Креативный урок литературного чтения по обучению грамоте в 1-м классе
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Горетова Светлана Анатольевна
Под руководством М. М. Зиновкиной создана научно-педагогическая школа, развивающая основные научные направления современного креативного образования. В учебном процессе на всех образовательных уровнях реализуется современная многоуровневая концепция непрерывного креативного образования –НФТМ-ТРИЗ – система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых (дошкольников, учащихся, студентов и специалистов) с активным использованием теории решения изобретательских задач и других методологий творчества [1]. Креативный урок в инновационной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ состоит из следующих блоков. Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей. Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др. Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея. Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся. Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план. Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока [2]. Далее рассмотрим креативный урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе по теме «Знакомство с буквой «Г»». Тип урока: изучение нового материала. Цели урока Образовательные: – Формировать представление о букве «Г», обозначающей два звука: согласный твёрдый [г] и согласный мягкий [г,]. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. – Способствовать развитию плавного слогового чтения, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. – Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе. Формировать УУД: – Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. – Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. – Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. – Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Планируемый результат Предметные: — Знать гласные и согласные звуки. — Уметь различать букву и звук, гласный звук и согласный звук, согласный твёрдый и согласный мягкий. — Уметь делить слово на слоги, определять количество слогов по количеству гласных. — Уметь анализировать звуковую схему слова к рисунку, составлять из букв слова. Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: — Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД). — Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). — Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Основные понятия: Звук, буква, согласный мягкий звук, согласный твёрдый звук, слог, ударение. Межпредметные связи: математика, окружающий мир. Ресурсы: – основные Учебник «Букварь», Ч. 1., картинный словарь, слоговые диски, карточки для индивидуальной работы; – дополнительные: ноутбук, интерактивная доска. Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа. Таблица
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | УУД | ||||
Блок 1. Мотивация | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем И урок наш начинаем. — Отгадайте загадку. Дружим с нею с малых лет, Интересней друга нет. Обо всём она расскажет, В трудных случаях подскажет. С нею некогда скучать, Надо только буквы знать. (Книга) — Какая книга учит нас читать? (Букварь) — Проверьте готовность к уроку. | | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
Блок 2. Содержательная часть | |||||
II. Актуализация опорных знаний (5 мин) Цели: — организовать актуализацию умений измерять длину отрезка в см; — организует выполнение учащимися пробного учебного действия; — организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Включаются во фронтальную работу. Распределяют буквы на группы. Проговаривают, что повторили. | Организует настрой на урок, актуализирует внимание учащихся. Организует актуализацию умений распределять буквы на группы Организует обобщение актуализированных знаний. | 1. Работа с интер-активной доской — Разделите данные буквы на 2 группы. (Буквы гласных звуков и буквы согласных звуков._ — Разделите буквы гласных звуков на 2 группы. (а, о, э, у, ы при чтении дают команду «читай твёрдо», буквы я, ё, е, ю, и дают команду «читай мягко») — Распределите слова на три группы с опорой на схемы. Лак гора малина Лук нога лимоны Мак руки армия — По какому признаку вы распределили слова на 3 группы? (По количеству слогов.) — Что вам помогло определить количество слогов в слове? (Гласные) | Уметь отвечать на вопросы. Знать буквы гласных звуков. | Уметь преобразовывать информацию (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). |
III. Постановка учебной задачи (2 мин) Цели: — определить тему и цель урока | Под руководством учителя определяют тему и цель урока | Организует работу по определению темы урока. Организует фиксирование во внешней речи темы и цели урока. | — На доске картинки с изображением птиц: Дятел Сова Гусь Сорока — Кто нарисован на этих картинках? Назовите одним словом. (Птицы). — Перечислите всех птиц. — Какая птица здесь лишняя? Почему? — Опишите гуся (длинная шея, крас-ный клюв, красные лапки с перепонками между пальцев). — Зачем ему нужны эти перепонки? — Как подаёт голос гусь? (Га-га-га). — Значит, что он делает? (Гогочет). Итак, ребята, сегодня у нас на уроке гостем будет ГУСЬ. Я вам расскажу про него историю. Однажды гусь решил пойти в птичью школу. Первым был урок обучения грамоте. И спросила его строгая учительница: — С какого звука начинается твоё имя? Растерялся гусь, не смог ответить на этот вопрос. Давайте вы поможете ему. | Уметь отвечать на вопросы. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
IV. Открытие нового знания (5 мин) Цели: — организовать составление совместного плана действий; — определить средства. | Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. Под руководством учителя формулируют тему урока. Прочитывают слоги по слоговым дискам | Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. Организует работу по слоговым дискам | — Можете ли вы определить тему урока? (Мы познакомимся с буквой, которая обозначает звук «г») Какие цели вы перед собой поставите? 1. Работа со звуковыми моделями слов гусь, Гена. 1) Выкладывание схем звуковых моделей 2) Вписывание гласных букв 3) Сравнение указанных звуков 4) Знакомство с буквой Г (выкладывание из карандашей) Вывод. Буква «гэ» обозначает два звука: согласный твёрдый «г» и согласный мягкий «г,» | Знать буквы гласных звуков. Уметь различать согласные твёрдые и согласные мягкие звуки. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
Блок 3. Психологическая разгрузка | |||||
V. Первичное закрепление (5 мин) Цели: — зафиксировать новое знание в речи и знаках; — организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; — уточнить тему урока. | Выполняют практическую работу, отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. | Организует практическую работу. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы урока. | Игра «Твердый-мягкий» — Какой сказочный герой упоминался в игре? (Гном). — А сейчас мы вместе с Гном отправимся в лес. — Что он собирал в лесу? (Грибы). — Есть ли здесь звук [г]? В каком месте? (В начале слова). — Давайте представим, что мы вместе с Гномом пошли по грибы. Физкультминутка Гном шёл, шёл, шёл. Белый гриб нашёл. Раз – грибок, два – грибок. Положил он в кузовок. Беседа «Грибы». — Вот принес Гном домой полную кор-зинку грибов и приго-товил из них суп. — Как он называется? — А вечером к нему пришли …(Гости). И наша буква Г тоже решила пойти в гости в дом гласных. Работа по букварю (с. 77) 1. Чтение слогов 2. Работа над значением слов. — Сравните значения слов. | Уметь прочитывать слогослияние Уметь читать слоги с опорой на букву гласного. Уметь читать слова, сравнивать их значение | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
Блок 4. Содержательная часть | |||||
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (8мин) Цель: — организоватьусвоение учениками определение слогов в слове | Выполняют задание на индивидуальных карточках. Выполняют работу по схеме. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Организует усвоение учениками определение слогов в слове Организует работу в парах с взаимопроверкой Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. | Игра «Отгадай слово» по картинкам и схемам (работа в парах) Букварь, с. 78 — У кого всё правильно? — У кого есть ошибки? Какие? — В чём причина? Самооценка по алгоритму. | Уметь работать с схемами Уметь читать слово по схеме и картинке. | Уметь прого-варивать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь офор-млять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь плани-ровать своё действие в соответствии с поставлен-ной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вно-сить необхо-димые кор-рективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта харак-тера сделан-ных ошибок (Регулятивные УУД). |
Блок 5. Интеллектуальная разминка | |||||
VII. Включение в систему знаний (6 мин) Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; — организовать самопроверку по эталону, самооценку; — организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Читают текст, следят по учебнику. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Организует чтение текста. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Чтение текста (Букварь, с. 77) | Уметь ставить слово в предложение в нужную форму. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Блок 6. Резюме | |||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности (2 мин) Цели: — зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | — Какая тема нашего урока? — Что узнали про букву «Гэ»? -Чему научились на уроке. — Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов. | | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |