Тренинг для родителей «Родительская любовь»
На главную Работа с родителями Тренинги для родителей Тренинг для родителей «Родительская любовь»
Тренинг для родителей «Родительская любовь» |
Работа с родителями — Тренинги для родителей |
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ Тренинг для родителей В 1997–1998 учебном году по вечерам и по субботам приходили в лицей родители наших учеников. 170 пап и мам участвовали в тренинге для родителей «Родительская любовь». 181 лицеист (с 7-го по 11-й классы) приняли участие в подготовке этой встречи. Детьми был предоставлен бесценный материал для встречи с родителями — искренние ответы на вопросы анонимной анкеты «Родительская любовь». ПЛАН ПОДГОТОВКИ 1. Проведение анонимного анкетирования детей. 2. Обработка анкет. (Ответы выписываются на отдельный лист, на поля выносятся темы для разговора с родителями.) 3. Подборка и тщательное изучение специальной литературы. 4. Приглашение родителей на тренинг за одну-две недели до встречи (запись в дневнике, телефонный звонок, пригласительный билет). 5. Подготовка списка литературы для каждого родителя. АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1. Любишь ли ты родителей? 2. Как родители проявляют свою любовь к тебе? 3. Хватает ли тебе душевного тепла со стороны родителей? 4. Одинаково ли родители относятся к тебе и брату (сестре)? Что не устраивает тебя в этих отношениях? 5. Продолжи предложение: «Трудные родители — это …». 6. Как ты представляешь себе теплое, душевное отношение родителей к тебе? СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА. ЗНАКОМСТВО И РАЗМИНКА Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «визитку» — пишет крупными буквами на небольшом листке плотной бумаги имя родителя и прикрепляет булавкой к груди. Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Встреча организована по многочисленным просьбам ваших детей. Она пройдет в виде тренинга. Психологический тренинг — это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. Участники тренинга все делают сами. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок. Тема сегодняшнего тренинга — «Родительская любовь». Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. На тренинге можно представиться так, как вам хотелось бы, чтобы к вам обращались. Если захотите, можно рассказать о себе. (Каждый участник тренинга по кругу представляется.) Ведущий. Спасибо. Предлагаю вам задать любой вопрос соседу справа. Несколько секунд на раздумывание. (Иногда участники тренинга изъявляют желание задать вопросы нескольким людям. Просьба удовлетворяется. После вопросов и ответов у участников уходят страх, скука, душа просыпается, в глазах появляются свет, доброта и осмысленность.) Ведущий. Продолжаем знакомство. Закончите, пожалуйста, такое предложение: «Мне нравится в себе…». (Участники отвечают по кругу. Если ведущий видит, что уже создана доброжелательная атмосфера, то переходит к основной теме. Если люди чувствуют себя «зажато», то ведущий предлагает выполнить еще одно задание.) Ведущий. Вам предлагают выбрать себе друга, одного из четырех — Атоса, Портоса, Арамиса или Д’Артаньяна. Краткая характеристика каждого: Атос — человек скрытых, тайных, загадочных знаний; Портос — добрейшей души человек; Арамис — романтическая натура; Д’Артаньян — ловкий, предприимчивый человек, легко находит выход из любой ситуации. Прошу вас по кругу сообщить о своем выборе. (Участники называют имена мушкетеров. Иногда просят разрешения выбрать двоих. По условиям теста — нельзя. Ведущий объясняет присутствующим, что означает их выбор.) Ведущий: По одной версии, люди выбирают себе в друзья того, кто обладает такими качествами, которых у них самих в жизни не хватает, по другой — родственную душу. Спасибо всем за участие. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Ведущий. Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека — о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно — как мы проявляем это чувство. «Мне хочется, чтобы я почаще понимала, что я дорога своим родителям, чтобы чаще звучали ласковые слова, чтобы в семье не было скрытности, чтобы не считали, что я ребенок и ничего не понимаю», — так говорят дети о родительской любви. И мы любим их, наших родных детей. Но так ли? Правильно ли? Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой. Сегодня мы попытаемся построить модель человеческих отношений между родителями и ребенком. Итак, ваши дети ответили на шесть вопросов анонимной анкеты. Сейчас я прочитаю некоторые ответы, после чего хотелось бы услышать ваше мнение об услышанном. Для примера я взяла ответы одной группы (десятый класс) в сокращенном варианте. (Примечание: в скобках после ответа детей курсивом отмечены комментарий ведущего и темы для разговора с родителями.) Вопрос: Любят ли тебя родители? Ответы Да, любят, но не очень. Не знаю. Да, любовь проявляется во всем. Не знаю. Наверное, да, но я этого не чувствую. Конечно, любят. Мама — да, отец — нет: он уже бросил двоих своих предыдущих детей. Вопрос: Как родители проявляют свою любовь к тебе? Ответы Никак не проявляют: каждый день мама кричит на меня, читает нотации, а отцу наплевать на меня. (Ругань вызывает недоверие ребенка к родителям, приводит ко лжи.) Стараются многое для меня сделать, устраивают различные поездки и т.д. Мама прямо говорит, всегда делится своими проблемами. Папа говорит, что сейчас делает все, чтобы в будущем нам легче жилось, что всегда поможет. (Позиция родителей — чем помочь?) Я знаю, что они меня любят, но иногда я специально говорю им, что они меня не любят, когда сильно ссорятся между собой. (Ссоры родителей на глазах у детей — неизгладимое впечатление для детской души. Любовь в семье делится между всеми ее членами.) Всегда интересуются, как прошел день, целуют, как-то ласково называют. (Здесь родителям можно дать практическое задание — «Нежные слова».) Волнуются за меня всегда, и иногда чересчур следят за моим настроением. По возможности делают какие-то подарки. У меня все есть, кажется, большего со стороны родителей и не может быть: и любовь, и преданность, и интерес.., но я думаю, что это не все, чего-то недостает, а чего — не знаю. Они внимательны, всегда готовы помочь, не игнорируют. Они заботятся обо мне, наверное, как все родители. Может, они думают, что этого достаточно, но для меня — нет, чтобы понять, что они меня любят. (Отсутствует проявление любви.) Никак. Проявляют в чрезмерной заботе. (Чрезмерная опека.) Не знаю. Внимательность, беспокойство, интерес ко всем моим делам. (Задайте родителям вопрос: Как проявлять интерес к делам ребенка?) Если есть любовь, то она всегда видна. И я ее вижу. Вопрос: Хватает ли тебе душевного тепла со стороны родителей? Да. Ответы Нет. Нет. Душевная теплота не всегда проявляется в каких-то действиях. Иногда большее внимание уделяется моему брату. Но тепло идет от сердца. Его можно увидеть в глазах человека. Мне душевной теплоты хватает. Я в нем не нуждаюсь. Вполне, мне кажется, что его даже много. Мне этого тепла не видно, я прекрасно обхожусь без него (Тревожность, обида, агрессия, уход в себя.) Вопрос: Одинаково ли родители относятся к тебе и брату (сестре)? Ответы Конечно, нет. Как можно одинаково относиться к людям неодинаковым по своим качествам, привычкам. Поэтому то, что мне говорят, что любят одинаково, — ерунда, например, отец привез сестре подарок из Москвы (!) за 400 рублей, а мне? Нет, не одинаково, но все устраивает. Нет, младшего брата они на руках носят. Да, все устраивает. С папой у нас с сестрой несколько натянутые отношения, наверное, это возрастное. И поэтому папа как бы отдалился от меня. А может, я сама виновата? Да, именно, так оно и есть. (По такой же схеме продолжается обсуждение ответов на пятый и шестой вопросы.) Ведущий: Прошу вас поделиться своими впечатлениями об услышанном. (Родители охотно делятся впечатлениями, своим опытом проявления любви к ребенку. Некоторые вспоминают, что сами росли в «холодных» семьях и перенесли этот неудачный опыт проявления любви в свои семьи.) При этом разговоре ведущий может процитировать некоторые важные, на его взгляд, мысли известных педагогов и психологов. Привожу два примера. Аллан Фром «Азбука для родителей» Пути проявления любви к ребенку: — уважение его желаний; — проявлять любовь постоянно (мягкость, приветливость, чуткость); — отдавать все свое свободное время без остатка. Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, когда он будет видеть, что она постоянно проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу. С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех» Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет — мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка… Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем. Татьяна РЯЗАНЦЕВА, преподаватель этики и психологии Ухтинского технического лицея им. Г.В. Рассохина, г. Ухта, Республика Коми |