Школьный буллинг как фактор риска психологической безопасности образовательной среды
На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Школьный буллинг как фактор риска психологической безопасности образовательной среды
Школьный буллинг как фактор риска психологической безопасности образовательной среды |
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии |
В. Н. Чернышова Российский Новый Университет, Москва, Россия Abstract: The article discusses the important issue of socio-psychological phenomenon of bullying within the educational environment of a school. Special emphasis is placed on school bullying as a risk factor for psychological safety of the educational environment, as well as personal development of students. Keywords: bullying, educational environment, violence, students, prevention. Проблема деструктивных, неблагоприятных отношений между участниками образовательного процесса стоит в настоящее время в центре внимания превентивной науки и практики. Негативные тенденции прослеживаются и в школьной среде. Участившиеся случаи издевательств над одноклассниками, психологическая «травля», унижения человеческого достоинства, в том числе, и физическое насилие – всё это свидетельствует об актуальности и остроте данной проблемы. Понятие «буллинг» (bullying) в переводе с английского языка означает запугивание, травля в отношении ребёнка со стороны группы одноклассников или аналогичное явление среди работников, военнослужащих. Ачитаева И.Б. связывает понятие «буллинга» с деструктивными взаимоотношениями в учебных группах, не соответствующие моральным принципам общества и требованиям нормативных документов, регулирующих поведение членов группы[4]. Такие отношения отличаются неудовлетворенностью обучающихся качеством взаимоотношений, доминированием отдельных индивидов или группы, что проявляется в психологическом и/или физическом насилии и ведут к нравственным, а иногда и физическим страданиям членов группы. Проблема буллинга в школьной среде тесно связана с понятием безопасности образовательной среды, под которой понимается ведущий компонент образовательного процесса, который влияет на психическое здоровье всех участников, субъектов учебно-воспитательного процесса. И.А. Баева отмечает, что психологическая безопасность образовательной среды – это состояние, характеризующееся свободой от различных проявлений психологического насилия во взаимодействии, которое способствует удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создаёт референтную значимость образовательной среды и обеспечивает психическое здоровье всех участников среды [5]. Психологическая безопасность образовательной среды в понимании Г.В. Грачева заключается в «состоянии защищенности психики от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе» [6]. Важность формирования превентивной, психологически безопасной образовательной среды заключается, прежде всего, в том, что сама образовательная среда является основой существования любого сообщества, в ней осуществляется воспитание и формирование личности. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды, удовлетворение базовой потребности личности в безопасности и защищенности является условием формирования психологически здоровой личности. Полноценное развитие и формирование личности как субъекта общественных отношений тесно связано с уважением к его личности, полным признанием её прав и свобод. К сожалению, реалии современного мира не исключают возможности насилия над учащимися в процессе обучения и воспитания. И.А.Баева, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков и др. указывают присутствие феномена насилия в образовательной среде, нарушающего её безопасность, и отмечают его негативное влияние на взаимодействие между субъектами образовательного процесса и развитие личности обучающихся [2,5]. Буллинг оказывает наибольшее негативное влияние на учащихся в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда формируется образ Я. Так, Пет-росянц В.Р. отмечает, что в этот возрастной период, когда образ Я, как продукт самосознания, проходит важный этап развития, воздействие любого вида насилия накладывает на личность свой отпечаток [7]. Т.Г. Волкова, C.B. Ильина, Е.С. Меньшикова, Ф. Райе и др. указывают, что любая форма насилия над школьниками создает возможность закрепления в самосознании негативных представлений о себе. В каждом классе есть учащиеся, отличающиеся от других своих одноклассников, и испытывающие негативное отношение к себе со стороны других ребят. Однако у одних школьников проявляется высокий уровень жизнестойкости, и они не дают себя «сломить», а на других буллинг оказывает такое негативное воздействие, которое создает угрозу не только для полноценного развития личности, но иногда и жизни. А.И. Аверьянов выделяет следующие формы школьного насилия: 1) физические проявления травли: удары, пинки, тычки (чаще используют мальчики); 2) вербальное воздействие: издевки, высмеивание, сплетни (мальчики и девочки) – жертва становится всеобщим посмешищем оказывается в ситуации, когда она не может себя защитить; 3) изоляция (чаще используют девочки) – жертва обрекается на одиночество [3]. Проблема школьного буллинга является социально-психологической проблемой, в полной мере отражая процессы, происходящие в обществе. Поведение «организаторов» буллинга в школе представляет собой одну из форм деви-антного поведения (иногда и делинквентного). Детерминирующим комплексом такого поведения является с одной стороны, детерминанты отклоняющегося поведения в целом, во-вторых, причины и условия возникновения такой формы девиантного поведения, и, в-третьих, этиология отдельных поступков в структуре девиантного поведения. Вопросы профилактики школьного буллинга находятся в поле зрения превентивной психологии и педагогики. Однако степень разработанности теоретических и прикладных аспектов проблемы недостаточна. На наш взгляд, основными путями повышения эффективности превенции насилия и травли среди учащихся является создание в образовательной среде пространства психологической безопасности. Это может быть достигнуто при реализации следующих условий: системном и комплексном характере профилактики; раннем прогнозировании, оценке риска развития буллинга в ученическом коллективе; своевременном оказании высококвалифицированной психологической помощи учащимся — жертвам школьного буллинга; использовании современных форм и методов превенции буллинга в образовательной среде; подготовке педагогов различных категорий к профилактической деятельности. Превентивная деятельность должна осуществляться на основе гуманизма, природосообразности, психологической защищенности личности, опоры на развивающее образование, помощи в социально-психологической умелости – принципах, заложенных в концепции гуманизации образования. На наш взгляд, психологическая безопасность образовательной среды, профилактика школьного буллинга на современном этапе развития российского общества должны осуществляться в структуре деятельностной парадигмы образования. Это подразумевает умение субъектов образования выявлять, оценивать, прогнозировать и регулировать опасности и риски, управлять ими. Результатом деятельности по превенции буллинга в образовательной среде должно явиться развитие и формирование психологически здоровой личности, способной к самоактуализации, самоопределению, рефлексии, обладающей навыками социально-компетентного поведения, высоким уровнем жизнестойкости. Литература 1.Абдурахманов Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию. – 2-е издание, стереотипное. – Москва: МПСИ, 2003. 2.Абдурахманов Р.А. Возрастная психология. Рабочий учебник для ВУЗов (в четырех частях)/Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Москва, 1999. 3.Аверьянов А.И. Школьный буллинг в воспоминаниях студентов МГПИ// Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: Материалы междунар. научн.- практ. конф. – Вып. 4. Том 15. -Одесса, 2011. – С. 22-26. 4.Ачитаева И. Б. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений МВД России. Дисс…кандидат психологических наук. – Москва, 2010. 5.Баева И.А Психологическая безопасность в образовании: Монография. -Санкт-Петербург, 2002. 6.Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. – М.: Изд-во РАГС, 1998. 7.Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость. Дисс. … канд. психол. наук. – СПб, 2011. 8.Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. – М., 2004. Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. |