Социально-педагогическая программа развития коммуникативных способностей для детей 9-12 лет с элементами лекотерапии | Обучение и развитие детей

Социально-педагогическая программа развития коммуникативных способностей для детей 9-12 лет с элементами лекотерапии

На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Социально-педагогическая программа развития коммуникативных способностей для детей 9-12 лет с элементами лекотерапии
Социально-педагогическая программа развития коммуникативных способностей для детей 9-12 лет с элементами лекотерапии
Коррекционная работа психолога в школе — Программы
Социально-педагогическая программа развития коммуникативных способностей для детей 9-12 лет с элементами лекотерапии

(Бубела О. В., социальный педагог)

Данная программа разработана для детей 9-12 лет, имеющими трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.

Подростничество представляет собой период становления личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, само- выражение и самоутверждение. Отношения со сверстниками приобретают повышенное значение уже к концу младшего школьного возраста, и здесь открываются возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка.

Особое значение для развития в младшем школьном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности; детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта — мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избегания неудачи; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других; способностей ребенка. Особое место среди них занимают коммуникативные способности, которые определяются психологами как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

В основу программы положен метод лекотерапии — терапия, в процессе которой основным средством коррекции и развития личности ребенка, имеющего поведенческие, когнитивные и эмоциональные нарушения, является игрушка. Он включает в себя:

• метод трудотерапии (создание самодельных игрушек);

• методы арттерапии (рисование и игры-драматизации);

• метод анализа продуктов деятельности (игрушек и рисунков).

Известно, что развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Игра и игрушка — не только забава и развлечение, это и способ творческого самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных навыков.

Создание игрушки доставляет огромное наслаждение, когда они удаются, и огорчение, если образ не получается. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. В психологии пользуются так называемой «формулой В.Джемса»:

Самоотношение = Успех

Притязания

Из этой формулы следует, что улучшить самоотношение (повысить самооценку) можно либо закрепляя успехи, либо уменьшая неудачи. Поэтому важным и обязательным условием осуществления программы является создание ситуации успеха, где ведущая роль отводится лекотерапевту (руководителю группы).

Цель данной программы — развитие коммуникативных способностей, мотивации личностного и социального самоут­верждения, гармонизация эмоционального состояния детей 9-12 лет.

Задачи программы:

1. Снятие психоэмоционального напряжения;

2. Научение позитивному взаимодействию в диаде и группе;

3.Формирование адекватной оценки личностью самой себя, своих возможностей, достоинств и недостатков, результатов деятельности.

Программа по лекотерапии состоит из двух основных блоков:

1. Изготовление игрушки-самоделки (графическое зарисовывание будущей игрушки, изготовление выкроек-лекал, подбор материалов, раскрой и сшивание деталей, оформление игрушки);

2. Использование созданных игрушек в играх-драматизациях, лечебных спектаклях.

Тематический план занятий



Название темы

Часы

1.

Первичная диагностика детских проблем. Методика Рене Жиля.

2

2.

Знакомство. Создание благоприятного микрокли­мата в группе. Изготовление «нитчатого» человечка.

2

3.

Моя любимая игрушка. Развитие внимания ребенка к себе, своим чувствам и переживаниям

2

4.

В мире человеческих эмоций. Изготовление сувени­ров из разноцветных лоскутков.

4

5.

Способы невербальной коммуникации (жесты, пантомимика). Изготовление игрушек из меховых шариков разного размера.

4

6.

Я и моя семья. Волшебные превращения (изготов­ление игрушек из варежек, носочков).



7.

Конструктивное общение. Совместное «сочинение истории с помощью игрушек. Изготовление коллек­тивной композиции.

6

8.

Рефлексивное диагностическое исследование. Методика Рене Жиля

2

9.

Заключительное занятие. Спектакль-импровизация с использованием изготовленных игрушек. Выставка детских работ.

2

Всего часов

26

Каждое занятие структурно делится на три блока:

организационный (приветствие, настройка на работу в группе);

основной блок (развитие коммуникативных способностей и j изготовление игрушек);

рефлексивный блок (оценка содержания и других характеристик занятия).

Тема1

Цель: Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характерис­тиках его поведения.

Методы: Проективная визуально-вербальная методика Р. Жиля (проводится индивидуально).

Тема 2

Цель: Знакомство участников группы, создание доверительной атмосферы, раскрепощение детей, установление межличностных! контактов. Выработка ритуалов приветствия и прощания.

Методы :коммуникативные игры, беседа.

Материалы: клубки ниток, цветные карандаши, лоскутки ткани, тесьма, кружева.

Занятие №1

1. Упражнение «Клубочек» на знакомство и сплочение; участников группы.

Дети садятся в круг, ведущий группы, держа в руках клубок ниток, обматывает нитку вокруг пальца и называет свое имя и задает несколько вопросов любому ребенку (например: «Как тебя, зовут?», «Что ты любишь?», «Во что ты больше всего любишь играть?», «Чем ты больше всего любишь заниматься в выходные?». Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему участнику группы, бросая ему клубок. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все определяют, на что похожа фигура из нитей.

Вопросы для беседы:

Как тебя называют дома? Как тебя называют папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры, друзья? Как вам нравится, чтобы вас называли и как не нравится? Как бы вы хотели, чтобы вас называли в этой группе?

Упражнение «Волшебный круг» на установление доброжелатель­ных отношений в группе и объединение детей. Участники разме­щаются по кругу. Дети по очереди становятся в центр круга и говорят имя, которым бы они хотели, чтобы их назвали в группе. Ребенок, стоящий в кругу, закрывает глаза, а остальные участники аккуратными, нежными, движениями дотрагиваются до него и лас­ково называют его имя все вместе, повторяя несколько раз. При этом дети двигаются по кругу. В кругу должен побывать каждый ребенок.

Обсуждение-анализ чувств, ощущений, которые дети испытывали в процессе упражнения.

Выработка ритуала приветствия и прощания, а также правил работы в группе вместе с детьми (руководитель может предложить свой вариант).

2. Игра «Путанка», направленное на двигательное раскрепощение, преодоление скованности, пассивности детей. Водящий (сначала это может быть ведущий группы) поворачивается спиной к группе. Остальные дети становятся в круг и берутся за руки. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, они зовут водящего. Он пытается распутать то, что получилось, также, не разжимая рук.

Упражнение «Рисование с помощью клубка». Разматывая нить клубка, ведущий группы показывает детям, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем он передает клубок следующему. После того, как все дети «порисовали», ведущий обсуждает с ними то, что получилось.

Вопросы для обсуждения:

Можешь ли ты здесь увидеть какие-либо буквы? Какие фигуры ты здесь видишь? Можешь ли ты разобрать какие-либо цифры? Какая еда здесь «нарисована»?

Изготовление «нитчатого» человека. Изготавливается из ниток, плотно намотанных вокруг ладони (ведущий группы демонстрирует готовые игрушки и последовательность их изготовления). Таким образом можно сделать девочек, мальчиков, фей и т.п., украсив дополнительными деталями (шляпки, бантики, короны и т.п.).

«Нитчатые человечки» с именами участников группы в дальнейшем используются в качестве визитных карточек и прикрепляются к одежде детей (это их талисманчики на период курса занятий).

3. Рефлексия «Моя гусеничка». Для каждого ребенка готовится индивидуальная рефлексивная форма на листе формата А4 с изображением гусенички. Количество фрагментов гусенички’ соответствует числу занятий. Дети будут их раскрашивать: если, понравилось занятие — красный, не понравилось — коричневый. Данная форма рефлексии рассчитана на весь курс.

Домашнее задание: принести свою любимую игрушку.

Тема 3

Цель: Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам’ и переживаниям.

Методы: коммуникативные игры и упражнения.

Материалы и оборудование: игрушки детей, бумага для» рисования, цветные карандаши.

Занятие №2

1. Приветствие.

Упражнение «Ураган» на снятие напряжения, создание добро­желательной атмосферы, дает возможность детям больше узнать друг о друге. Участники группы располагаются в кругу на стульях. Стоящий в кругу (сначала это будет ведущий группы) со словами: «Ветер дует на …» предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Ветер дует на того, у кого есть сестры», — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, становится водящим. Стоящий в центре может сказать «Ураган!», и тогда все должны поменяться местами.

2. Дети берут в руки свои любимые игрушки, которые они принесли (ведущий группы тоже), и садятся в круг.

Упражнение «Слушаем себя» на развитие концентрации внимания на себе, своих чувствах. Ведущий обращается к группе: «Давайте сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри вас. Внимательно прислушайтесь к тому, что вы сейчас ощущаете, что вы сейчас чувствуете, чего вам сейчас хочется?» Эти вопросы задаются медленно, с паузами. Затем дети открывают глаза и обмениваются впечатлениями о том, что они смогли услышать, почувствовать и ошутить в себе.

Упражнение «Игрушка-визитка», руководитель предлагает детям идентифицироваться со своей игрушкой и рассказать об игрушке от ее имени:

Что я за игрушка? Как я попала к хозяину? Как хозяин относится ко мне? Какая у меня сейчас жизнь? Какое у меня сегодня настроение?

Ведущий группы может помогать участникам, задавая подобные вопросы.

Игра «Игрушки». Игрушки детей расположены на стульях, стоящих по кругу. Дети под веселую музыку двигаются по внешнему кругу. При остановке музыки они должны как можно быстрее добраться до своей игрушки.

Упражнение «Психологический автопортрет». На одной половине листа детям предлагается написать: «Мои положительные стороны», на другой половине — «Мои отрицательные стороны». Затем дети по. кругу делятся написанным с группой и проходит обсуждение.

3. Рефлексия.

Тема 4

Цель: Знакомство с различными эмоциями, научение распознаванию эмоциональных реакций других людей, развитие умения адекватно выражать свои эмоции, развитие эмпатийных качеств личности.

Методы: психотехнические игры, беседа, этюд, изготовление сувениров, тематическое рисование.

Материалы и оборудование: пиктограммы с изображением различных эмоций, швейные иголки, цветные нитки мулине, ножницы, лоскут разноцветной ткани, бумага для рисования, цветные карандаши.

Занятие № 3

1. Приветствие.

Упражнение «Кто позвал?» на сближение участников группы. Дети стоят в кругу. Один из детей встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к какому-либо ребенку. Тот громко называет имя водящего. Ведущий спрашивает: «Кто позвал тебя?» Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока в роли отгадывающего не побывают все дети.

2. Упражнение «Пиктограммы» на тренировку умения распознавать эмоциональные состояния по мимике. Руководитель показывает карточки с изображением лиц людей в различных эмоциональных состояниях и просит детей назвать изображенные эмоции (настроение) и дети определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный. После определения настроения каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого ребенка свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее партнеру, изображает настроение с помощью мимики. Второй должен найти и показать картинку, задуманную партнером. Две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту ил иную пиктограмму для определения настроения.

Затем ведущий просит участников группы вспомнить и рассказать случаи из их жизни, когда они испытывали радость, злость, восторг страх, спокойствие, грусть и т.д.

Упражнение «Волшебный мешок» на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Сначала с детьми обсуждается, какое у них сейчас настроение, что они чувствуют в данный момент, может быть, кто-то на кого-то обижен и т.п. Затем им предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т.п. Этот мешок, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самим ребятам. Хорошо, если ведущий группы тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции. Можно использовать еще один «волшебный» мешок, из которого дети смогу| взять себе те положительные эмоции, которые они хотят.

Рисование эскизов сувениров (используются картонные шаблоны игрушек, состоящих из двух деталей: звездочка, сердечко, цветок, луна и т.п.). Сначала ведущий группы спрашивает у ребят, какими цветами можно передать хорошее, веселое, радостное настроение и предлагает, используя названые цвета, изобразить на бумаге будущие сувениры, посмотрев на которые всем бы стало радостно и тепло. Обсуждение рисунков.

Затем ребятам предлагается сшить свои сувениры из разноцветных лоскутков ткани. Но для этого сначала необходимо научить детей «петельному» шву (дети тренируются на образцах).

Этюд «Цветок» на выражение удовольствия, радости, выразительность движений, сплочение участников группы. Ведущий говорит текст медленным спокойным голосом: «Теплый луч упал на; землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел; голова слегка откиды­вается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

3. Рефлексия.

Домашнее задание: тренировка «петельного» шва.

 

Занятие № 4

1. Приветствие.

Упражнение «Передай эмоцию» на создание доброжелательной атмосферы и развитие мимики. Дети сидят в кругу. Один начинает и изображает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т.д. Игра продолжается таким образом, пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.

2. Упражнение «Что означает интонация?» на развитие воображения на слуховые образы, умение распознавать эмоции по голосу. Сначала участникам группы зачитывается сказка (Прило­жение). Затем предлагается прочитать ее самим детям по очереди. Каждый читает со своей интонацией, пытаясь придать иную эмоциональную окраску тексту, а остальные участники должны отгадать задуманную эмоцию, настроение. Можно предложить прочитать сказку «по-доброму», «грустно», «ласково», «весело», «сердито», «безразлично», «жалобно» и т.п.

Изготовление сувениров из разноцветных лоскутков ткани. Просматриваются образцы, на которых дети дома тренировались шить «петельным» швом. Затем ребята возвращаются к своим эскизам сувениров и подбирают лоскутки ткани и нитки нужных цветов. С помощью ведущего группы изготавливают выкройки-лекала своих сувениров.

Упражнение «Подари движение» на расслабление, снятие мышечных зажимов, развитие пластики. Руководитель встает в центр крута. В такт веселой музыки он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные повторяют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и так по кругу.

После «минутки шалости» дети возвращаются на свои места и продолжают работу по изготовлению сувениров: сшивают «петель­ным» швом две детали игрушек, украшают их дополнительными деталями (глазки, носики, ротики и т. п.).

Этюд «Распускающийся бутон» на развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других и сплочение детей. Участники располагаются на полу по кругу и берутся за руки. Руководитель дает следующие команды: «Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.» После того, как группа выполнит эту задачу и встанет на ноги, начинается вторая часть этюда. Группа превращается в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.

Анализ упражнения:

Насколько вам понравилась эта игра? Быстро ли вы смогли подняться? Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом? Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими1 трудностями? От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?

3. Рефлексия.

Тема 5

Цель: Развитие невербальных средств общения: языка жестов; мимики и пантомимики, выразительности движений.

Методы: имитационные и психотехнические игры, изготовление игрушек из меховых шариков разного размера, сочинение истории с помощью игрушек, ситуационно-ролевая игра, тематическое рисование.

Материалы и оборудование: большой платок, бумага для рисования, цветные карандаши, лоскут разноцветной ткани и искусственного меха, нитки для шитья, иголки, ножницы, картон, тесьма, клеенка, кожа, бусинки, пуговицы.

Занятие № 5

1. Приветствие.

Упражнение «На кого я похож», направленное на помощь детям в осознании себя и черт своего характера. Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы руководителя группы: «На какое животное он похож?», «На какую птицу?», «На какой цветок?» и т.п. Свои варианты может предлагать и сам ребенок, и так далее по кругу. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему ребенок похож; на то или иное животное, птицу, дерево и т.п.

Упражнение «Зоопарк» на развитие пантомимики, жестов и выразительности движений. Участникам группы раздаются карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Например, если одному ребенку достанется карточка, на которой будет написано «слон», то у кого-то также на карточке будет написано «слон». Дети читают, что написано на их карточках, но так, чтобы надпись не видели другие. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и произносить характерные звуки животных. Когда дети находят свою пару, они остаются рядом, но продолжают молчать, не переговариваются. Только когда все пары будут образованы, ведущий группы спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Рисование эскизов игрушек. Ведущий группы демонстрирует образцы изготовленных им самим игрушек. Затем предлагает детям придумать и нарисовать эскизы своих игрушек, основой которых были бы два меховых шарика: один — голова, второй — туловище, а с помощью дополнительных деталей они бы превратились в определенные образы.

Изготовление выкроек-лекал игрушек на основе рисунков детей с помощью ведущего группы. Подбор необходимых материалов, раскрой деталей.

Упражнение «Через стекло» на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений. Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. В конце надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что они чувствовали при передаче сообщений, легко ли им было.

Упражнение «Доброе животное». Участники встают в круг и берутся за руки. Руководитель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед выдох — все делают 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так нее четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

3. Рефлексия.

Занятие № 6

1. Приветствие.

Упражнение «Здравствуй, я рад тебя видеть…». Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивая фразу «Здравствуй, я рад тебя видеть…». Нужно сказать что-то хорошее, приятное от всей души, искренне.

2. Упражнение «Передача-прием». Каждый участник получает отдельное задание в конверте. Например: показать жестом радость, восторг. Один ребенок выполняет задание (передает), а остальные отгадывают (принимают). Мимикой не помогать. Речевое общение запрещается. Анализ-обсуждение упражнение.

Изготовление игрушек. Сшивание деталей игрушек. Соединение деталей.

Упражнение «Поиск партнера». Играющие делятся на пары, они должны хорошо рассмотреть и запечатлеть в памяти другу друга. Затем один из партнеров подходит к руководителю, другие отворачиваются. Руководитель усаживает детей на корточки и накрывает их большим платком. Теперь их партнеры должны подойти к краям платка. Задание для них: нащупать через платок своего партнера. Потом меняются ролями.

Оформление игрушек. Просмотр и анализ готовых работ.

Упражнение «Магазин игрушек» на развитие игровой инициа­тивы, развитие выразительности движений. Дети делятся на покупа­телей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются на стульях, изображая игрушки. Продавец (ведущий группы) подходит к каждому ребенку какой игрушкой он будет и как ее изобразить. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают.

3. Рефлексия.

Домашнее задание: принести ненужные варежки, носочки.

Тема 6

Цель: Формирование теплого отношения к членам семьи, развитие воображения и творческого потенциала

Методы: ситуационно-ролевые игры, беседа, изготовление игрушек из варежек и носочков.

Материалы и оборудование: семейные фотографии, варежки, носочки, лоскут разноцветной ткани и искусственного меха, кожа, клеенка, тесьма, нитки для шитья, ножницы, иголки.

Занятие № 7 1.

Приветствие.

Упражнение «Назовн свои сильные стороны» на развитие умения думать о себе в позитивном ключе и не стеснятся говорить о себе в присутствии других. Каждый ребенок в течение минуты должен рассказать о своих сильных сторонах — о том, что но любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств.

2. Упражнение «Моя семья» на развитие самоуважения ребенка и теплого отношения к членам своей семьи. Группа наклеивает фотографии и рисунки на лист ватмана таким образом, чтобы каждая семья была пространственно отграничена от остальных. Сначала руководитель группы представляет свою семью. Затем предлагает детям рассказать всей группе о своих семьях (кто из детей единственный в семье, у кого дома живут еще бабушка или дедушка, почему для детей важна их семья, как бы они жили, если бы у них не было семьи, скучали ли они когда-нибудь сильно по своей семье, чем они гордятся в своей семье и т.п.).

Волшебные превращения (изготовление игрушек из варежек, носочков). Ведущий группы демонстрирует образцы готовых игрушек, вместе с детьми обсуждают приемы и возможности превращения варежек и носочков в игрушки. Каждый ребенок, исходя из основы для своей игрушки, придумывает и изготавливает определенный образ (тигренка, котенка, мышку и т.п.), предварительно можно зарисовать эскиз будущей игрушки.

Разыгрывание ситуаций с помощью игрушек. Участники группы разыгрывают роли и родителей, и свои. Для этого можно предложить следующие ситуации: «Вечер в семье», «День рождения», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Как поднять маме (папе) настроение».

  1. Рефлексия.

Тема 7

Цель: Развитие навыков совместной деятельности и конструк­тивного общения, формирование внимательного отношения к людям и друг к другу.

Методы: игры, парное рисование, создание коллективной композиции, этюды.

Материалы и оборудование: ватман, цветные карандаши, клей ПВА, кисточки, лоскут разноцветной ткани, искусственного меха, ножницы, картон, кожа, клеенка, бусинки.

Занятие № 8

1. Приветствие.

Упражнение «Комплименты» помогает детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение продолжается по кругу. Обсуждение того, что чувствуют участники, что неожиданного они о себе узнали, понравилось говорить комплименты.

2. Упражнение «Один и вместе», в ходе которого дети получат опыт индивидуальной и совместной работы. Участники группы разбиваются на пары, у каждой пары свой лист ватмана. Сначала каждому предоставляется возможность на своем краю листа нарисовать что-нибудь свое. Затем партнеры обсуждают, что они хотят вместе нарисовать посередине. Затем они вместе реализуют эту совместную идею.

Анализ упражнения: Легко ли было для тебя рисовать вместе со своим партнером «Доволен ли ты вашим совместным произведением? Что тебе бол понравилось: сотрудничество с партнером или твоя собственая работа? А что было труднее? Как ты думаешь, получилось ли у тебя сотрудничать со своим партнером? Почему ты так думаешь?

Упражнение «Зеркало». Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строя рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверюшек.

Совместное сочинение истории с помощью изготовленных данный момент детьми игрушек. Игрушки располагаются перед детьми. Ведущий группы объясняет, что история должна быть интересной, иначе кому захочется ее слушать, а также поучительной. Закончив сочинение истории, группа обсуждает, чему она учит слушателя. Ведущий группы пересказывает историю и, если она ничему не может деликатно усилить ее дидактическую нагрузку.

Проигрывание сочиненной истории с использованием игрушек.

3. Рефлексия

Занятие № 9

1. Приветствие.

Упражнение «Здравствуй, ты представляешь… Члены группы по кругу здороваются этой фразой, описывая какой-нибудь интересный случай, смешной эпизод, который произошел с ними.

2. Упражнение «Спина к спине» на развитие умения детей договариваться друг с другом и важность при этом зрительного контакта. Дети садятся спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями.

Изготовление коллективной композиции на тему сочиненной на предыдущем занятии истории. Данная композиция может быть использована как декорация к кукольному спектаклю на заключительном занятии.

Этюд «Согласованные действия». Дети разбиваются на пары. Им предлагается показать парные действия: пилка дров, гребля в лодке, перемотка ниток, перетягивание каната, парный танец и т.п.

3. Рефлексия.

Занятие № 10

1. Приветствие

Упражнение «Открытие» на создание доброжелательной атмосферы в группе. Участники группы располагаются по кругу на стульях. Группа перебрасывает друг другу игрушку. Тот, у кого окажется игрушка, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я (или у меня) …». Каждый ребенок должен принять участие в выполнении задания. У каждого игрушка должна побывать несколько раз.

2. Этюд «Строители». Участники выстраиваются в одну линию. Руководитель предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.: тяжелое ведро с цементом, легкую кисточку, кирпич, огромную тяжелую доску, гвоздик, молоток. Руководитель следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строителей» соответ­ствовали тяжести и объему передаваемых «материалов».

Изготовление коллективной композиции (продолжение).

Упражнение «Сладкая проблема» на развитие умения принимать совместное решение. Участники группы садятся в круг. Руково­дитель: «Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему». Дети садятся напротив друг друга. Между обоими партнерами кладется салфетка с печеньем. «Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера». Когда все дети примут какое-то решение, руководитель дает каждой паре еще по одному печенью и предлагает обсудить, как они поступят с печеньем теперь. Затем проходит обсуждение того, что получилось, что они сделали с первым печеньем, что стало со вторым.

3. Рефлексия

Тема 9

Цель: выявление эффективности данной формы работы с детьми. Методы: беседа, совместная деятельность детей и родителей, кукольный спектакль.

Материалы и оборудование: лоскут разноцветного искусствен­ного меха, нитки для шитья, иголки, ножницы, ручки, кусочки черной кожи.

Занятие №11

1. Приветствие.

2. Демонстрация кукольного спектакля для родителей. Совместное изготовление гусеничек из меховых шариков семьями.

Руководитель показывает образец и предлагает лекала для мехового: шарика, дает необходимые объяснения по изготовлению. Данная игрушка проста в изготовлении, состоит из нескольких (по желанию) одинаковых деталей, которые могут одновременно шить ребенок и родители, а затем соединить их вместе. Чаепитие.

3. Рефлексия.