Связь привязанности к отцу и матери и особенностей формирования «Я-концепции» в младшем подростковом возрасте | Обучение и развитие детей

Связь привязанности к отцу и матери и особенностей формирования «Я-концепции» в младшем подростковом возрасте

На главную Подросток Личностное развитие Связь привязанности к отцу и матери и особенностей формирования «Я-концепции» в младшем подростковом возрасте
Связь привязанности к отцу и матери и особенностей формирования «Я-концепции» в младшем подростковом возрасте
Подросток — Личностное развитие
Сочнева В.Ю., Гаврилова О.В. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

(г. Москва, Россия)

Привязанностьопределяетсякакустойчиваяпсихологическаяформа эмоциональной связи между младенцем и значимым взрослым, основанная на удовлетворении потребностей ребенка в безопасности, любви, ласке и заботе (Боулби Дж., 2003).

«Я-Концепция» представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе, включая убеждения, тенденции поведения и оценки. В силу этого, «Я-концепцию» принято рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя (Бернс Р., 1986).

Цель пилотного исследования: выявление связи между привязанностью младших подростков к отцуматери и особенностями формирования их «Я- концепции» можно сделать следующие выводы.

База исследования: ОЧУ «Пироговская школа» г. Москвы. Участники исследования: учащиеся в возрасте от 12 до 15 лет — 29 девочек и 22 мальчика.

Методики: опросник «Изучение особенностей Я-концепции» (Е. Пирс, Д. Харрис) в мод. А.М. Прихожан; методика измерения самооценки по Дембо-Рубинштейн в мод. А.М. Прихожан; «Опросник на определение типа привязанности к родителям в подростковом возрасте» М.В. Яремчук; опросник «ASQ» (Feeney, J.A.) на определение качества безопасной привязанности.

Проводился качественный анализ данных. На основе результатов исследования можно сделать следующие выводы. Дети младшего подросткового возраста с надежным типом привязанности к отцу и матери чаще характеризуются очень высоким уровнем самоотношения (в среднем в 42,5% случаев); чувствуют наибольшую уверенность в отношениях, имеют высокую самооценку (30%), а также чаще высоко оценивают себя по таким критериям как «поведение», «интеллект», «ситуация в школе», «внешность», «успешность в общении», «удовлетворенность жизнью» и «удовлетворенность положением в семье», а также в меньшей степени, чем другие оценивают себя как тревожных.

Дети младшего подросткового возраста с тревожно-амбивалентным типом привязанности к родителям чаще обладают низким уровнем самоотношения (в среднем в 23,5% случаев), в отличие от детей с надежной привязанностью к родителям (0%); при этом дети чаще обладают более высоким уровнем самоотношения при тревожно-амбивалентной привязанности к отцу (44%), чем к матери (25%). Также они наиболее склонны получать дискомфорт от близости, испытывать наибольшую потребность в поддержке, наиболее озабоченны отношениями, а при тревожно-амбивалентном типе привязанности именно к матери младшие подростки наиболее склонны воспринимать отношения как второстепенное. Также младшие подростки с тревожно-амбивалентным типом привязанности к отцу имеют наиболее низкую самооценку (44%), чем к матери (25%). Младшие подростки с тревожно-амбивалентной привязанностью к родителям, чаще низко оценивают себя по таким критериям как: «поведение», «интеллект», «внешность», «успешность в общении», «удовлетворенность жизнью» и «уверенность в себе», а также оценивают себя более тревожными (28%), чем подростки с надежной привязанностью (7%).

Дети младшего подросткового возраста с избегающим типом привязанности к родителям чаще обладают высоким уровнем самоотношения при привязанности к матери (67%), чем к отцу (43%), а низким уровнем самоотношения обладают в среднем 12,5% детей. Дети с данным типом привязанности склонны получать дискомфорт от близости. Также младшие подростки с избегающим типом привязанности к матери имеют наиболее низкую самооценку (33%), чем при избегающей привязанности к отцу (14%). Помимо этого, они наиболее низко оценивают себя по таким критериям как: «ситуация в школе», «успешность в общении», «удовлетворенность положением в семье».

Литература

1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитании: пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 421 с.

2.Боулби Джон. Привязанность / Пер. с англ.; общ. ред. и вступ. статья Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2003. 480 с.

Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.