Цикл «Младший школьный возраст» (тренинг-семинар)
На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Цикл «Младший школьный возраст» (тренинг-семинар)
Цикл «Младший школьный возраст» (тренинг-семинар) |
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология |
Курс «Детская и подростковая практическая психология» Цикл «Младший школьный возраст» (тренинг-семинар) Ведущая: Авдулова Т.П. Особенности младшего школьного возраста. Младшим школьным считается возраст с 6 – 7 до 10 – 11 лет. В этот период с ребенком происходит множество изменений, касающихся психо-физического развития. Это и взросление, потеря непосредственности, и формирование характера, и кризис 7 лет. В начале данного периода происходит активное созревание мозга, развитие коры больших полушарий. Формируются опорная и мышечная системы, темпы роста составляют 6 – 8 сантиметров в год. Это самый «мощный» период во всем детстве, поэтому, с одной стороны, детский организм способен выдержать довольно большие нагрузки, не помешает посещение секций дополнительного образования, но, с другой стороны – необходимо помнить, что формирование систем органов пока еще очень уязвимо. Кризис 7 лет. Второй кризис развития после кризиса 3 лет. Функции и проявления:
— использовать яркие стикеры в тетрадях учащихся с поощрениями и замечаниями;
Для лучшего запоминания можно использовать следующие приемы: повторение, образы, ассоциации, группирование материала. Развитие внимания Ключ к развитию младшего школьника – способность заинтересовать. Объем внимания важен в изучении математики, распределение внимания – в русском языке, устойчивость – в чтении. Внимание связано с темпераментом человека. Люди со слабой нервной системой (меланхолический, флегматический темперамент) зачастую отличаются неустойчивым вниманием. Приемы коррекции внимания. Развитие концентрации внимания – корректурная проба Бурдона, копирование образца; Увеличение объема внимания – запоминание последовательности; Развитие переключения внимания – обвести гласные, подчеркнуть согласные, корректурная проба; Развитие распределения внимания – выполнение нескольких действий одновременно (например, хлопки + счет). Развитие мышления В развитии мышления могут быть полезны:
Цели и задачи:
Проявления ПШД и школьного невроза: чрезмерная активность/пассивность, протестные реакции, соматические заболевания, невротизация, неумение общаться.
6. Рассмотрение зоны ближайшего развития. — Акцент на достижения: «… вы уже так много сделали», «… присутствует положительная динамика и, на мой взгляд, останавливаться не стоит». — Диагноз не должен подменяться медицинским, состоять из пересказа жалоб, бессмысленных советов. Примерное содержание диагностического заключения
Отдельные эпизоды лжи могут проявляться примерно с 4-х летнего возраста, начиная же с младшего школьного, присутствуют более массово. Это беспокоит родителей, зачастую воспринимается ими как предательство: «мой ребенок мне врет…», вызывает чувство вины: «… наверно я неправильно воспитывала (слишком мягко/жестко)». Нужно успокоить родителей, сказав, что в большей или меньшей степени, но врут все дети. Ложь – это условно нормативный феномен детского развития. Нельзя сказать, что врать – это хорошо, но в некотором роде вранье можно рассматривать как показатель морального, интеллектуального и социального развития. Не нужно ставить на ребенке клеймо «врун». Важно восстановить доверительный контакт между ребенком и родителями. Понять, почему это так сильно их беспокоит. Задача родителей в ситуации детской лжи – донести, что признание проступка лучше лжи. И сам проступок почти всегда (в детском возрасте) лучше лжи. Часто модель лжи ребенок берет от родителей. Если ребенок стал свидетелем родительской лжи, то последний должен показать, что ему неловко, стыдно. Если вранье ребенка очевидно, то не нужно провоцировать ложь, спрашивая, так ли это. Лучше сказать «Я знаю, что ты…. Давай исправлять». Внешние признаки вранья Нельзя судить о том, что человек врет по какому-либо одному признаку. Однако, если речь идет об их совокупности, возможно, что речь идет о лжи. К таким признакам можно отнести: непрямой или бегающий взгляд, почесывание кончика уха или носа, определенные «сдерживающие» положения рук, несоответствие слов и жестов и др. Причины детской лжи
Л.А. Венгер предложил следующую типологию школьных синдромов:
*Другие используемые тесты: Филлипс, Прихожан. Такие дети все время ждут одобрения взрослого, переспрашивают «Я правильно сделал?». Крайним последствием хронической неуспешности является развитие психогении. Чаще же встречаются пессимистический настрой, ухудшение внимания, памяти. Тревога только при очень небольшом повышении способна мобилизовать, во всех остальных случаях – напротив, сбивает, ухудшает результат. Механизм школьной тревожности тот же, что хронической не успешности. Разница в том, что в случае со школьной тревожностью страхи касаются только школы. Компенсацией могут стать успехи ребенка вне школы. Рекомендации в обоих случаях: — найти зону успешности и наполнить ее смыслом, хвалить за успехи в этой области; — сравнивать ребенка и его достижения только с ним же самим вчерашним; для родителей должна быть важна индивидуальная динамика ребенка; — слегка снизить уровень притязаний и ожиданий; — не лишать школу привлекательности в глазах ребенка, сместить акценты в школьной жизни («…еще там есть общение»); — мягко донести, что знания важнее оценок, не умаляя при этом мотивации учения; 2. Уход от деятельности. Один из симптомов данного синдрома – демонстративность. Крайняя степень проявления – истеричность. Лучше направлять воображение в рисование (помогает в поиске зон успешности). Можно познакомить ребенка с абстракцией и начать рисовать с ним, вешать рисунки дома. Еще один «полезный» здесь вид творчества – народные танцы. Театральный кружок не подходит, так как нужны более мягкие варианты выплеска демонстративных тенденций, в театре же они зачастую гипертрофированы. 3.Позитивное / негативное самопредъявление Проявления позитивного самопредъявления – постоянная подчеркнутая любезность, обилие комплиментов, лесть. Негативного – провокации, социально-неприемлемые формы эпатажа. Ребенок-негативист делает все, чтобы его наказали, ему важна бурная реакция со стороны провоцируемых им людей. Яркая демонстративность характерна для обоих случаев. Основной пример – актеры, постоянно нуждающиеся во внимании публики. Истинное наказание – лишение внимания, общения. Награда – открытое, доверительное общение. Помогает посещение театральной студии (нормализует развитие, направляет в позитивное русло). 4. Синдром социальной дезориентации Проявления – снижение чувствительности к социальным нормам при гиперактивности и импульсивности. Ребенок считает, что к нему придираются, что мир несправедлив. Преимущественно социальной дезориентации подвержены экстраверты. Наиболее оптимальный способ воспитания – не ругать за мелкие проступки и наказывать за серьезные. Рекомендации: — занятия, направленные на иерархизацию социальных норм; — обучение навыкам общения. 5. Вербализм и интеллектуализм В первом случае отмечается высокий уровень речевого развития при недостаточном развитии образного мышления и навыка продуктивной деятельности. Развитие образного мышления, например, посредством рисования, способствует развитию эмоциональности. Рекомендации: — понять, на какой возраст развит ребенок, и с него начинать; — развивать образное мышление; — мотивировать родителей заниматься с ребенком дошкольными видами деятельности. В случае интеллектуализма уровень развития логического мышления превышает возрастную норму. Тогда как образное мышление, восприятие и моторика развиты недостаточно (часто встречаются «3-ки» по рисованию и труду). Также иногда встречается незначительный дисбаланс умственной деятельности, инфантильность эмоций. Запрос родителей в основном связан с трудностями в общении, присутствующими у ребенка. Рекомендации: — тренинговые занятия, направленные на развитие коммуникативной и эмоциональной сфер. 6. Семейная изоляция. Этому синдрому чаще подвержены дети из семей, не вписывающихся в традиционную доминирующую структуру. В понимании родителей самостоятельность ребенка, его отрыв от семьи недопустимы. Таким образом, ребенок застревает в дошкольном возрасте, избегает контакта со сверстниками, у него почти нет друзей. Все это может вести к невротизации личности ребенка. Задача психолога здесь – работа с семьей в направлении расширения представлений о социальном окружении и необходимости социализации ребенка в частности и семьи в целом путем выстраивания контактов с окружающими. Психология детского воровства Феномен воровства относят к классу психопатий. Часто люди оправдывают эпизод воровства потребностью в мощном эмоциональном разряде, которого они якобы достигают подобным образом. Всего лишь около 5% от совершенных краж можно отнести к проявлениям клептомании. Родители часто маскируют воровство под другим запросом. Эпизоды воровства часто возникают в младшем школьном возрасте. Психологический анализ воровства. Основные причины воровства: 1. недостаточное развитие саморегуляции, нет ценности вещей, нужно объяснить, что не бывает «ничьих» вещей, например, в классе, что любая вещь стоит денег, а деньги – это чей-то труд; нет четкой дифференциации «мое — чужое»; 2. несформированность волевого поведения, понятий «можно-нельзя», отсутствие четких границ; Чужие вещи не должны появляться дома. Если ребенок принес чужую игрушку, нужно спросить у родителей ребенка-хозяина вещи, давал ли он свою игрушку поиграть домой. 3. несформированность моральных представлений; Меры в случае воровства В случае воровства денег, например из кармана родителей, оптимальной воспитательной мерой является недолгая ситуация дефицита. Например, на просьбу ребенка о какой-либо покупке следует ответить, что в данный момент денег на нее нет. 4. воровство как компенсация неудовлетворенности (например, меня наказали – я украл деньги – купил шоколадку — утешился). 5. воровство как месть; 6. воровство, связанное с установлением социального статуса, с желанием заслужить популярность одноклассников (например, кража классного журнала); 7. глупое, неприкрытое воровство как способ обратить на себя внимание, установить связь с родителями, пусть и через негатив; 8. воровство как результат пренебрежения потребностями ребенка («…раз вы мне это не покупаете, я достану это сам»); однако, полностью идти на поводу у ребенка, исполняя любую его прихоть также не нужно; 9. осмысленное воровство как результат зависти; 10. восполнение потребности в сильных ощущениях с помощью воровства (чаще встречается среди подростков). Рекомендации: — делать упор на зону успешности («…неправда, ты не плохой, ты хорошо играешь в футбол/ поешь/рисуешь, ты добрый»); — формирование позитивной «Я — концепции». Терминологический словарь:
|