Торонтская алекситимическая шкала | Обучение и развитие детей

Торонтская алекситимическая шкала

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Торонтская алекситимическая шкала
Торонтская алекситимическая шкала
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Торонтская алекситимическая шкала (Торонтский алекситимический тест, TAS) создана G.J. Taylor с соавторами в 1985 г., адаптирована в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. Представляет собой опросник, предназначенный для диагностики уровня алекситимии [Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ. / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2001. – 672 с.; Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособ. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.].

Термин «алекситимия» (буквально обозначает: «без слов для чувств») ввел в литературу P.E. Sifneos в 1972 г. Алекситимия – это сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. В тоже время – это характеристика личности со следующими особенностями в когнитивно-аффективной сфере:

– трудность в определении (идентификации) и описании собственных переживаний;

– сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

– сниженная способность к символизации, бедность фантазии, воображения;

– сфокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Алекситимия свойственна людям, которые по тем или иным причинам ограниченно перерабатывают эмоциональные впечатления, выраженная алекситимия обусловливает неадекватное отношение к партнеру и проблемы в межличностных отношениях.

Оригинальная методика состоит из 41 утверждения, с помощью которых пациент может характеризовать себя, применяя Лайкертовскую шкалу (от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен»), при этом половина пунктов имеет положительный код, а другая половина — отрицательный, чтобы избежать однонаправленного согласия в ответах. Адаптированная версия опросника представляет перечень из 26 утверждений, которые испытуемый должен также оценить по шкале, выбрав наиболее предпочитаемый ответ из ряда предложенных. Варианты ответов: «совершенно не согласен», «скорее не согласен», «ни то, ни другое», «скорее согласен», «совершенно согласен».



Инструкция: Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте X в соответствующем месте). Выберите вариант ответа на каждое утверждение из ряда предложенных:

  1. – совершенно не согласен,
  2. – скорее не согласен,
  3. – ни то, ни другое,
  4. – скорее согласен,
  5. – совершенно согласен.
Бланк опросника

утверждения

1

2

3

4

5

1. Когда я плачу, то всегда знаю, почему.

 

 

 

 

 

2. Мечты — это потеря времени.

 

 

 

 

 

3. Я хотел бы быть не таким застенчивым.

 

 

 

 

 

4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю.

 

 

 

 

 

5. Я часто мечтаю о будущем.

 

 

 

 

 

6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие.

 

 

 

 

 

7. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений.

 

 

 

 

 

8. Мне трудно находить правильные слова для выражения моих чувств.

 

 

 

 

 

9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам.

 

 

 

 

 

10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам.

 

 

 

 

 

11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит.

 

 

 

 

 

12. Я способен с легкостью описать свои чувства.

 

 

 

 

 

13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать.

 

 

 

 

 

14. Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол.

 

 

 

 

 

15. Я часто даю волю воображению.

 

 

 

 

 

16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим.

 

 

 

 

 

17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в

 

 

 

 

 

моем теле.

 

 

 

 

 

18. Я редко мечтаю.

 

 

 

 

 

19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так.

 

 

 

 

 

20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение.

 

 

 

 

 

21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях.

 

 

 

 

 

22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям.

 

 

 

 

 

23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства.

 

 

 

 

 

24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему.

 

 

 

 

 

25. Я не знаю, что происходит у меня внутри.

 

 

 

 

 

26. Я часто не знаю, почему я сержусь.

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Подсчет баллов осуществляется следующим образом:

  1. ответ «совершенно не согласен» оценивается в 1 балл, «скорее не согласен» — в 2 балла, «ни то, ни другое» — в 3 балла, «скорее согласен» — в 4 балла, «совершенно согласен» — в 5 баллов. Эта система баллов действительна для пунктов шкалы № 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26.
  2. отрицательный код имеют пункты шкалы № 1, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 21, 24. Для получения итоговой оценки в баллах следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (то есть оценка 1 получает 5 баллов, 2 — 4 балла, 3 — 3 балла, 4 — 2 балла, 5 — 1 балл).
  3. сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель алекситимичности.

    Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. По данным авторов методики, «алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше.
«Неаликситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, адаптировавшие методику, выявили средние значения показателя алекситимии у нескольких групп: контрольная группа здоровых людей — 59,3+1,3; группа больных с психосоматическими расстройствами — 72,09+0,82; группа больных неврозами — 70,1+1,3.