посредством регуляции поведения. Е.Л.Яковлева [80] отмечает юношеский возраст как наиболее сензитивный к овладению средствами самовыражения, осуществлению социально значимой деятельности. Именно юность, по мнению Н.С. Лейтеса [28], заключает в себе исключительно благоприятные предпосылки для широкого, многостороннего умственного и творческого развития. В юношеском возрасте на первый план выходит проблема регуляции собственного поведения, а развитие творческой активности рассматривается как средство самовыражения, обретения личностной индивидуальности. Понимая, вслед за К.А. Абульхановой-Славской, О.А. Конопкиным, Ю.Н. Кулюткиным, Б.Ф.Ломовым, Э.Д.Телегиной, А.С.Шаровым, осознанную регуляцию как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей [23], мы считаем, что регуляция — это направленная на развитие целостности субъектная реальность, осуществляемая посредством системы выборов. В регуляции воплощается весь потенциал человека, это форма реализации человеком себя. И одновременно регуляция служит основой развития и саморазвития, так как, участвуя в нетрадиционных видах и формах деятельности, создавая новые предметы, конструкции и произведения искусства, человек использует оригинальные критерии выбора, приёмы и способы деятельности, которые развивают и изменяют его. Особенно привлекательна в этом отношении концепция А.С. Шарова [74]. Он рассматривает регуляцию как центр, как ведущую систему психологической структуры личности. Регуляция как ведущая система структуры личности наполняется содержанием через структурные подсистемы: ценностно-смысловую сферу человека, активность и рефлексию, которые являются необходимыми и обязательными, без них регуляция невозможна. Ценностно-смысловая сфера (потребности, мотивы, цели, ценности, смыслы) выполняет роль направленной напряжённости. Иначе говоря, этот компонент психологической структуры человека не только ориентирует человека в мире, указывает на значимое для него, но и даёт ему силу, энергию для достижения значимого. Ценностно-смысловая сфера воплощается в жизнь через активность. Активность в психологической структуре человека выполняет функцию реализации значимого как во внешнем, так и во внутреннем мире. Она включает в себя все виды и формы реализации внешней активности: деятельности и жизнедеятельности, общения и поведения, действий и поступков. Внутренняя активность находит своё выражение в функционировании психических процессов, познавательной сферы. Внутренние переживания тоже составляют внутреннюю активность человека. Рефлексия как структурный компонент является основой развития и изменения человека. Проявление этой функции связано с тем, что всякая самоуправляемая система невозможна без обратной связи. Роль обратной связи в жизнедеятельности человека и выполняет рефлексия. Её проявления многообразны: осознание собственной деятельности и отдельных поступков; понимание себя и формируемый образ «Я». Рефлексия выполняет функцию контроля и согласования. Эти три блока соединяются в единое целое регуляцией. Именно регуляция выступает объединяющим началом и стержнем человеческой личности. В ней находят своё целостное воплощение такие компоненты структуры человека, как ценностно-смысловое содержание, активность и рефлексия. В регуляции человеком собственного поведения проявляется целостность личности [74]. Важность для регуляции данных подсистем подчёркивалась многими исследователями. Это звучало в выводах Н.А. Бернштейна о трёхкомпонентной структуре процессов психической регуляции, А.Р. Лурии — о трёх функциональных блоках. Ценностно-смысловая подсистема в регуляции деятельности освещалась в работах Ю.М.Жукова, Б.В. Зейгарник, А.А.Леонтьева, Е.С. Мазур, O.K. Тихомирова, В.В. Хвостова и других. Подсистема активности исследовалась Н.А. Бернштейном, М.И. Бобневой, О.А. Конопкиным, Ю.А. Миславским и другими. На значение рефлексии в процессе регуляции указывали многие психологи: Н.И. Гуткина, И.С. Ладенко, Ж.Пиаже, И.Н.Семёнов, СЮ. Степанов и другие. Так, О.А. Конопкин [23] подчёркивает, что от степени совершенства процессов регуляции зависит успешность, надёжность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Приблизительно эту же мысль, но с разворотом на личность мы обнаруживаем у Ю.А. Миславского [37]. Саморегуляцию личности он понимает как процесс поддержания общей продуктивной активности человека. Соответственно, развитие личности выступает, по Миславскому, как процесс совершенствования системы саморегуляции личности через изменение, а точнее, совершенствование её структурных компонентов и их функциональных отношений. В различных аспектах проблема регуляции и развития творческой деятельности изучалась в работах Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, Л.Л.Гуровой,К.Дункера,В.Н.Пушкина,С.Л.Рубинштейна, O.K.Тихомирова и других исследователей. Э.Д.Телегина считает, что основнымипсихологическимимеханизмамимотивационной саморегуляции творческой деятельности является превращение значимых мотивов в регуляторы регуляторов. Психологическими механизмами влияния значимых мотивов на повышение эффективности творческой деятельности являются: повышение уровня притязаний субъекта в данный момент и активизация процессов целеобразования; формирование установок и самоинструкций; включение объекта в более широкую систему смысловых связей; повышение целеустремлённости мыслительного поиска; преобразование функций отрицательных оценок — стимулирование поиска вместо сдерживания [69]. В своих исследованиях Н.С. Лейтес [28; 29] выделяет саморегуляцию наряду с умственной тактивностыо как два основных фактора одарённости. Оба эти фактора являются необходимыми условиями для становления способностей к разным видам деятельности, т.е. они являются факторами общих способностей. Н.В. Рождественская считает, что можно говорить о творческой одарённости как о способности саморегуляции, понимая под этим высокую степень активности и работоспособности человека (помехоустойчивость), пластичность в выборе целей и в тактике их достижения. Таким образом, творческий человек — это не только тот, который изобретает или делает что-то новое и оригинальное, а более всего тот, кто стремится овладеть собственным поведением и собственной психической деятельностью, т.е. постоянно совершенствует механизмы саморегуляции и самоконтроля. Юноша вступает в новую ситуацию развития, характеризующуюся направленностью на будущее: на выбор образа жизни, профессии. В этом возрасте на основе стремления к автономии формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязаний [21]. В юношеском возрасте идёт формирование и совершенствование личностных образований, включённых в структуру регуляции (саморегуляции), а именно: ценностно-смысловой сферы, рефлексии и активности. Поворотным моментом в период юношеского возраста является открытие молодым человеком своего внутреннего мира, связанного с появлением новой мотивационно-потребностной сферы, проявляющейся, в частности, в мотивах самопознания и самосовершенствования. Названные мотивы предопределяют профессионально-личностное самоопределение молодых людей, подготавливающее их переход к профессионально-учебной деятельности, в которой осуществляется поиск средств для удовлетворения этих потребностей. Самоопределение основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учёт своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение юноши и связано с поступлением в вуз. Мотивационная структура творческой личности, считают Л.А. Рудкевич и Е.Ф. Рыбалко [63], стабилизируется в юности и ранней взрослости, обусловливая в дальнейшем мотивационный «застой», редукцию мотивов к творчеству. Творческая самореализация личности зависит от мотивационной сферы личности, от того, в какой мере её направленность на творчество является доминирующей в структуре мотивов. Именно поэтому период юности, в который основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность, является наиболее благоприятным для ориентации её на творчество, его ценность и значимость как для самого субъекта развития, так и для общества в целом. Юношескому возрасту, как мы отмечали выше, свойственно стремление к самоопределению и самоутверждению. А. Маслоу [35] стремление к самоутверждению подразделяет на два вида: 1)желание самоутверждения, достижения в выбранной деятельности свободы и независимости; 2)стремление к репутации и престижу, ценности и признанию в глазах окружающих. В юности эти виды тесно переплетаются. Так, выбор профессии диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, но и выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны. Молодых людей отличает достаточно разнообразная мотивация деятельности. Одним, что бы он ни делал, движет потребность достижения и самопроверки, другим — желание приносить кому-то пользу, третьим -чувство зависимости и потребность в одобрении окружающих, четвёртым -желание уйти от напряжения и конфликтных ситуаций и т.д. [21]. Иными словами, здесь мы имеем место с ярко выраженным стремлением к значимости собственной личности в различных её проявлениях: значимость для других (стремление к престижу, славе, почёту, уважению); значимость для себя (стремление к самореализации, к творчеству, ориентация на авторитет); значимость в себе (стремление к самосозиданию, самоценности, самосовершенствованию). Подтверждает повышенное стремление к собственной значимости у творческих личностей исследование С.А. Изюмовой, где она делает акцент на том, что более способные молодые люди имеют и более высокий уровень или потребность самореализации в личностном плане [15]. Стремление к значимости характерно для всех возрастов, но более всего это проявляется у ребят с ярко выраженными умственными способностями. Эта тенденция имеет свои возрастные особенности. Например, в юношеском возрасте, отмечает Н.С. Лейтес [29], наиболее заметно проявляются стремление к самосовершенствованию и установка на значительность своего будущего, на выдающихся людей. Показательно также, что у наиболее успешно занимающихся студентов часто можно встретить явное преувеличение своих умственных сил. Те, кому легко даётся учение, не сомневаются в том, что они очень умны, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; студенты, выделяющиеся успешностью по каким-нибудь определённым предметам, готовы верить в свой специальный талант. У таких студентов с относительно более высоким развитием обнажена наивная самоуверенность, отсутствуют представления о границах своих возможностей. В то же время высокая требовательность к себе, нетерпимость к собственным слабостям становятся важным условием дальнейшего роста личности [28]. Таким образом, для творческих личностей характерна несколько отличная, чем для большинства студентов, ценностно-смысловая сфера, влияющая на виды и формы активности. Человек реализует себя (свои ценности, смыслы, мотивы) через активность. Важное место при этом занимает планирование своей деятельности, стремление заглянуть в будущее, предвосхитить события. Это основная функция когнитивной сферы, которая проявляется в когнитивной (познавательной) активности. Осуществляя регуляцию, человек ориентируется в окружающем мире, выявляет для себя значимое и незначимое, самоопределяется. На значимость указывают эмоции, чувства. Так проявляется аффективная (эмоциональная) активность. Наконец, человек взаимодействует с миром (совершает поступки, выполняет действия и т.п.). Во взаимодействии с миром проявляется внешняя конативная (поведенческая) активность. Таким образом, относительно регуляции эти три вида активности выступают как основные [74]. Познавательная активность начинающего студента приобретает качественно новый характер. Она характеризуется возросшей изобретательностью в силу наличия у них сложившихся интересов, связанных с профессиональной направленностью. Наличие таких специфических интересов стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в определённой области: юноша активно знакомится с нужной литературой, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми. Молодые люди активно участвуют в олимпиадах различной направленности, конкурсах, викторинах. Здесь исследовательская активность выступает как подлинно творческая. На это обращает наше внимание и Д.Б. Богоявленская [5], говоря о том, что у наиболее творческих людей интеллектуальная активность принимает форму интеллектуальной инициативы, когда мыслительная деятельность продолжается за пределами, необходимыми для решения задачи. Переход к обобщениям и поиску закономерностей, не стимулируемый извне, является исключительно собственной инициативой ряда студентов. Интеллектуальная активность — это интегральное свойство некоторой гипотетической системы, основными компонентами которой являются общие умственные способности и мотивационные факторы интеллектуальной деятельности. Роль последних состоит, в частности, в том, чтобы активизировать, заряжать энергией познавательные функции, включая их в контекст значимой для личности деятельности и придавая им тем самым цель и смысл. Ведь интеллект и мышление — лишь средства, инструменты реализации личностных целей, значит, и мыслительный процесс инициируется и регламентируется на уровне личности, в частности, через систему присущих ей мотивов. Творческая активность имеет разнообразные формы, виды и особенности проявления. Кружки, специальные исследования, научные секции, олимпиады предоставляют оптимальные возможности для развития способностей студентов. Этот возраст благоприятен для развития как художественно-изобразительных, музыкальных, так и математических, конструктивно-технических, литературных способностей [25]. Именно в этом возрасте ярко проявляется талантливость в определённой области, создаются продукты творчества, имеющие объективную ценность. Студентов с достаточно высокой общей подготовкой отличают свобода, нешаблонность ассоциаций, особая энергия мысли. У них с лёгкостью возникают неожиданные сопоставления и обобщения, рождаются оригинальные идеи, что, возможно, объясняется нехваткой готовых знаний, новизной для них такого рода мыслительной работы. Активная общественная жизнь, новый характер учения (возрастающая самостоятельность и активность в учебном процессе, часто приобретающие характер самообучения) оказывают большое влияние на формирование самостоятельности, инициативности, чувства долга, на развитие творческой активности молодых людей в различных областях знания. Юность отличает повышенная эмоциональность. В этом возрасте избыток душевных сил, надежды и искания неотделимы от эмоциональной отзывчивости и делают произведения искусства более близкими, чем прежде. Молодые люди часто переживают состояние эмоционального подъёма, испытывают радость свершения, победы над тем, что не было доступно прежде. Юношеский возраст отличается богатством и разнообразием переживаемых чувств, эмоциональным отношением к различным сторонам жизни. В юношеском возрасте сохраняется непосредственность и живость реагирования, эмоциональные состояния становятся более устойчивыми. В этом возрасте усложняется система аффективной активности: заметно развиваются нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства, отличающиеся большей, чем в других возрастах, сложностью, осознанностью и устойчивостью. Более сложной становится в юности и система взаимоотношений, вследствие того, что студенты начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми людьми. Между тем, большая часть межличностного общения приходится на общение со сверстниками, в основе которого лежит взаимное уважение и равноправие, У них развивается потребность в личном дружеском общении, причём к дружбе предъявляются более высокие требования: откровенность, взаимное доверие, отзывчивость, наличие совместных интересов, взаимопонимание и т.п. Дружба становится более эмоциональной не только в смысле эмоциональной близости друзей, но и в смысле способности к сопереживанию, к эмпатии. Юноши проявляют особый интерес к характерологическим чертам друзей, к их духовному облику. Дружеские отношения отличаются большой устойчивостью: они часто продолжаются всю жизнь [21]. В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек со взрослыми, они становятся более ровными, менее конфликтными. В то же время юноши начинают предъявлять более высокие нравственные требования к взрослым, в первую очередь, к преподавателям и родителям. Так, возрастает критическое отношение к преподавателям, часть из которых, по их мнению, не соответствует занимаемому положению. Такая высокая и разносторонняя требовательность приводит к более или менее серьёзным трениям в отношениях с некоторыми из преподавателей. Но существует и другая особенность отношения студентов к педагогам — расположенность превозносить лучших из них, любить их, готовность следовать за ними как за духовными вождями. Итак, уровень личностной активности, выражающейся в формах интеллектуальнойинициативы,надситуативнойактивности, самореализации личности, претерпевает в данном возрасте значительные изменения. Имея близкую перспективу самостоятельной жизни, молодые люди стремятся определить свой жизненный путь, наметить конкретные перспективы дальнейшей трудовой деятельности, выбрать будущую профессию. Необходимость самоопределения порождает проблему выбора жизненных ценностей. Юноша стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, а также к моральным ценностям. Близость вступления в мир взрослых проявляется, в частности, в их общественной направленности и в повышении требовательности к себе и к другим. Выбор внутренней позиции, духовный рост через идентификацию с идеалом ведёт к возникновению стремления к самостоятельности и самоутверждению, самовыражению своей индивидуальности, к самореализации. Центральный психологический процесс юношеского возраста -развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять свои стремления и поступки с определёнными принципами и образом собственного «Я» — невозможен без рефлексии, механизма, лежащего в основании развития и функционирования внутреннего мира, в его простраивании и изменении (Налимов В.В., Шаров А.С., Перлз Ф.) Именно развитие рефлексии Л.С. Выготский выделяет как одно из основных качеств возраста. Рефлексия является тем психологическим механизмом, с возникновением которого связывают рождение внутреннего мира человека. Рефлексия является как бы функциональным органом субъективности человека, посредством которой идёт изменение внутреннего мира самого человека. И.Н.Семёнов и С.Ю.Степанов дают следующее определение рефлексии: «Рефлексия трактуется нами как форма активного личностного переосмысления человеком тех или иных содержаний своего индивидуального сознания, необходимых для успешного осуществления деятельности» [65, с. 156]. Другими словами, рефлексия понимается как психологический механизм изменения индивидуального сознания, т.е. рефлексия — это прежде всего воздействие на самого человека, а не только отражение им своих мыслей и чувств. Рефлексия понимается как механизм, который оформляет сознание и самосознание человека. В этом проявляется творческое начало в становлении самого человека, где рефлексия выполняет одну из главных функций. Рефлексия собственной деятельности, самого себя помогает человеку уловить то ценное и важное, что появилось в ходе деятельности. Юноши самоуглублённо развивают в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия даёт возможность для тонкого чувствования собственных переживаний, побуждений. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я» («Кто Я? Какой Я?»), а с другой — осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу стать?»). Самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Через рефлексию юноша стремится укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание [21]. Рефлексивно-прогностические процессы служат основой формирования критериев выбора и создания системы критериев для конкретной деятельности. Конечно, для творческой личности характерна специфическая система критериев выбора и регуляции. В творческом процессе акцент делается не на выборе, а на критериях, посредством которых такой выбор становится возможным. Отсюда, культивирование рефлексии принципиально важно для развития творческой активности, а юношеский возраст является наиболее благоприятным для этого. Таким образом, в пору юности ярко проявляются расширение и углубление связей с людьми, подъём нравственных чувств и потребность в сознательной регуляции, в самовоспитании. Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика саморегуляции образов «Я». Возникновение в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами, порождает у студентов стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремлению проявить себя в тех качествах личности, которые он считает центральными) и самовоспитанию. Данное противоречие с неизбежностью порождает потребность в выборе способов проявления собственной уникальности в сфере значимых отношений посредством регуляции поведения. В юношеском возрасте происходит качественное изменение механизмов регуляции, обусловленное изменением ценностно-смысловой сферы, развитием рефлексии, самооценки, возросшей эмоциональной отзывчивостью, интенсивным формированием мировоззрения, потребностью в саморазвитии. Большое внимание к исследованию именно регуляционного аспекта в творческой активности определяется тем, что именно период юности является наиболее сензитивным для многостороннего умственного и творческого развития и развития творческой активности. Вопросы для повторения 1.Перечислите литературные источники, где авторы характеризуют юношеский возраст как этап психического развития, на котором происходит саморегуляция собственного поведения, обретение личностной индивидуальности. 2.Раскройте уровни развития личности на юношеском этапе взросления, основываясь на концепции Э. Эриксона. 3.Что значит для вас стремление к личностной значимости в условиях профессионально-учебной деятельности и в чём оно выражается? 4.Как вы понимаете сущность понятий «значимость для себя», «значимость для других» и «значимость в себе»? 5.Раскройте структурные подсистемы (ценностно-смысловую сферу человека, активность, рефлексию) структуры личности по А.С. Шарову. 6.Докажите с помощью примеров появление в юношеском возрасте стремления к престижу, к самореализации и к самоценности. Почему именно в данном возрасте проявляются эти тенденции к самоизменению? В каких видах профессионально-учебной деятельности это проявляется? 7.Что необходимо для регуляции собственной творческой активности в профессионально-учебной деятельности? Источник: Долгих Н. П. Развитие творческой активности в условиях стремления к личностной значимости (на примере юношеского возраста): учебное пособие / Н. П. Долгих. -Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. — 100 с. ISBN 978-5-7389-1999-2 |