Разработка креативного урока математики в начальной школе | Обучение и развитие детей

Разработка креативного урока математики в начальной школе

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Леонова Наталья Владимировна
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи.   Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности [1]. Математика – необходимая всем наука. С самого юного возраста ребенка окружает мир цифр, форм, измерений, вычислений… Этот мир очень сложен и многогранен. Многие дети, сталкиваясь с трудностями в изучении материала, теряют интерес к предмету. Пробелы в знаниях накапливаются все больше и больше. Перед учителем встаёт проблема: не только научить, но и привить интерес, а значит, дать ребенку инструменты (УУД) для самостоятельного освоения новых знаний. Необходимо сделать урок интересным, увлекательным, захватывающим, используя системно-деятельностный подход, разнообразные методы обучения, новые образовательные технологии, планомерно развивая в ребенке творческое мышление, умение работать с проблемой и решать ее, делать выводы, искать новые нестандартные подходы, видеть красоту получившихся результатов. Для достижения этого учителю может помочь использование элементов креативной педагогической системы непрерывного формирования творческого мышления (НФТМ), в которой есть инструменты теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). НФТМ-ТРИЗ – это развитие нестандартного творческого мышления, логики, памяти, умения сосредоточиться, наблюдать, видеть закономерности, выделять главное и получать необходимые сведения в сочетании с точными алгоритмами мышления. Применение структуры креативного урока в школе, позволяет сделать урок ярче, менее стрессовым для ребенка, держать ребенка в концентрации все время, а главное не предоставить ему готовые знания, а дать возможность получить их самим. Структура креативного урока по методологии творчества отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, где реализуют цель урока, адекватные целям креативного образования в целом. Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность. Блок 2 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей. Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др. Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощённых в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея. Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся. Блок 6 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока [2]. Представляю урок математики в 3 классе, с элементами структуры креативного урока в инновационной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ, где каждый ученик даже самый «слабый» может предложить свое решение, проявить себя. Тема урока: «Масштаб» Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: формирование у учащихся представления о масштабе и применении его при решении практических задач. Задачи:
  • образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации использовать понятие «масштаб», находить расстояние между двумя точками, выполнять необходимые измерения и вычисления для определения расстояний между объектами, изображать объекты с заданным масштабом, строить речевые высказывания.
  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Развить умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, устанавливать связи между целью учебной деятельности и его мотивом.
  • развивающие (формирование регулятивных УУД): формировать у учащихся умение планирования своей деятельности для решения поставленной задачи и контроля полученного результата, саморегуляции, оценки – выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Блок 1. Мотивация Ну-ка, юный мой дружок! Ты готов начать урок? Все в порядке на столе? Есть порядок в голове? Чтоб иметь знания Понадобятся терпение и старание. У вас на столах карточки с заданием. В течение 5 минут поработайте индивидуально, и мы узнаем о тех, кто будет помогать нам сегодня на уроке.   Таблица 1
6 * 6

72 : 8

64 : 8

27 : 3

14 * 2

+ 24

+ 11

 *7

 *11

+ 44

— 20

: 5

+ 24

+ 51

: 8

: 8

 *8

: 10

: 3

 *6

 =

 =

 =

 =

 =

 

 

 

 

 

  Для проверки, один из учащихся запишет полученные результаты на доске. (5, 32, 8, 50, 54) – Что вы повторили, решая цепочки? (табличное умножение, + и – двузначных чисел) – Прочитайте полученные результаты. Что скажете? – Какое число на ваш взгляд «лишнее»? (5) Почему? – Какие числа мы называем нечетными? Постановка проблемного вопроса: – Есть ли такой результат в таблице (работа на уроке сопровождается использованием интерактивной доски).     Рис. 1.   – Давайте откроем, что прячется за этим числом? (божья коровка) – Королева красоты среди насекомых. Что украшает спину божьих коровок? Что обозначают точечки на спине? (оказывается, число точек или пятнышек связано с видом, к которому этот экземпляр относится, а не с возрастом) Продолжаем дальше.
  • Найдите сумму самого большого и самого маленького числа из наших ответов. (59) Откроем – слон
  • Во сколько раз 32 больше 8? (4) – жираф
  • Найдите разность 54 и 8. (46) – голубь
  • Произведение 50 и 8. (400) – бегемот
(все животные разного размера)     Рис. 2. Животные и подсказки к заданию   Постановка учебной задачи – Посмотрите на изображения животных внимательно. Что скажете? Такого ли они размера в природе? – Назови животных, размеры которых пришлось увеличить, уменьшить. – Знаете ли вы, что использовали художники для изображения каждого из них? На доске подсказка: (объясни)   – Сформулируйте тему нашего урока. (Что такое масштаб?) МАСШТАБ (понятие) – Какую цель перед собой поставим? (Узнать, что такое масштаб. Научиться использовать полученные знания) Блок 2. Содержательная часть – Откуда мы можем узнать – Что такое масштаб? (спросить у взрослых; из энциклопедии, учебника, интернета и т. д.) – 1группа (четверка) занимается поиском информации. – Где вы могли слышать понятие масштаб? (на уроках окружающего мира) – Что изучали, с чем знакомились? (план, карта) Работа в группах (5 минут) – Постарайтесь применить свои знания и выполните задания в каждой четверке 2, 4 группы Решите задачу: Божья коровка ползла от одной стены комнаты до другой. Сколько метров она проползла? (в помощь учащимся дается план комнаты по которой ползет божья коровка) 3, 5 группы Решите задачу: Слона везли из Московского зоопарка в зоопарк города Новосибирска. Сколько км пришлось преодолеть слону? (в помощь учащимся даются атласы с физической картой России) – Проверяем работу, выслушиваем гипотезы… – Что вызвало затруднения? (не знаем, как считать, мало информации) – Что такое масштаб? (отношение натуральной величины объекта к величине его изображения. Называет во сколько раз каждая линия больше или меньше её действительных размеров) Блок 3. Психологическая разгрузка Положите руку на живот, медленно, надуваясь как шар, делаем вдох и медленно выдыхаем, как будто дуем на перышко.

Сидя за партой: едем на велосипеде, поем веселую песню, касаемся локтем то одной, то другой руки противоположного колена. Блок 4. Интеллектуальная разминка – Что такое масштаб? – Будем разбираться. Откройте учебники № 373 стр. 60. Выполните задание под цифрой 1 (сравните в парах свои работы)  
Начерти в порядке возрастания длины отрезки 4 см, 1 дм, 1 см, 8 мм, 14 см.

  – Можно ли также начертить отрезок длиной 3 дм. Объясни. – Что такое масштаб? – Могу ли я, используя это понятие начертить отрезок 3 дм? (да) – Как? (представить 1 дм в масштабе, например, 1см в тетради = 1 дм в реальности) Прочитайте информацию в учебнике № 373 (3) стр. 60. Ваше мнение было сходным? – Что сделали с отрезком? (уменьшили) Тренировка: № 373 (4) выполните задание по рядам 1 ряд – 50 см, 2 ряд – 1 метр, 3 ряд – 7 дм. Вывод: Что такое масштаб? Для чего его используют? Где можно использовать полученные знания? – Вернемся к заданиям, которые вы выполняли по группам в начале урока (исследуем план комнаты и карту местности) – Объясните решение ваших задач. – Божья коровка проползла за 1 час 5 метров. Как изобразить её путь в тетради? (начертить отрезок, указать масштаб) Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка Весь урок проходит с использованием интерактивной доски (дети выходят по очереди к доске с объяснениями своих версий) – Что такое масштаб? – Для чего используется? – Где вам могут пригодиться полученные знания? Блок 8. Резюме Тест: Изобрази отрезком А) Движение в масштабе в 1 см 100м: слон прошел расстояние 400 м; колибри пролетела 750 м. Б) Масштаб в 1 см 10 км — скорость гепарда 110 км/ч. В) Масштаб в 1 см 100 км – сокол сапсан при ловле добычи «в пике» развивает скорость до 300 км/ч. Проверь себя по эталону (на доске) и оцени свою работу. Рефлексия – Какую цель перед собой ставили? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе? Где вам могут пригодиться полученные знания? Оцените свои ощущения на уроке, пользу полученных знаний с помощью «смайликов». Домашнее задание: Начертите план своей комнаты в масштабе 1 см = 1 м