Танцевальная терапия. Библиотерапия
На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Танцевальная терапия. Библиотерапия
Танцевальная терапия. Библиотерапия |
Коррекционная работа психолога в школе — Психотерапия |
Содержание
Танцевальная терапия.Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний, танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца.ТДТ — это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., — т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении. На раннем этапе танец стал средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. На протяжении тысячелетий в разных группах существовали ритуальные танцы для празднования, отведения беды, оплакивания мертвых, лечения больных. Танец был сильным средством самореализации и выражения чувств. В религиозных ритуалах танцоры стремятся отрешиться от всего, стать частью вселенной, в имитациях участники отождествляли себя со свирепыми животными или колдунами. Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных движений. Когда же танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации, и стилизация, делающая танец представлением или видом искусства, не играет роли. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм, и для личной выразительности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок, полька. Танец — это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец, прежде всего, требует прямого общения, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения — человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым. Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Использование этого метода требует от психолога достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства. Цель танцевальной терапии — развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-е годы ХХ века вначале в США, а затем в 60-80-е годы в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в странах СНГ. Во-первых, после второй мировой войны многие инвалиды, ветераны войны, нуждались в физической и эмоциональной реабилитации. Танцевальная терапия стала дополнительным методом лечения стационарных пациентов, многие из которых не могли говорить, и поэтому к ним невозможно было применить лечебное вербальное воздействие. Вторым фактором, способствовавшим росту интереса к танцевальной терапии, явилось открытие в 50-х г. транквилизаторов. Доступность и широкое применение лекарств помогли разработать и применять к хроническим пациентам психиатрических клиник новые программы вмешательства в психические процессы, предусматривающие более активное лечение. Танцевальная терапия явилась альтернативным лечебным методом по отношению к этим программам. Третьим фактором в развитии танцевальной терапии в 60-е гг. стало движение тренинга человеческих отношений, которое способствовало разработке экспериментальных методов расширения самосознания и работы с группами. Наконец, исследования невербальной коммуникации, в частности анализ коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell, 1970), вызвали интерес к новым программам танцевальной терапии. Одним из стимулов к этим исследованиям стала попытка обучения интуитивному мышлению путем обращения внимания на развитие функции правого полушария. Психоаналитическая теория также оказала влияние на движение танцевальной терапии. Вильгельм Райх (Reich, 1942), Карл Юнг (Jung, 1961) и в меньшей степени Гарри Стэк Салливан (Sullivan, 1953) внесли свой особый вклад в рассматриваемую область. Любое наше переживание, будь то порыв гнева или любви, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. На тесной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц построена известная биоэнергетическая теория телесной терапии Вильгельма Райха и Александра Лоуэна. Суть этой теории в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение жизни, находятся в так называемом мышечном панцире, тормозящим свободное выражение эмоций. Энергия, которая тратилась на поддержание мышечного зажима, после отреагирования вовне начинает свободно проходить по всем частям тела. Часто показанием успешности терапии может служить способность к более глубокому любовному, сексуальному переживанию. Сегодня танцевальные терапевты стараются снизить мышечное напряжение и увеличить подвижность участников группы. Юнг подчеркивал терапевтическую ценность артистических переживаний, которые он называл «активным воображением». Он был убежден, что артистические переживания, выраженные, например, в танце могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. Акцентирование Юнгом роли символической активности и творческой экспрессии для психотерапевтического воздействия оказало влияние на движение танцевальной терапии. Танцевальная терапия может рассматриваться как первичное средство поощрения невербального взаимодействия и между клиентом и терапевтом, и между участниками. В настоящее время все больший интерес приобретают занятия в группах танцевальной терапии и довольно часто клиенты (будь то подросток или взрослый человек) формулируют запрос о развитии самопринятия, самоактуализации, уверенности в себе, в межличностных взаимодействиях. Танцевальная терапия в группах подразумевает решение, по меньшей мере, четырех задач. — Одной из них является углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но к тому же может служить развлечением для тех участников, чьи двигательные функции и без того в относительном порядке. Большинству из нас нужна лишь некоторая помощь в укреплении мышц, растяжке, улучшении координации движений, зарядке энергией. — Вторая задача ТДТ и она в большей мере относится к подросткам, состоит в усилении чувства собственного достоинства у участников путем выработки у них более позитивного образа тела и повышения самооценки личности. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом »Я». Овладение новыми движениями и позами означает и овладение новыми чувствами. — Также танцевальная терапия используется для развития социальных навыков. Танцевальные движения представляют собой своеобразное средство связи с окружающими во время обучения элементарным навыкам общения. В группах создаются условия для стимуляции творческого потенциала личности, также совместно с руководителем группы и другими участниками осуществляется поиск собственного стиля в общении и самовыражении. — Еще одной задачей ТДТ является помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи с движениями, что существенно улучшает физическое и эмоциональное состояние человека. Наряду с названными решаются также задачи:
На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Разминочные упражнения имеют физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты. Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует. На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или чтобы «обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т.д. На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет. Для диагностического анализа движений и помощи членам группы в расширении их двигательного репертуара часто используется разработанная Р. Лобаном «Система анализа формы усилий». Р. Лобан (1960) разработал систему описания анализа и диагностики движений, известную как «Система усилий», или «Форма усилий», основанную на применении специальных символов и предназначенную для описания динамических и пространственных аспектов движений. В «Системе усилий», по Лобану, динамика движений описывается четырьмя параметрами: 1. Пространство. 2. Сила. 3. Время. 4. Течение. Основные принципы и задачи танцевальной терапии. 1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта аксиома то, что тело — зеркало души, а движение — это выражение человеческого «Я». Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот. Следовательно, задача терапии — достичь самоосознания, исследуя реакции тела и его действия. 2. Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром. Таким образом, задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы анализируя отношения с терапевтом и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде. 3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли-чувства-поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других. Задача — найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действия. Часто человек думает одно, чувствует другое, а делает третье, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности. 4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово «процесс» подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным. Задача: следуя процессу человека (можно сказать, его психосоматическому Дао), танце-терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении — человек учится понимать язык своего тела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств и находить конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (которое было бы деструктивно для психологического здоровья). 5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Задача: развитие самоуважения самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения. Причины потери контакта с телом.
Итак, ТДТ — это огромная область. Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением являются только ограничения самих танце-терапевтов (в зависимости от их специализации). Библиотерапия.О воздействии книг на умы и эмоции людей, их способности в случае правильного подбора активизировать процесс лечения разнообразных заболеваний, помогать решать сложные жизненные проблемы человечеству известно с античных времен. Библеотерапия владеет мощным, общедоступным населению инструментом, способствующим формированию у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям, укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень.Библиотерапия (от греч. biblion — книга и theraрeia — лечение) — форма психотерапии. Основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт подбирает для пациента литературу, специально ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания. При этом подбор книг осуществляется как на основе клинической картины заболевания, так и при учете познавательных способностей и эстетических критериев пациента. Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта. Благодаря этому возникает чувство солидарности с другими. Библиотерапия является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах. Библиотерапия — это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека. Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем. Иными словами, за счет возможности стать психотерапевтом для самого себя. Книги оказывают сильное воздействие на эмоциональную сферу человека. Одни успокаивают, другие тонизируют, дарят бодрость и хорошее настроение. Книги могут играть и отвлекающую роль – во время чтения человек забывается, тягостные мысли покидают его. Но есть и книги способные загнать человека в глубокую депрессию, нанести психологическую травму. Точно так же как калечить книга может и лечить. Книга, это тоже лекарство, с ее помощью можно лечить, но если не учитывать «дозировку» и определенные нормы, то можно очень сильно навредить человеку и вместо помощи только усугубить его положение. Это может случиться, если человек станет читать литературу, к которой он еще эмоционально не подготовлен. Главным принципом психологии, так же как и медицины является принцип «не навреди», так что следует со всей ответственностью подходить к решению вопросов каждого из посетителей. Таким образом, выбор книг становится делом весьма ответственным и сугубо индивидуальным. Книги, выбранные для библиотерапии, должны быть качественными во всех отношениях. Социологи, например, отмечают такой факт: против угнетенного состояния нашлось лекарство — чтение произведений Шекспира, Бунина, Бродского и д.р. Библиотерапия — «лечение книгой» — термин, который сейчас можно редко встретить, но, тем не менее, библиотерапия сейчас, как никогда актуальна. Интеллектуализация общества определятся тем, что это общество читает; известно, что до 1964 года, по ежегодным докладам ЮНЕСКО, СССР занимал 1-2 место по интеллектуальности молодежи и качеству знаний, сейчас страны СНГ — 49-52 места… Деформация культуры порождает деформацию информационную, которая, в свою очередь, влечет за собой деформацию духовную на уровне отдельной личности. И наоборот; одна личность, имея возможность целенаправленного воздействия на отдельные группы людей, порождает определенные деформации при межчитательском общении, волнами расходящиеся в обществе. Не умаляя значение информационной свободы личности, стоит подумать о ее информационной защите. Сейчас в нашей стране, довольно таки, сложные жизненные условия и, возможно, из-за этого большинство людей стремится облегчить себе жизнь за счет упрощения средств достижения своих целей и уменьшения трудозатрат, в число которых входит и умственное напряжение. Есть два варианта реализации библиотерапии: это — создание специализированного библиотечно-психологического центра в специально отведенном для этой цели здании и месте или организация отдельной услуги в каждой или, хотя бы, центральных библиотеках и центрах ЦБС. Хотя в идеале хочется, чтобы каждый библиотекарь обладал подобными терапевтическими навыками и был не только практикующим библиографом, но и практикующим психологом и педагогом. При организации библиотечно-психологических услуг, необходимо учитывать, что их должны оказывать профессионалы по обеим специальностям. Техника оказания помощи может быть предельно разнообразной, а вернее, ее должен выбирать сам библиотерапевт на свой вкус и профессиональный опыт, в зависимости от ситуации. При рекомендации можно сделать акцент на свои личные привязанности, на свой читательский опыт. С клиентом необходимо общаться на равных, нужно сделать так, чтобы он забыл о том, зачем он сюда пришел, то есть, что бы у него не было ощущения того, что он «пациент» и что его «лечат». Наоборот, беседа должна быть непринужденной и ненавязчивой. Это должно быть отвлеченным разговором друзей, о книгах, о писателях, но в ненавязчиво-рекомендательной форме. Так, например «ведущий» (назовем так специалиста по библиотерапии) должен «зацепиться» за читательские привязанности, того с кем он разговаривает и работать «вокруг» них. При этом, естественно он должен достойно владеть предметом разговора, другими словами ему должна быть знакома эта литература не «понаслышке» и не по рецензиям. Для библиотерапевтического чтения рекомендуются и продаются определенные книги большей частью — сочинения самих целителей. Вот тут-то и возникает эффект коллективного воздействия на читательское сознание, усиленным межличностным общением присутствующих. Многие отмечают благотворное воздействие на них библиотек, имеющих в своих фондах интересные источники, книги о древних традициях и т.д. Наряду с положительным эффектом передачи своим слушателям или пациентам многовековых народных традиций утраченных ныне, пробуждение любопытства к чтению определенны книг, присутствует эффект того же манипулирования сознанием. Читательская деятельность на современном этапе является, во-первых, одной из важнейших форм социализации личности, приобщения его к социальному опыту человечества; во-вторых, средством умственного труда, познания, общения и духовного развития; в-третьих, читательская деятельность превращается в непосредственную производительную силу интеллектуального и духовного развития человека и человечества в целом. Читательская деятельность сложна по своей структуре, включает психические (восприятие, представление, воображение, мышление, память и др.) и действенно-практические (подбор литературы, ведение картотек по почитанному и др.) процессы. Она состоит из определенно взаимосвязанных этапов ( мотивация, выбор, чтения, оценки, закрепления прочитанного и т.п.), имеет разнообразное предметное содержание, определяемое потребностями социального субъекта. Психическую индивидуальность человека можно представить как переплетение различных психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. Именно эти качества регулируют воздействие на волевую тренировку нервной деятельности, работу по перевоспитанию определенных свойств личности, по перестройке психики в нужном направлении. А.Е.Алексейчик в «Руководстве по психотерапии» предлагает перечень жанров литературы, расположенных по степени их важности для библиотерапии, и дает им краткие характеристики:
Список использованных источников
|