Тестовые методики диагностики одаренности | Обучение и развитие детей

Тестовые методики диагностики одаренности

На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Тестовые методики диагностики одаренности
Тестовые методики диагностики одаренности
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Е.В.Маковецкая, УО «Полоцкая ГОСШ № 11»

С.А.Федькович, УО «Новополоцкая ГОСШ № 1»

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

В современной психологии сохраняется тенденция к признанию более существенной роли биологических факторов или факторов воспитания. Однако представители различных направлений сходятся во мнении о необходимости наиболее полного теоретического осмысления самого понимания «одаренность«, о принципиальной возможности разработки методов выявления и развития одаренности. Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психологических исследований.

Первое непосредственно связано с задачей установления самого феномена одаренности. При этом используются различные методы, позволяющие установить количественные или качественные характеристики одаренности (ее вид, уровень развития). Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, приводит к созданию специализированных методов выявления одаренности (ее вид, уровень развития).

Помимо прикладной психодиагностики, специальную область составляют диагностические исследования, которые проводятся с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности. Эти исследования включают широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами одаренности и другими характеристиками самого субъекта, окружающей среды и т.д.

В последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Интерпретация результатов тестирования может содержать ряд ошибок в силу разных причин. Ошибки в прогнозах объясняются сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности. Поэтому многие специалисты используют и другие методы: экспертное оценивание детей учителями, родителями, оценку конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах.

Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных для этого учебных и развивающих программ, которые реализуются в соответствующих группах, учебных классах и школах для одаренных. Эффективность освоения детьми этих программ и является для многих учителей своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования, условия приема в подобные учебные заведения диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования.

Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо четко представлять себе, что именно он измеряет, следует ли понимать под «одаренностью» некий единый феномен или же это многоаспектное явление, требующее различных измерительных процедур.

Рассматривая проблемы одаренности, Л.С. Выготский выделил следующие основные ступени, через которые прошло развитие идеи об общей одаренности:

 

  • стремление отождествлять одаренность с отдельной психической функцией;
  • признание того, что одаренность может проявляться в целой группе психических функций;
  • дифференциация в любой разумной деятельности двух факторов: специфического для данного вида деятельности и общего, который Ч.Спирмен и считал одаренностью;
  • одаренность как среднее целого ряда разных функций;
  • признание существования множества типов одаренности.
Ученые дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.

Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией.

Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития (как правило, речь идет о высоком показателе коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов. Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами, используют стандартизированные тесты достижений.

 

Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используются многочисленные стандартизированные методы оценки уровня и особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.

Духовная одаренность в значительно большей степени, чем социальная, связана с высокими моральными качествами, альтруизмом.

Эта отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития альтруизма для выявления феномена духовной одаренности.

Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкторами, на которых базируется само понимание творчества. Х.Е. Трик выделяет в этой области четыре основных направления: креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом. Для каждого из них направлений характерны свое понимание творческой одаренности и свои методы диагностики креативность.

В современных тестах, которые активно используются на практике, перечисленные виды незаурядных способностей представлены весьма неравномерно. Нет единого мнения  относительно взаимосвязей, существующих между различными видами одаренности.

Среди наиболее известных зарубежных психомоторных тестов выделяют следующие.

Тест Пурдве предназначен для оценки непрерывно-двигательных способностей, где оцениваются направленность реакций, непрерывно-двигательная координация.

Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда.

Тест на основные двигательные навыки Д.Арнхейма и У.Синклера направлен на  оценку способностей ребенка координировать работу глаз и рук, координировать или регулировать  движения разной амплитуды.

Тест на зрительно-двигательную координацию К.Берри состоит в том, чтобы ребенок воспроизвел 24 рисунка, сложность которых постепенно возрастает.

При диагностике психомоторных способностей  широко используется тест ловкости пальцев, тест скорости манипулирования.

Стандартизированные методы измерения интеллекта наиболее часто используются для выявления одаренных детей. Применяются как индивидуальные, так и групповые тесты. Среди наиболее известных в международной практике можно отметить следующие:

а) шкала интеллекта Станфорд – Бине, предназначенная для тестирования детей начиная с 2-летнего возраста;

б) Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста предназначены для тестирования не только детей, но и взрослых;

в) шкала детских способностей  Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 года (дается обобщенная оценка и 5 субоценок для вербальных, перцептивных, вычислительных, моторных способностей и памяти);

г) тест когнитивных способностей, разработанный Р.Э.Торндайком и Е.Хаген, дает три оценки (вербальная, невербальная и количественная), он широко используется при выявлении детей, которые должны заниматься по специальной программе для одаренных.

Наиболее популярными при оценивании академической одаренности являются следующие тесты:

а) общий тест основных умений, оценивающий базовые навыки в чтении, орфографии, математике и др.

б) Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, языковые навыки;

в) Станфорский тест достижений, предусматривающий оценку знаний и навыков ребенка в математике, естествознании, в понимании устной речи;

г) Калифорнийский тест достижений, оценивающий успешность в чтении, словарный запас, понятливость, математические способности, почерк и др.

К числу наиболее популярных тестов, направленных на выявление творческой одаренности, можно отнести следующие:

а) тесты креативности для детей, разработанные Дж.Гилфордом и его сотрудниками и направленные на оценку одаренных способностей.

б) тест Торранса на образное творческое  мышление; предназначен для оценки творческих спообностей детей в возрасте от 5 лет и старше;

в) тест групповой оценки С.Пимм;

г) тест креативного потенциала Р.Хорнера и Ю.Хеменвей, который измеряет показатели «оригинальности», «гибкости», «беглости» и «точности» мышления.

Методы диагностики способностей в сфере общения разработаны в меньшей степени, чем психометрические способы выявления интеллектуальной, академической и творческой одаренности. Большинство тестов направлено на исследование определенного компонента, входящего в состав коммуникативных  способностей (их вербальных, невербальных, мотивационных аспектов).

Особую задачу для психодиагностического обследования составляют попытки выявления определенных этапов в развитии социального интеллекта. Так, Р.Селман выделяет пять основных стадий этого процесса («Эгоцентризм», «Субъективизм», «Рефлективность», «Взаимность»). Дж.Гилфорд на основе разработанной им теоретической модели «структуры интеллекта создал специальную батарею тестов, предназначенную для диагностики «поведенческих способностей». В ряде случаев используются социометрические методы, а также различные варианты методик, направленных на выявление организаторских способностей. Большинство из этих методик создано на основе теоретического подхода, развиваемого в работах Л.И.Уманского.

Источник: Научно-теоретическая конференция «Проблемы одарённости учащихся»: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008.