Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком
На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком
Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком |
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу |
Роль педагога в сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, очень важна. От стиля его поведения во многом зависит успешность проводимой работы. Если учитываются рекомендации психолога при взаимодействии с учеником, то и результативность работы возрастает во много раз. Дело в том, что в школе ребенок проводит большую часть своего активного времени, и очень важно, какой взрослый находится рядом и как он относится к ребенку. Психологи хотели бы видеть помощника в лице учителя. Поэтому необходимо наладить контакт с педагогом, объяснить ему значимость происходящих с ребенком изменений. Профессиональные взаимоотношения психолога и учителя — решающий фактор, от которого зависит эффективность работы самого практического психолога и результаты труда всего педагогического коллектива в целом. В своем взаимодействии с педагогами психолог решает следующие задачи:
В консультативной работе с педагогами можно выделить ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом:
Организация работы по запросу учителя наиболее эффективна в форме индивидуальных консультаций. Групповая консультация также может проводиться по запросу педагогов, в том случае, если одинаковый запрос психолог получает от нескольких педагогов, однако чаще всего этот вид консультации является формой работы школьного психолога в соответствии с тематическим планированием мероприятий образовательного учреждения. Кроме того, групповое консультирование применяется в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель—учитель, учитель—ученик, учитель—родители и др. В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации. Перспективной формой групповой консультативной работы с педагогами яатяется психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения, в том числе и агрессивных детей в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения. Разовые практические семинары, система постоянно действующих семинаров, конференции, круглые столы — являются частью психологического просвещения. Основная задача данных форм работы заключается в создании условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в решении ими задач педагогического сопровождения ребенка, имеющего агрессивные особенности. Несмотря на схожесть их основной цели, они имеют различия как в структуре, так и в задачах проведения.
Практика показывает, что в работе с детьми, имеющими агрессивные проявления, наиболее актуальны для обсуждения с педагогами следующие темы:
Формы и методы тренинговой работы разнообразны:
Алгоритм взаимодействия педагога и психолога при оказании помощи агрессивному ребенку включает в себя несколько шагов:
Диагностика предполагает применение методов наблюдения (см. Приложение 2, 4), анкетирования (см. Приложение 3) и экспертной оценки с целью уточнения запроса и раскрытия причин поведенческих проблем у ребенка. На данном этапе психологу необходимо обобщить полученную информацию и составить план консультирования педагога. Индивидуальное и групповое консультирование — предоставление рекомендаций, содержание которых должно быть понятно педагогу, не содержать большое количество психологических терминов. Обязательное условие, относящееся к рекомендациям, — их практическая направленность на конкретного ребенка, то есть возможность реализации их в деятельности педагога в процессе уроков, на переменах, во внеклассной работе. Рекомендации не должны содержать пустых словосочетаний, типа: «Развивайте положительные эмоции», «Помогите ребенку преодолеть агрессию» и т.д. Достаточно часто педагогу требуется определенное время, чтобы вникнуть в предложенные рекомендации, в связи с этим информация должна быть разумно дозирована. Рекомендации психологам по консультированию педагогов Особое внимание мы уделим вопросам оказания консультативной помощи педагогам, так как эта форма взаимодействия педагога и психолога наиболее востребована. Чтобы давать квалифицированные рекомендации, специалисту следует понимать психологические особенности взаимоотношений учителя с детьми младшего школьного возраста. Дело в том, что в начальных классах характер общения педагога с учениками формирует у детей различное отношение к личности педагога:
Первоклассники в силу недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать строгость педагога (нередко кажущуюся). Это явление часто недооценивается учителями на начальном этапе обучения детей. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих классах отрица-тельныеэмоции могут закрепиться, перенестись научебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и товарищами. В результате могут возникнуть серьезные отклонения в психическом и личностном развитии ребенка. Однако нельзя не учитывать, что порой стрессы у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых из них являются непосильными. Игнорирование учителем индивидуальных и возрастных особенностей конкретного ребенка может стать причиной негативных психических состояний учащегося, различных школьных фобий (ребенок боится идти в школу, отвечать у доски и т.п.). Взрослым нужно помнить, что резкое подавление агрессии, строгие наказания могут привести к закреплению негативного поведения. Склонный к суровому возмездию взрослый невольно подает ребенку пример агрессивности. Известно, что дети, часто наблюдающие «злость» значимых взрослых, перенимают форму их поведения. Строгость педагога может привести к подавлению агрессивных импульсов у ребенка в его присутствии, но зато потом, в отсутствие педагога, они выплескиваются. Отсутствие наказаний также приводит к закрепленир агрессивности. Поэтому перед педагогом стоит достаточно трудная задача — выбрать оптимальные способы разумного подавления агрессивности. Ребенку обязательно нужно разъяснять справедливость наказания, чтобы итогом стало появление чувства вины, но не страха и враждебности к учителю. Рекомендации педагогам, предложенные Н.Н. Заваденко, ТЮ. Успенской (см. Дубровина, Андреева, Данилова, Вохмянина, 1998), могут способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником, а также помочь ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.
Большую консультативную помощь как психологу, так и педагогу может оказать работа Л.С. Славиной «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам» (см. Дубровина, Андреева, Данилова, Вохмянина, 1998). В ней содержатся очень точные психологические наблюдения, даются конкретные советы по работе с разными категориями детей. Вот лишь некоторые из них:
Источник: Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009. — 216 с. — (Психологическая работа с детьми). |