Разработка и координация программ муниципального управления
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Хмелева Елена Геннадьевна
Анотация Профессиональный модуль ПМ.02. «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» направлена на изучение правовых основ местного самоуправления и форм прямого волеизъявления граждан, деятельности органов местного самоуправления, гарантий и ответственности в местном самоуправлении. С целью овладения профессиональной деятельностью и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля ПМ.02. уметь: взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, организациями, учреждениями и общественными организациями; участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты; разграничивать компетенцию государственных органов всех уровней власти. Поэтому актуальность выбранной темы обосновывается тем, что одним из приоритетов социальной политики российского государства является гарантированная поддержка государством материнства, отцовства и детства, именно на уровне местного самоуправления. А формирование баз данных получателей пособий и компенсаций, услуг и других социальных выплат, выявление лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи, происходит на территории муниципального образования во взаимодействии органов местного самоуправления. В практической работе на тему: «Разработка и координация программ муниципального управления» раскрываются правовые основы порядка разработки программ муниципального управления, основные принципы, полномочия участников, структура программ и деятельность контрольных органов в реализации программ муниципального управления. Изучение видов и порядка назначения пособий гражданам, имеющим детей, помогают обобщить и систематизировать знания, полученные в рамках других ПМ.01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты». Урок может проводиться различными формами организации учебно-познавательной деятельности с использованием раздаточного материала, видео-материала и др. Цели и задачи практической работы Цель урока: сформировать представления порядке разработки программ муниципального образования и критериев эффективности, а также о полномочиях участников программ., а также сформировать представления о муниципальных программах, реализуемых в г.Екатеринбурге и ГО Верхняя Пышма. Учебные: – Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих порядок разработки программ муниципального образования и критериев эффективности;
– Изучение функций и полномочий государственного заказчика целевых муниципальных программ;
– Знать основные принципы разработки и структуру муниципальных программ;
– Знать основные показатели качества и оценки изменения социально-экономической ситуации в результате реализации программных мероприятий. Развивающие: – Уметь определять критерии эффективности программ муниципального управления; – Уметь самостоятельно определять полномочия участников разработки и реализации программ муниципального управления; – Уметь самостоятельно определять направления деятельности органов местного самоуправления и выявлять наиболее важные для решения вопросы местного значения в области социального обеспечения граждан; – Уметь самостоятельно составлять программы муниципального управления. Воспитательные: – Формирование принципов служебного поведения специалистов по поддержке лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи: обладания профессиональными качествами, определения круга компетенции, культурой общения; – Сформировать представление о категории граждан, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи; – Формирование представлений о собственных правах и обязанностях при выполнении служебных обязанностей; – Формирование партнерских отношений, делового сотрудничества как внутри группы, так и между группами. Дидактические средства 1. Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
2. Раздаточный материал:
– Задания для составления программы муниципального управления по вариантам. План урока 1. Организационный момент;
2. Изложение нового материала;
3. Закрепление нового материала – практическая работа;
4. Подведение итогов урока;
5. Задание для самостоятельной работы студентов. Содержание урока 1. Порядок разработки программ муниципального управления и критерии эффективности.
2. Функции и полномочия государственного заказчика целевых муниципальных программ.
3. Основные принципы разработки и реализации муниципальных программ.
4. Полномочия участников разработки и реализации программ муниципального управления.
5. Структура программ муниципального управления.
6. Деятельность контрольных органов в реализации программ муниципального управления. Практическая работа на тему: «Разработка и координация
программ муниципального управления План работы: 1. Порядок разработки программ муниципального управления и критерии эффективности.
2. Функции и полномочия государственного заказчика целевых муниципальных программ.
3. Основные принципы разработки и реализации муниципальных программ.
4. Полномочия участников разработки и реализации программ муниципального управления.
5. Структура программ муниципального управления.
6. Деятельность контрольных органов в реализации программ муниципального управления. 1. Порядок разработки программ муниципального управления и критерии эффективности В процессе разработки программ муниципального управления учитываются внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. Эффективность программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования достигается за счет всех факторов, направленных на повышение результативности и снижение затрат на ее реализацию. Расчет показателей результативности программы осуществляется, исходя из степени достижения намеченных программных целей. Социальная результативность программы, входящих в ее состав проектов, мероприятий определяется их общественной полезностью. Оценка социальной результативности осуществляется с помощью показателей, характеризующих отдельные аспекты улучшения качества жизни населения муниципального образования. Речь идет о показателях, с помощью которых определяются позитивные изменения социального характера, например: повышение уровня занятости, увеличение денежных доходов населения, рост производства и качества социально значимой продукции (услуг), улучшение функционирования жилищно-коммунальной сферы, учреждений здравоохранения и охраны правопорядка и т.п. Экологическая результативность программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, входящих в ее состав проектов и мероприятий, оценивается с помощью показателей, характеризующих снижение уровня загрязнения окружающей среды и нарушения природных систем, повышение уровня экологической безопасности. Экономическая результативность программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, проектов и мероприятий, входящих в ее состав, может проявляться в различных сферах его жизнедеятельности. Так, экономическая результативность программы (проектов, мероприятий) развития социальной сферы муниципального образования может оцениваться с помощью показателей, характеризующих снижение доли затрат местного бюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, увеличение затрат местного бюджета на адресную поддержку жителей, нуждающихся в социальной защите и т.п. Общесистемная результативность реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования состоит в формировании его благоприятного имиджа, что является, в частности, важнейшим условием его конкурентоспособности за инвестиционные ресурсы; в получении дополнительных эффектов за счет развития муниципальных связей (инициация и активизация новых полюсов экономического развития, улучшение доступа к источникам сырья, материалов, комплектующих средств, топлива и энергии, развитие сети сбыта) и т.п. 2. Функции и полномочия государственного заказчика целевых муниципальных программ Государственный заказчик несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы. Заказчик целевой программы: а) осуществляет отбор исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию, отбор осуществляется на конкурсной основе, с последующим заключением договора (контракта); б) согласовывает с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов местного самоуправления, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между заказчиком программы и предприятиями, организациями; в) организует при необходимости проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и по результатам экспертизы производит его доработку. В целевой программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с планируемыми объемами финансовых ресурсов. А также список и согласованность между собой отраслевых и местных задач, которые необходимо решить. На ближайшие один – два года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование, бизнес — план с социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями. Концепция решения программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого объемы ресурсов. На местном уровне целевые программы и государственные заказчики утверждаются администрацией города. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом бюджетом, и ответственны за реализацию целевых программ. Взаимодействие нескольких государственных заказчиков по одной программе осуществляет государственный заказчик – координатор, определяемый Администрацией города. После утверждения целевой программы государственный заказчик на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование целевой программы из внебюджетных источников, бюджетов местного самоуправления. Государственный заказчик на конкурсной основе проводит отбор исполнителей работ или услуг. Организует конкурс среди поставщиков продукции по каждому конкретному мероприятию. Участники программы и заинтересованные организации согласовывают сроки выполнения мероприятий, объемы закупаемой продукции и оборудования, источники финансирования. В условиях, когда остро ощущается дефицит финансовых средств, при разработке программы возникает необходимость ограничить перечень мероприятий только теми, которые непосредственно направлены на достижение сформулированной цели программы выбранным путем, т.е. направлены на решение данных конкретных задач. Важность мероприятий определяется либо на основании сравнения количественных показателей эффективности, либо по вкладу в достижение показателей вышестоящей цели. В тех случаях, когда для мероприятий не могут быть определены количественные характеристики, то важность таких мероприятий определяется экспертным путем. В результате все мероприятия оказываются ранжированными по важности относительно конкретных целей. При распределении ресурсов в первую очередь обеспечиваются ими наиболее важные мероприятия, а остальные – по мере нахождения дополнительных средств. 3. Основные принципы разработки и реализации муниципальных программ Разработка и реализация муниципальных программ осуществляется в соответствии с основными принципами: 1. Соответствие целей и задач программы прогнозам социально-экономического развития города; 2. Отнесение расходов на реализацию программ по их экономическому содержанию; 3. Соответствие расходов на реализацию программ с возможностями городского бюджета в течении всего срока действия. Исходными информационными материалами для разработки программы должны служить: 1. Отраслевые и региональные прогнозы развития, разрабатываемые на федеральном, областном и муниципальном уровнях; 2. Статистическая отчетность; 3. Данные социологических и иных обследований; 4. Предложения и рекомендации работников муниципальных служб, руководителей и специалистов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, иных хозяйствующих субъектов. Инициаторами разработки программы могут выступать представительные и исполнительные органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Разработка программы осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с рекомендациями. Утверждение программы производится представительными органами местного самоуправления. По срокам реализации программы подразделяются на следующие виды: 1. Краткосрочные программы – продолжительностью до 1 года включительно; 2. Среднесрочные программы – продолжительностью от 2 до 5 лет включительно; 3. Долгосрочные программы продолжительностью свыше 5 лет. Этапы разработки и реализации программ муниципального управления: 1. Выдвижение инициативы разработки программы, отбор проблем (инициатив) для программной разработки; 2. Принятие решения о разработке проекта программы; 3. Разработка проекта программы; 4. Экспертиза проекта программы; 5. Согласование проекта программы; 6. Утверждение программы представительным органом местного самоуправления; 7. Реализация программы; 8. Отчет о выполнении программы; 9. Контроль за выполнением программы. 4. Полномочия участников разработки и реализации программ муниципального управления К числу полномочий Главы города относятся: 1. Выдвижение инициативы разработки программы; 2. Рассмотрение представленных предложений (инициатив) о целесообразности и необходимости разработки программы; 3. Внесение перечня проектов программ на утверждение представительным органом местного самоуправления; 4. Назначение «координатора» программ; 5. Обеспечение направления проекта программы в представительный орган местного самоуправления одновременно с проектом бюджета города, не позднее, чем за 2 месяца до начала очередного финансового года; 6. Представление на рассмотрение и утверждение представительным органом местного самоуправления проектов о внесении изменений и (или) дополнений в программу, либо о приостановлении (частичном приостановлении) реализации программы; 7. Рассмотрение отчетов об исполнении программы; 8. Контроль за разработкой и реализацией программы. Координатор программы осуществляет следующие функции: 1. Организует разработку проекта программы и руководит разработкой и реализацией программы; 2. Согласовывает с основным разработчиком программы возможные сроки исполнения программных мероприятий, подпрограмм, программ в целом, объемы и источники финансирования программ; 3. Организует проведение экспертиз проекта программы; 4. Обеспечивает согласование проекта программы с заинтересованными лицами, контролирующими органами; 5. Несет ответственность за разработку проекта программы и реализацию программы, а также за целевое и эффективное расходование выделенных средств. Исполнитель программы осуществляет следующие функции: 1. Реализует программу в сроки, установленные в программе; 2. Ежеквартально представляет координатору программы, представительному органу местного самоуправления, заказчику отчетность о реализации программы; 3. Организует проведение конкурсов для определения исполнителей программы. Разработчик программы осуществляет следующие функции: 1. Разрабатывает технико-экономический проект программных мероприятий для решения поставленных задач; 2. Дает оценку социально-экономической эффективности результатов реализации программы; 3. Представляет экономическую потребность в финансовых средствах на реализацию программы; 4. Разрабатывает сроки реализации программы.
– Изучение функций и полномочий государственного заказчика целевых муниципальных программ;
– Знать основные принципы разработки и структуру муниципальных программ;
– Знать основные показатели качества и оценки изменения социально-экономической ситуации в результате реализации программных мероприятий. Развивающие: – Уметь определять критерии эффективности программ муниципального управления; – Уметь самостоятельно определять полномочия участников разработки и реализации программ муниципального управления; – Уметь самостоятельно определять направления деятельности органов местного самоуправления и выявлять наиболее важные для решения вопросы местного значения в области социального обеспечения граждан; – Уметь самостоятельно составлять программы муниципального управления. Воспитательные: – Формирование принципов служебного поведения специалистов по поддержке лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи: обладания профессиональными качествами, определения круга компетенции, культурой общения; – Сформировать представление о категории граждан, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи; – Формирование представлений о собственных правах и обязанностях при выполнении служебных обязанностей; – Формирование партнерских отношений, делового сотрудничества как внутри группы, так и между группами. Дидактические средства 1. Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
2. Раздаточный материал:
– Задания для составления программы муниципального управления по вариантам. План урока 1. Организационный момент;
2. Изложение нового материала;
3. Закрепление нового материала – практическая работа;
4. Подведение итогов урока;
5. Задание для самостоятельной работы студентов. Содержание урока 1. Порядок разработки программ муниципального управления и критерии эффективности.
2. Функции и полномочия государственного заказчика целевых муниципальных программ.
3. Основные принципы разработки и реализации муниципальных программ.
4. Полномочия участников разработки и реализации программ муниципального управления.
5. Структура программ муниципального управления.
6. Деятельность контрольных органов в реализации программ муниципального управления. Практическая работа на тему: «Разработка и координация
программ муниципального управления План работы: 1. Порядок разработки программ муниципального управления и критерии эффективности.
2. Функции и полномочия государственного заказчика целевых муниципальных программ.
3. Основные принципы разработки и реализации муниципальных программ.
4. Полномочия участников разработки и реализации программ муниципального управления.
5. Структура программ муниципального управления.
6. Деятельность контрольных органов в реализации программ муниципального управления. 1. Порядок разработки программ муниципального управления и критерии эффективности В процессе разработки программ муниципального управления учитываются внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. Эффективность программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования достигается за счет всех факторов, направленных на повышение результативности и снижение затрат на ее реализацию. Расчет показателей результативности программы осуществляется, исходя из степени достижения намеченных программных целей. Социальная результативность программы, входящих в ее состав проектов, мероприятий определяется их общественной полезностью. Оценка социальной результативности осуществляется с помощью показателей, характеризующих отдельные аспекты улучшения качества жизни населения муниципального образования. Речь идет о показателях, с помощью которых определяются позитивные изменения социального характера, например: повышение уровня занятости, увеличение денежных доходов населения, рост производства и качества социально значимой продукции (услуг), улучшение функционирования жилищно-коммунальной сферы, учреждений здравоохранения и охраны правопорядка и т.п. Экологическая результативность программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, входящих в ее состав проектов и мероприятий, оценивается с помощью показателей, характеризующих снижение уровня загрязнения окружающей среды и нарушения природных систем, повышение уровня экологической безопасности. Экономическая результативность программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, проектов и мероприятий, входящих в ее состав, может проявляться в различных сферах его жизнедеятельности. Так, экономическая результативность программы (проектов, мероприятий) развития социальной сферы муниципального образования может оцениваться с помощью показателей, характеризующих снижение доли затрат местного бюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, увеличение затрат местного бюджета на адресную поддержку жителей, нуждающихся в социальной защите и т.п. Общесистемная результативность реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования состоит в формировании его благоприятного имиджа, что является, в частности, важнейшим условием его конкурентоспособности за инвестиционные ресурсы; в получении дополнительных эффектов за счет развития муниципальных связей (инициация и активизация новых полюсов экономического развития, улучшение доступа к источникам сырья, материалов, комплектующих средств, топлива и энергии, развитие сети сбыта) и т.п. 2. Функции и полномочия государственного заказчика целевых муниципальных программ Государственный заказчик несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы. Заказчик целевой программы: а) осуществляет отбор исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию, отбор осуществляется на конкурсной основе, с последующим заключением договора (контракта); б) согласовывает с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов местного самоуправления, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между заказчиком программы и предприятиями, организациями; в) организует при необходимости проведение специализированной экспертизы проекта целевой программы и по результатам экспертизы производит его доработку. В целевой программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с планируемыми объемами финансовых ресурсов. А также список и согласованность между собой отраслевых и местных задач, которые необходимо решить. На ближайшие один – два года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование, бизнес — план с социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями. Концепция решения программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого объемы ресурсов. На местном уровне целевые программы и государственные заказчики утверждаются администрацией города. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом бюджетом, и ответственны за реализацию целевых программ. Взаимодействие нескольких государственных заказчиков по одной программе осуществляет государственный заказчик – координатор, определяемый Администрацией города. После утверждения целевой программы государственный заказчик на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование целевой программы из внебюджетных источников, бюджетов местного самоуправления. Государственный заказчик на конкурсной основе проводит отбор исполнителей работ или услуг. Организует конкурс среди поставщиков продукции по каждому конкретному мероприятию. Участники программы и заинтересованные организации согласовывают сроки выполнения мероприятий, объемы закупаемой продукции и оборудования, источники финансирования. В условиях, когда остро ощущается дефицит финансовых средств, при разработке программы возникает необходимость ограничить перечень мероприятий только теми, которые непосредственно направлены на достижение сформулированной цели программы выбранным путем, т.е. направлены на решение данных конкретных задач. Важность мероприятий определяется либо на основании сравнения количественных показателей эффективности, либо по вкладу в достижение показателей вышестоящей цели. В тех случаях, когда для мероприятий не могут быть определены количественные характеристики, то важность таких мероприятий определяется экспертным путем. В результате все мероприятия оказываются ранжированными по важности относительно конкретных целей. При распределении ресурсов в первую очередь обеспечиваются ими наиболее важные мероприятия, а остальные – по мере нахождения дополнительных средств. 3. Основные принципы разработки и реализации муниципальных программ Разработка и реализация муниципальных программ осуществляется в соответствии с основными принципами: 1. Соответствие целей и задач программы прогнозам социально-экономического развития города; 2. Отнесение расходов на реализацию программ по их экономическому содержанию; 3. Соответствие расходов на реализацию программ с возможностями городского бюджета в течении всего срока действия. Исходными информационными материалами для разработки программы должны служить: 1. Отраслевые и региональные прогнозы развития, разрабатываемые на федеральном, областном и муниципальном уровнях; 2. Статистическая отчетность; 3. Данные социологических и иных обследований; 4. Предложения и рекомендации работников муниципальных служб, руководителей и специалистов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, иных хозяйствующих субъектов. Инициаторами разработки программы могут выступать представительные и исполнительные органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Разработка программы осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с рекомендациями. Утверждение программы производится представительными органами местного самоуправления. По срокам реализации программы подразделяются на следующие виды: 1. Краткосрочные программы – продолжительностью до 1 года включительно; 2. Среднесрочные программы – продолжительностью от 2 до 5 лет включительно; 3. Долгосрочные программы продолжительностью свыше 5 лет. Этапы разработки и реализации программ муниципального управления: 1. Выдвижение инициативы разработки программы, отбор проблем (инициатив) для программной разработки; 2. Принятие решения о разработке проекта программы; 3. Разработка проекта программы; 4. Экспертиза проекта программы; 5. Согласование проекта программы; 6. Утверждение программы представительным органом местного самоуправления; 7. Реализация программы; 8. Отчет о выполнении программы; 9. Контроль за выполнением программы. 4. Полномочия участников разработки и реализации программ муниципального управления К числу полномочий Главы города относятся: 1. Выдвижение инициативы разработки программы; 2. Рассмотрение представленных предложений (инициатив) о целесообразности и необходимости разработки программы; 3. Внесение перечня проектов программ на утверждение представительным органом местного самоуправления; 4. Назначение «координатора» программ; 5. Обеспечение направления проекта программы в представительный орган местного самоуправления одновременно с проектом бюджета города, не позднее, чем за 2 месяца до начала очередного финансового года; 6. Представление на рассмотрение и утверждение представительным органом местного самоуправления проектов о внесении изменений и (или) дополнений в программу, либо о приостановлении (частичном приостановлении) реализации программы; 7. Рассмотрение отчетов об исполнении программы; 8. Контроль за разработкой и реализацией программы. Координатор программы осуществляет следующие функции: 1. Организует разработку проекта программы и руководит разработкой и реализацией программы; 2. Согласовывает с основным разработчиком программы возможные сроки исполнения программных мероприятий, подпрограмм, программ в целом, объемы и источники финансирования программ; 3. Организует проведение экспертиз проекта программы; 4. Обеспечивает согласование проекта программы с заинтересованными лицами, контролирующими органами; 5. Несет ответственность за разработку проекта программы и реализацию программы, а также за целевое и эффективное расходование выделенных средств. Исполнитель программы осуществляет следующие функции: 1. Реализует программу в сроки, установленные в программе; 2. Ежеквартально представляет координатору программы, представительному органу местного самоуправления, заказчику отчетность о реализации программы; 3. Организует проведение конкурсов для определения исполнителей программы. Разработчик программы осуществляет следующие функции: 1. Разрабатывает технико-экономический проект программных мероприятий для решения поставленных задач; 2. Дает оценку социально-экономической эффективности результатов реализации программы; 3. Представляет экономическую потребность в финансовых средствах на реализацию программы; 4. Разрабатывает сроки реализации программы.