Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Федорова Елена Львовна
Урок математики в 1-м классе по теме «Ломаная линия». Цели урока: дать понятие «ломаная линия», «звено», «вершина»; учить строить ломаные; учить анализировать объекты; создать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций; способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно-нравственных компетенций; воспитанию интереса к предмету. Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия личностные: — умение выделить нравственный аспект поведения; — развитие осознанного позитивного эмоционального отношения к себе и окружающим; — развитие логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, фантазии; Регулятивные: — целеполагание в постановке учебной темы и задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; — планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; — составление плана и последовательности действий; — прогнозирование результата; — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; — коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения с эталоном. Познавательные: — совершенствование математической речи; — решение рабочих задач с использованием ИКТ; — повторение понятий: отрезок, прямая линия, луч; — структурирование знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; — рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: — обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции одноклассников; — развивать умение слушать и вступать в диалог; — участвовать в коллективном обсуждении проблем; — интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, карандаши, линейки, счетные палочки, смайлики для рефлексии. Прогнозируемые результаты: Первоклассники научатся определять ломаную линию, ее элементы; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения. Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. На доске рисунок
Рис.1 — Что нарисовано на доске? Назовите одним словом. (Линии.) — На какие группы можно разделить эти линии? (Прямые и кривые.) — Назовите прямые линии. (1,3,4.) — Назовите кривые линии. (2,5,6.) — Как отличить прямую линию от отрезка? (У отрезка есть начало и конец.) Блок 2 (содержательная часть) содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей. 1. Работа с проволокой. — Посмотрите, в руках у меня проволока. Она прямая или кривая? (Прямая.) — Я перегну ее в нескольких местах. Можно ли сейчас назвать ее прямой? (Нет.) — Почему? (Такую линию нельзя начертить по линейке.) — А кривой можно назвать? (Тоже нет.) — Почему? (Она натянутая.) — Сегодня мы узнаем, как называют такие линии. Откуда мы можем узнать? (Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике.) — На уроке мы будем учиться строить ломаные линии. Узнаем, какие они бывают. 2. Исследование ломаной линии путём практической работы. — Попробуем сконструировать ломаную линию — Возьмите в руки столько палочек, сколько раз я хлопну в ладоши (6 раз). — Девочки убавьте одну палочку. — Сколько палочек у мальчиков? (6) У девочек? (5) — Постройте свою ломаную линию. — Проверьте работу в парах друг у друга и помогите, если у кого-то не получилось. — Хотите посмотреть, какие линии получились? Встаньте, походите по классу и посмотрите, какие составлены линии. — Кому понравились работы? Действительно, много интересных и разных ломаных! — Сколько палочек использовали мальчики? — Сколько палочек использовали девочки? — Что интересного заметили, моделируя линию? — Из чего состоит ломаная линия? (Из отрезков.) — Посмотрите в учебнике, как называют эти отрезки. (Звенья) — Как соединяются звенья? (Концами) — Как называется точка, которая соединяет два звена? (Вершина.) — Как следуют звенья? (Последовательно друг за другом.) — Подведем итог: Ломаная линия состоит из звеньев, которые последовательно идут друг за другом. 3. Работа в тетради с печатной основой. — Откройте тетрадь на с.16. (Самостоятельное выполнение задания. Проверка.) — Сколько звеньев у ломаной? (3) Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др. (Учитель показывает карточки с выражениями. Дети находят значение выражений и выполняют действия.) Сколько раз ногами топнем? (2+2) Сколько раз в ладоши хлопнем? (5-3) Мы присядем сколько раз? (4+2) А наклонимся сейчас? (7-4) И подпрыгнем ровно столько. (1+3) Ай да счет! Игра и только! Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея. Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка? Рис. 2. Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся. Дорисуйте ломаные так, чтобы получились предметы, с которыми мы встречаемся в жизни.
Рис. 4. Блок 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей. 1. Работа в парах — Возьмите листочки на ваших партах.
Рис. 5. — Посмотрите на рисунок и подумайте, какая фигура «лишняя». Эту фигуру обведите простым карандашом. (одна пара объясняет свой выбор) — Догадайтесь, какую из фигур называют замкнутой ломаной линией? (у которой начало первого отрезка соединяется с концом последнего) 2. Работа в группах: из данных фигур обвести в кружок: 1, 2,3 группы – замкнутые ломаные линии; 4, 5. 6 группы – незамкнутые ломаные линии. Рис. 6. – Почему вы так решили? Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план. – Проведите отрезок так, чтобы данные ломаные линии стали замкнутыми. Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока. — Что нового сегодня узнали? — Какое задание понравилось больше всего? — Кому на уроке было трудно? — Кому было легко? — Проверьте себя, выполнив последнее задание на стр. 43. проверьте ответ по эталону. — У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению. Веселый – урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Простой – настроение хорошее, но задания были такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Грустный – задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
Рис.1 — Что нарисовано на доске? Назовите одним словом. (Линии.) — На какие группы можно разделить эти линии? (Прямые и кривые.) — Назовите прямые линии. (1,3,4.) — Назовите кривые линии. (2,5,6.) — Как отличить прямую линию от отрезка? (У отрезка есть начало и конец.) Блок 2 (содержательная часть) содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей. 1. Работа с проволокой. — Посмотрите, в руках у меня проволока. Она прямая или кривая? (Прямая.) — Я перегну ее в нескольких местах. Можно ли сейчас назвать ее прямой? (Нет.) — Почему? (Такую линию нельзя начертить по линейке.) — А кривой можно назвать? (Тоже нет.) — Почему? (Она натянутая.) — Сегодня мы узнаем, как называют такие линии. Откуда мы можем узнать? (Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике.) — На уроке мы будем учиться строить ломаные линии. Узнаем, какие они бывают. 2. Исследование ломаной линии путём практической работы. — Попробуем сконструировать ломаную линию — Возьмите в руки столько палочек, сколько раз я хлопну в ладоши (6 раз). — Девочки убавьте одну палочку. — Сколько палочек у мальчиков? (6) У девочек? (5) — Постройте свою ломаную линию. — Проверьте работу в парах друг у друга и помогите, если у кого-то не получилось. — Хотите посмотреть, какие линии получились? Встаньте, походите по классу и посмотрите, какие составлены линии. — Кому понравились работы? Действительно, много интересных и разных ломаных! — Сколько палочек использовали мальчики? — Сколько палочек использовали девочки? — Что интересного заметили, моделируя линию? — Из чего состоит ломаная линия? (Из отрезков.) — Посмотрите в учебнике, как называют эти отрезки. (Звенья) — Как соединяются звенья? (Концами) — Как называется точка, которая соединяет два звена? (Вершина.) — Как следуют звенья? (Последовательно друг за другом.) — Подведем итог: Ломаная линия состоит из звеньев, которые последовательно идут друг за другом. 3. Работа в тетради с печатной основой. — Откройте тетрадь на с.16. (Самостоятельное выполнение задания. Проверка.) — Сколько звеньев у ломаной? (3) Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др. (Учитель показывает карточки с выражениями. Дети находят значение выражений и выполняют действия.) Сколько раз ногами топнем? (2+2) Сколько раз в ладоши хлопнем? (5-3) Мы присядем сколько раз? (4+2) А наклонимся сейчас? (7-4) И подпрыгнем ровно столько. (1+3) Ай да счет! Игра и только! Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея. Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка? Рис. 2. Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся. Дорисуйте ломаные так, чтобы получились предметы, с которыми мы встречаемся в жизни.
Рис. 4. Блок 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей. 1. Работа в парах — Возьмите листочки на ваших партах.
Рис. 5. — Посмотрите на рисунок и подумайте, какая фигура «лишняя». Эту фигуру обведите простым карандашом. (одна пара объясняет свой выбор) — Догадайтесь, какую из фигур называют замкнутой ломаной линией? (у которой начало первого отрезка соединяется с концом последнего) 2. Работа в группах: из данных фигур обвести в кружок: 1, 2,3 группы – замкнутые ломаные линии; 4, 5. 6 группы – незамкнутые ломаные линии. Рис. 6. – Почему вы так решили? Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план. – Проведите отрезок так, чтобы данные ломаные линии стали замкнутыми. Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока. — Что нового сегодня узнали? — Какое задание понравилось больше всего? — Кому на уроке было трудно? — Кому было легко? — Проверьте себя, выполнив последнее задание на стр. 43. проверьте ответ по эталону. — У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению. Веселый – урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Простой – настроение хорошее, но задания были такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Грустный – задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!