Рождение стиха | Обучение и развитие детей

Рождение стиха

Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом

Диплом

Скачать Автор: Шембулатова Татьяна Михайловна
Предмет – литература, внеклассное чтение – 9-й класс. Учебник «Литература»/ под редакцией Т.Ф. Курдюмовой Тема: «Рождение стиха» Цель урока – подвести учащихся к пониманию того, что стихотворчество – нелегкий труд. Задачи урока:
  • образовательная – создать условия для размышления над тем, как создаются стихотворные произведения; обучить составлению рифмованных текстов;
  • развивающая – обеспечить в ходе урока умение работать над поэтическими произведениями; развивать у учащихся кругозор;
  • воспитывающая – пробудить любовь к поэзии, воспитывать уважение к односельчанам.
Тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний. Форма проведения урока – комбинированный с использованием ИКТ (презентации, отрывок мультфильма «Незнайка и его друзья»), с использованием приемов технологии критического мышления через чтение и письмо. Оборудование • проектор, • компьютер, • экран, • презентация (программа Microsoft PowerPoint), • карточки, • распечатка текста, • видеозаписи Основные дидактические методы • На первом этапе повторения изученного материала   — стадия «Вызов»: показ отрывка из мультфильма. • На этапе изучения нового материала – стадия «Осмысление» — продуктивно-практический, частично-поисковый, объяснительно-побуждающий. • На этапе закрепления нового материала – принципы самореализации познавательной работы учащихся – стадия «Рефлексия». • Приемы технологии – «Инсерт», создание синквейна, кластера, заполнение таблицы «ЗУХ». «Анкета». Формы работы • Беседа • Чтение (выразительное чтение стихотворений). • Сообщения учащихся (на основе самостоятельной, индивидуальной подготовке материала) – презентация ученицы «Фигурные стихи». • Словарная работа • Работа по статье о лирике по теории литературы – прием «Инсерт» • Работа со сборником самобытных поэтов с. Азаново «Стихи – голос души». • Самостоятельная работа по выделению изобразительно-выразительных средств в произведении, чтение собственных стихотворений. • Физкультпауза Методическая литература: 1.Детская литература. – Хрестоматия в 4 т. Учебное пособие для начальной школы. Т.3: золотой век/Сост. С.Ю.Николаева – Астрахань: Изд-во Астраханского пед.ин-та, 1995. – с.98-100 2.Уроки развития речи: Метод. Пособие для учителей-словесников по программе «Речь»:5 кл./М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – с.132-138 План проведения урока Организационный момент – «Вызов». Стадия вызова в рамках уроков ТРКМЧП выполняет сразу несколько функций: мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то, что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями). Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или размышления, что делает урок цельным.  
  1. Повторение ранее изученного материала
  2. Изучение нового материала – «Осмысление» Работа на стадии осмысления ведется как индивидуальная, так и групповая. Причем важно, чтобы индивидуальный поиск или размышление предваряли групповой этап и обсуждение.
  3. Физкультурная разминка
  4. Закрепление нового материала
  5. Контроль знаний
  6. Домашнее задание
  7. Итог урока – стадия «Рефлексия» – это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
  Планируемые результаты: Предметные. Уметь определять основные признаки стихотворения, находить их в представленных поэтических произведениях, строить аргументированные высказывания о лирике и стихотворчестве, отвечать на вопросы по теме урока. Метапредметные. Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения. Личностные. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку. Ход урока Урок с использованием технологии критического мышления включает три стадии: вызов-осмысление –рефлексия. «Вызов»: отрывок мультфильма «Незнайка и его друзья» – урок стихотворчества, который преподнес Незнайке поэт Цветик. Учитель: — Так ли просто стать поэтом? — Что необходимо, чтобы получились стихи? (Подвести к теме урока, цели и задачам). — О чем сегодня будем говорить на уроке? — Цветик дал совет Незнайке: «Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма». Незнайка посчитал, что это очень просто и не составляет особого труда. Учитель: Рождается внезапная строка, За ней встает немедленно другая, Мелькает третья ей издалека, Четвертая смеется, набегая. И пятая, и после, и потом, Откуда, сколько – я и сам не знаю, Но я не размышляю над стихом И, право, никогда не сочиняю. Сказал так К. Бальмонт, известный поэт начала 20 века, в стихотворении «Как я пишу стихи». Ваша одноклассница тоже пишет стихотворения и прочитает свое творение «Маме…». Учитель: Это стихотворение о маме, о чем еще ты пишешь стихотворения? Работа с текстом. Стадия «Осмысление». Получение новых знаний, осмысленное изучение нового материала, выделение главного в тексте. Прием «Инсерт». Чтение с пометками статьи о лирике. (раздаточный материал на столах учеников – «Приложение»). Учитель: Давайте вспомним, что нужно учитывать, когда пишешь стихотворения. Составление кластера по группам «Основные признаки стиха». Демонстрация результата.(Рифма, ритм, стихотворная строка, жанр). Учитель: В группах составьте кластер, отразите свои знания по тому, что учитывается при написании стихотворения. Учитель: Одна из главных целей литературы – развивать духовные качества личности. Или, как мы часто повторяем вслед за А.С. Пушкиным, пробуждать в человеке человеческое. М Горький писал, что литература «действует одновременно и одинаково сильно на мысль и чувство». Проза помогает нам разобраться в жизни вокруг нас, поэзия – в жизни внутри нас. Именно поэзия способствует пробуждению чувств добрых. В чем же ее секрет? Что же такое лирическое стихотворение? Стихотворение – это некое эстетическое и психическое единство, выраженное в определенной словесной форме. В нем выражаются эстетические взгляды самого поэта, его ценностные ориентации, характер эпохи, душевное и физическое здоровье или нездоровье автора, своеобразие темперамента и даже черт характера творящей личности. Это литературоведческое определение, а вот как сами поэты и писатели говорят о процессе творчества. 1. И Бунин: «Какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство. Как рассказать обо всей этой красоте, как передать эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет. Это истинное мучение». Учитель: С творчеством какого поэта мы знакомимся на уроках литературы сейчас? (А.С. Пушкина). — Что мы можем сказать о его состоянии стихотворчества? (ответы учащихся). 2. Как сам поэт сказал о себе в стихотворении «Осень»:                            И забываю мир – и в сладкой тишине                            Я сладко усыплен моим воображеньем,                            И пробуждается поэзия во мне:                            Душа стесняется лирическим волненьем,                            Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,                            Излиться, наконец, свободным проявленьем –                            И тут ко мне идет незримый рой гостей                            Знакомцы давние, плоды мечты моей.                            И мысли в голове волнуются в отваге,                            И рифмы легкие навстречу им бегут,                            И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,                            Минута – и стихи свободно потекут. 3. А.А. Ахматова.                            Мне ни к чему одические рати                            И прелесть элегических затей.                            По мне в стихах все быть должно некстати,                            Не так, как у людей.                            Когда б вы знали, из какого сора                            Растут стихи, не ведая стыда,                            Как желтый одуванчик у забора,                            Как лопухи и лебеда.                            Сердитый окрик, дегтя запах свежий,                            Таинственная плесень на стене…                            И стих уже звучит, задорен, нежен,                            На радость вам и мне. 4. М.И. Цветаева                            Стихи растут как звезды и как розы,                            Как красота – ненужная в семье.                            И на венцы, и на апофеозы –                            Один ответ: – Откуда мне сие?                            Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,                            Небесный гость в четыре лепестка.                            О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты                            Закон звезды и формула цветка. Учитель: Вот оно разнообразие характеров, темпераментов, эстетических принципов. Но, бесспорно, есть одно, что объединяет их. Лирическое стихотворение – это частица души поэта. Для одних поэтов важен цвет, для других – звук. «Есть нечто в стихах, что важнее их звучания,» – говорила М. Цветаева. Для нее звук и смысл были единым целым. «Я пишу, чтобы добраться до сути, выявить суть. И тут нет места звуку вне слова». Ее стихи очень музыкальны, поэтому очень органичны в песенном исполнении. Учитель: Ребята, обычно стихотворения пишутся в строчку. Могут ли быть другие формы оформления? (ответы учащихся). Верны ли наши предположения, докажет (ФИ ученицы) Рыбакова Диана. Учитель: Подведем итоги нашего урока. Обратимся к таблице «ЗУХ». (ответы учащихся). Учитель: В руках я держу сборник стихотворений самобытных поэтов нашего села Азаново. Обратимся к стихотворениям С. С. Киртаевой. (Слово о ней). Она родилась 10 октября 1932 года в д. Черный Ключ Оршанского района. Закончила в 1953 году Йошкар-Олинское педучилище. В Азановскую среднюю школу пришла работать в августе этого же года. Школа была семилетняя. Затем уехала в другой район, но в 1961 году снова вернулась в нашу школу, проработала в ней 35 лет. Вырастила не одно поколение школьников. За свой труд награждена Почетными грамотами, медалью «За доблестный труд», занесена в Книгу Почета Медведевского роно. Ей присвоены звания «Старший учитель», «Отличник народного просвещения». С.С. Киртаева – человек неординарный, очень добрый, талантливый. Она пишет стихи. — Определите, к какой теме можно отнести данное произведение, идею, найдите и определите рифму, размер, тропы. Учитель: Теперь мы сами попробуем подобрать рифмующееся слово. Подсказывайте словечко. 1. Три мудреца в одном тазу Пустились по морю в … (грозу). Будь попрочнее старый таз, Длиннее был бы мой … (рассказ). (С, Маршак) 2. Вечером над озером Ходит белый пар. Это рыбы в озере Ставят … (самовар) (И. Пивоварова) 3. Хорошо иметь кота, Не наскучит никогда, Он пушистый, полосатый От макушки до…(хвоста) (А. Кушнер) Учитель: Ребята, поэт Цветик преподнес Незнайке урок стихотворчества, вы познакомились со стихотворениями многих известных и малоизвестных поэтов, теперь сами попробуйте сочинить четверостишье: дополните по первым двум строчкам, развив ситуацию, соблюдая при этом стихотворную форму – рифму, ритм. (Задание дано в раздаточном материале, учащиеся сами выбирают задание). Чтение учащимися рифмованных текстов.   Тексты для задания: 1. В зоопарке бегемот Проглотил ежа. И вот… 2. Я не зря себя хвалю, Всем и всюду говорю… 3. Летели лебеди, летели К теплу летели от метели.. 4. На заброшенной опушке В перекошенной избушке… Стадия «Рефлексия». Учитель: Готовясь к уроку, я составила синквейн о нашем классе: Команда. Дружная, сплоченная. Побеждает, проигрывает, отдыхает. Небольшое объединение людей. Успех. Учитель: Чтобы рождалась строка, что нужно испытывать поэту? Вдохновение! Особое состояние, когда человеку хочется писать и ему есть о чем писать. Это счастье, когда ты можешь в стихах выразить свои мысли. Составьте синквей со словом «счастье». Счастье. Бесконечное, всеобъемлющее. Приходит, переполняет, наполняет. Жизнь в ярких красках. Гармония. Размышление об уроке. Учитель: Я счастлива, что у нас получился разговор о лирике, о стихотворчестве. Каждый из вас подведет итоги своей работы на уроке. Прием «Анкета» позволяет проанализировать свою активность. Итоги урока. Учитель: Какой вывод можно сделать по сегодняшнему уроку? (Стихотворчество – нелегкий труд). Оценки. Домашнее задание. Спасибо за урок.  

Приложение

Возможные варианты четверостишья: 1. В зоопарке бегемот Проглотил ежа. И вот… А) привезли его в больницу, Стали резать поясницу. Б) У него болит живот – Он кричит, как бегемот. В) Две недели сторожа Ищут бедного ежа. Г) Бегемот вовсю хохочет: Еж ему нутро щекочет. 2. Я не зря себя хвалю, Всем и всюду говорю… А) Что стихи слагать умею, Вдохновение имею. Я могу часок любой Сочинить вам стих большой. 3. Летели лебеди, летели К теплу летели от метели… А) Летели в дальние края, Где солнце светит свысока, Где море синее бушует И ветер дует не спеша. 4. На заброшенной опушке В перекошенной избушке… А0Сидит бабушка с метлой И горюет: «Ой-ой-ой!»  Статья о лирике

Вся деятельность человека, считали древние, регулируется богами. Творческие успехи связывались с покровительством златокудрого Аполлона, бога света, бога-прорицателя, а также вдохновителя всех искусств. Аполлон выменял лиру у Гермеса за стадо коров. Аполлона называли Феб – «чистый», «блестящий», «светоносный», а также Музагет – «предводитель муз»: ведь в качестве вдохновителя искусств Аполлон выступал не один, а в прекрасном обществе мыслящих девушек – муз. Обитали Аполлон и музы на горе Геликон и на горе Парнас. У подножия Парнаса бил ключ поэтического вдохновения – Кастальский ключ. Здесь водили хоровод Аполлон с музами. Торжественно гремел хор, и вся природа, как зачарованная, внимала их божественному пению. Поэтому лирика – это способ осмысления жизни. При сочинении стихотворения человеком владеет лирическое чувство. Внутри нас сидит «лирик», но не каждому дано найти слова для выражения захватившего чувства. ЛИ́РИКА: 1. Вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта. «Русская классическая л.» 2. Совокупность произведений этого вида поэзии. 3. (от греч. «lyricos» – поющийся под звуки лиры – один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством Л. Является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности Л: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер. Тематически (условно) различают Л. пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. К жанрам Л. обычно относят оду, элегию, эпиграмму, послание, гимн и др. Лирическое стихотворение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь.