Интервью. Виды интервью, характеристика
На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Интервью. Виды интервью, характеристика
Интервью. Виды интервью, характеристика |
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии |
Цель – формирование представлений об интервью как методе психологического исследования, особенностях их использования в психологических исследованиях. Формируемые компетенции или их части: (ПК-5). Актуальность темы заключается в анализе и рассмотрении интервью и его видов, требований к интервью и особенностей его применения в современных психологических исследованиях. Теоретическая часть Интервью – это способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В истории интервью как психологического метода исследования выделяют три этапа развития: 1)в области психотерапии и психотехники, а позднее в психологических консультациях; 2)в социологических и социально-психологических исследованиях, где был поставлен вопрос о валидности и достоверности полученной в интервью информации; 3)интервью как особый метод получения информации на основе вербальных коммуникаций. Метод традиционного интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, но при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки содержания ответов испытуемого или задаваемых вопросов. Выделяют три критерия для классификации интервью: 1)в зависимости от степени формализации; 2)в зависимости от того, на какой стадии исследования используется метод интервьюирования; 3)в зависимости от количества участников интервью. В зависимости от степени формализации выделяют формализованное (структурированное, стандартизированное) интервью (получение от респондентов однотипной информации, пригодной в дальнейшем для последующей математической обработки, сравнительного анализа и классификации) и неформализованное (неструктурированное, нестандартизированное) интервью (направлено на получение интервьюером качественной информации от респондентов, содержание вопросов респондентам может меняться в зависимости от целей интервьюера и ответы респондентов не отвечают условию их дальнейшего сопоставления между собой). Интервью также может носить направленный и ненаправленный характер. В первом случае интервьюер заранее определят круг вопросов и тем, которые будут рассмотрены в зависимости от цели интервью. Во втором случае активная роль принадлежит респонденту, а не интервьюеру. После того как респонденту объяснят цель интервью, он сам может определиться с выбором тем и задаваемых ему вопросов. Ненаправленное интервью всегда является нестандартизованным, в то время как направленное может быть и стандартизованным и нестандартизованным. Также выделяют фокусированное интервью, сконцентрированное на определенной проблеме. Фокусированное интервью имеет как направленную, так и ненаправленную форму проведения. В зависимости от стадии исследования выделяют: 1)предварительное интервью (на стадии пилотажного исследования); 2)основное интервью (на стадии эксперимента для конкретизации основных сведений об испытуемом) 3)контрольное интервью (поле проведения исследования, для уточнения полученных в исследовании данных и принятия решения при интерпретации полученных результатов). В зависимости от количества участников выделяют: – индивидуальное интервью, в котором участвует только психолог (интервьюер) и респондент (испытуемый); – групповое интервью, в котором участвуют более двух человек; – массовое интервью, в котором участвуют более сотни испытуемых. Вопросы и задания 1.Охарактеризуйте интервью как метод исследования. 2.Назовите виды интервью, их задачи и области применения. Литература 1.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебник. 2-е изд. М.; СПб.; Н. Новгород и др.: Питер, 2011. 319 с.: ил. 2.Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2010. 544 с. 3.Худяков А. И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях: учеб. пособие. М.; СПб.; Н. Новгород и др.: Питер, 2008. 314 с.: ил. Источник: Качественные и количественные методы исследований в психологии: практикум / сост. Т. А. Майборода. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 90 с. |