Тренинг для родителей "Мы вместе" | Обучение и развитие детей

Тренинг для родителей "Мы вместе"

На главную Работа с родителями Тренинги для родителей Тренинг для родителей "Мы вместе"
Тренинг для родителей "Мы вместе"
Работа с родителями — Тренинги для родителей
1. Викторова Елена Анатольевна,

педагог – психолог,

Детско – юношеский центр Балтийского района

г. Калининград,

2. Тренинг для родителей «Мы вместе».

3. Номинация: «Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей и педагогов».

4. Тренинг разработан для «Психологической школы для родителей» в рамках работы с родителями в Детско – юношеском центре. Занятие проводится с родителями совместно с детьми. Занятия проводятся один раз в месяц.



5. 1) Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но, многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Наша психологическая служба разработала ряд тренинговых занятий, на которых могут пообщаться с детьми в игровой ситуациию

2) Цели:

1. Создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации.

2. Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества.

3. Описание родителей «глазами» детей

3) Задачи:

— Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;

— активизация коммуникаций в семье;

— повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;

4) Участники: группа родителей с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста, 8-10 пар – мама (папа) – ребенок.

5) Оборудование: Магнитофон, записи детских песен, записи музыкальных зарисовок, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры) для каждой пары участников.

6) Время: 1час – 1 час 10.

7) Место проведения: учебное или тренинговое помещение.

Ход занятия

1. Приветствие. Разогрев.

1. Приветствие. Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Сергей».

2. Знакомство.

Дети по очереди встают и представляют себя и своих родителей.

3. «Встаньте те, кто…»

Участникам предлагается вставать, если описание подходит:

— вместе читают книжки;

— имеют общее увлечение;

— помогают маме мыть посуду;

— помогают маме выносить мусор;

— вместе путешествуют.

2. Основная часть. «Сотрудничество».

1. «Узнай свою маму».

Водящему ребенку завязывают глаза. Все мамы по – очереди зовут его. Он по голосу должен узнать свою маму.

2. «Совместное рисование».

Детям совместно с родителями предлагается нарисовать рисунок: одну часть рисует ребенок, другую – родитель.

3. «Комплименты».

Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».

4. «Опиши свою маму».

Поочередно каждый участник ребенок рассказывает о своей маме, для того, чтобы по описанию можно было догадаться, кто его мама. При этом ребенку задаются вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит?», «Что она не любит?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?».

5. «Песня».

Выбирается всем знакомая детская песня. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором.

3. Заключение. Рефлексия «Мне сегодня понравилось…»

Каждый участник заканчивает фразу: «Мне сегодня понравилось…»

Подведение итогов.

Заявка.

1. Викторова Елена Анатольевна,

педагог – психолог,

Детско – юношеский центр Балтийского района г. Калининград,

адрес: 236005 г. Калининград ул. Судостроительная д. 2

2. «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов».

3. Номинация: «Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей и педагогов».

4. Мероприятие разработано для «Психологической лаборатории» в рамках работы с педагогами Детско – юношеского центра. Встречи проходят 1 раз в каникулы.

5. 1) Педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

Такие ситуации потенциально содержат в себе увеличение нервно – психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагога является одной приоритетных задач психологической службы ДЮЦ.

2) Цели:

— формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний,

-профилактика эмоционального выгорания педагогов.

— повышение компетентности в общении;

3)Задачи:

-формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

— снижение ситуативной и личностной тревожности педагогов;

-ознакомление педагогов со способами регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

4) Участники: группа педагогов – 15 – 20 человек.

5) Оборудование: магнитофон, записи релаксационной музыки, записи народной музыки.

6) Время: 40-50 мин.

Ход занятия

1. Приветствие. Разогрев.

1. Приветствие. Каждый участник по кругу приветствует всех фразой: «Как я рад Вас видеть!»

2. «Комплименты».

Участники сидят в кругу. Каждый участник своему соседу справа говорит: «мне очень нравится, как ты…» Принимающий отвечает словами: «спасибо, мне самому это нравится, но кроме того, я еще…»

2. Основная часть.

1. Задание на осознание напряженности педагогической деятельности.

«Напряженность педагога».

Информация к размышлению: Более 80% педагогов имеют высокий уровень ситуативной тревожности, а 60% — постоянной тревожности.

Вопросы для обсуждения:

-В чем проявляется разница между напряжением и напряженностью педагога в общении с детьми?

— как соотносятся напряженность и конфликтность в педагогическом общении?

Обсуждение заданных вопросов, подведение к необходимости знакомства со способами регуляции эмоционального состояния.

2.Знакомство с разными способами поддержания психологического здоровья и эмоциональной устойчивости:

1) Дыхательные упражнения.

Упражнения с успокаивающим эффектом.

«Отдых».

И. П. – стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться , расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1 мин. Затем медленно выпрямиться.

Упражнение с тонизирующим эффектом.

«Ха – дыхание»

И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняется вперед, руки разбрасываются вниз перед собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком «Ха!»

2) Упражнение на визуализацию.

«Поплавок в океане».

«Сядьте удобно. Дыхание ровное. Закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что вы поплавок в океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движения волны, тепло солнца, капли дождя… подушку моря под вами, поддерживающую вас. Прислушайтесь к своему телу: какие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?»

3)Танцевально – двигательные упражнения.

«Танец – хоровод».

Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка. Участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, привнося в общий танец свои индивидуальные движения. (5 мин.0

«Танец отдельных частей тела».

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, танец головы, танец плеч и т. д.) Участники стараются максимально использовать в танце названную часть тела.

4) Способы ситуативной саморегуляции.

— Самоубеждение, самоприказы на вызов спокойного состояния, самовнушение спокойствия и выдержки: « Я совершенно спокоен» и т. д.

— самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, соматике, наличии мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания.

3. Заключение.

Рефлексия «Я сегодня…»

Каждый участник группы завершает фразу: «Я (мне) сегодня …»

Подведение итогов.

 

Заявка.

1. Викторова Елена Анатольевна,

педагог – психолог,

Детско – юношеский центр Балтийского района г. Калининград,

адрес: 236005 г. Калининград ул. Судостроительная д. 2

2. Психологическое развивающее занятие « Мы растем».

3. Номинация: «Лучший сценарий проведения развивающей работы со школьниками».

4. Данное развивающее занятие разработано для включения в учебное занятие хореографической студии. Такое занятие проводится 1 раз в неделю.

На занятия дети приходят после детского сада или занятий в школе. Для того, чтобы детям помочь переключиться на занятие в студии, в занятие мы включаем такие психологические занятия.

5. 1)Когда ребенок расслаблен, информация, которую ему необходимо усвоить, передается по нервным путям легче, быстрее и более полно. Для того, чтобы помочь ребенку включиться в работу, нужно помочь ему расслабиться и успокоиться.

2) Цели и задачи:

— Помочь ребенку расслабиться и успокоиться перед занятием;

— развитие координации движений;

— развитие межполушарных связей и межполушарного взаимодействия.

3) Участники: группа детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста – 15 – 20 человек.

5) Оборудование: магнитофон, записи релаксационной музыки, гимнастические коврики, мягкая игрушка «сердце».

6) Время: 15-20 мин.

Ход занятия

1. Приветствие, «разогрев».

1. Приветствие, знакомство.

По кругу участники передают мягкую игрушку «Сердце» со словами: «Здравствуйте, я — Алеша».

2. Дыхательное упражнение «Веточка».

Медленно поднимите руки вверх, сделать вдох через нос.

Потянитесь вверх к солнышку — задержать дыхание. Выдох.

Медленно вдохнуть через рот, наклон влево, задержать дыхание. Выдох.

Вдох – выдох.

2. Основная часть.

Комплекс кинезиологических упражнений.

1. «Струночка».

Встать, ноги вместе, руки поднять вверх.

Растягиваем тело на медленном вдохе, потягиваясь одновременно двумя руками и корпусом.

Затем – только правая сторона тела (рука, бок, нога).

Потом – только левая сторона тела (рука, бок, нога).

2. «Колечко».

По — очереди и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в «кольцо» с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д.

Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке.

3. «Лезгинка».

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого меняется смена левой и правой руки в течении 6-8 смен позиций. Добавить увеличение скорости смены положений.

4. «Ухо – нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5. «Оттаивание и замерзание».

Детям предлагается разойтись по комнате.

Ведущий: «Представьте, что все ваше тело ледяное. Музыка, которую я сейчас включу, будет медленно размораживать его. Часть за частью. Оттаявшими частями вы можете шевелить под музыку. Все остальные части должны оставаться недвижимыми.

Представьте, что ваши пальцы оттаяли, шевелятся…

Сейчас вы можете двигать также ладонями…

Теперь вы можете шевелить пальцами, ладонями и руками до локтей…

Вот вы можете двигать всей рукой от пальцев до плеча…

Уже оттаяла голова, шея… Вы уже можете поворачивать голову…

Оттаяло тело… вы можете шевелиться…

Оттаяли бедра… ноги до колен… колени уже сгибаются…

Оттаяли ноги… вы можете шевелиться и ходить…

В завершение игры хорошенько встряхните руками и ногами.

3. Заключение.

1. «Тянемся к солнышку».

Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно растягивая все тело. Начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, грудным отделом, поясницей и ногами, не отрывая пяток от пола.

Задержать дыхание – «кончиками пальцев тянемся к солнышку».

Выдох, опуская руки, расслабиться.

Повторить.

2. Прощание.