Работа по психодиагностике. Тема: "Психодиагностика познавательной сферы младших школьников". Приложения | Обучение и развитие детей

Работа по психодиагностике. Тема: "Психодиагностика познавательной сферы младших школьников". Приложения

На главную Психодиагностика психолога в школе Психодиагностика познавательных особенностей детей Работа по психодиагностике. Тема: "Психодиагностика познавательной сферы младших школьников". Приложения
Работа по психодиагностике. Тема: "Психодиагностика познавательной сферы младших школьников". Приложения
Психодиагностика психолога в школе — Психодиагностика познавательных особенностей детей
Продолжение

Приложение 1

Методика 1

Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной)

Оснащение: таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1 а, 1 б) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука, рис 13 в).

Инструкция

Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы («Дорисуй треугольники» и т.п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером А4 (21 х 30 см).

Обработка результатов

Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение.

Методика 2

Оценка вербально-логического мышления

Оснащение: бланки методики «Исключение слов». Методика состоит из 15 серий в каждой серии — по 4 слова.

Бланк методики «Исключение слов»

1.  Книга, портфель, чемодан, кошелек.               8. Дедушка, учитель, папа, мама.        

2.  Печка, керосинка, свеча, электроплитка.        9.  Иней, пыль, дождь, роса.

3.  Часы, очки, весы, термометр.                         10.  Вода, ветер, уголь, трава.

4.  Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.               11.  Яблоко, книга, шуба, роза.

5.  Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.              12.  Молоко, сливки, сыр, хлеб.

6.  Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы.      13.  Береза, сосна, ягода, дуб.

7.  Дерево, этажерка, метла, вилка.                   14.  Минута, секунда, час, вечер.

15.  Василий, Федор, Семен, Иванов.

Процедура проведения

Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание.



Инструкция испытуемому

«Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание — вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова.

Оценка выполнения

Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ — 2 балла, за неправильный — 0.

Ключ:

1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов.

Методика 3

«Матрица Равена»

Оснащение: 10 постепенно усложняющихся матриц Равена (см. рис. 2А, Б, В, Г, Д).

Процедура проведения

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

Оценка выполнения

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл 1.

Выводы об уровне развития:

10 баллов

8-9 баллов

4-7 баллов

2-3 балла

0-1 балл

  • очень высокий.
  • высокий.
  • средний.
  • низкий.
— очень низкий.

Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ [номер выбираемого флажка]): 1 — 7,2 — 6,3 — 6,4 — 1,5 — 2,6 — 5,7 — 6, 8-1,9-3,10-5.

Методика 4

Изучение типа памяти

Ход выполнения задания

Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания (списки прилагаются). Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом в 4— 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 минут) испытуемому предлагается второй ряд слов, который он читает молча и затем записывает (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва испытуемому предлагается для запоминания третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые успел запомнить. После перерыва предлагаются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно-слухово-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.

Обработка результатов

О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С).

С = а/10,

где а — количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Материал к методике «Изучение типа памяти»

I.

II.

III.

IV.

Дирижабль

Самолет

Пароход

Волк

Лампа

Чайник

Собака

Бочка

Яблоко

Бабочка

Парта

Коньки

Карандаш

Ноги

Сапоги

Самовар

Гроза

Бревно

Сковорода

Пила

Утка

Свеча

Калач

Весло

Обруч

Тачка

Роща

Загадка

Мельница

Журнал

Гриб

Прогулка

Попугай

Машина

Шутка

Книга

Листок

Столб

Сено

Трактор

Методика 5

Определение объема кратковременной зрительной памяти

Оснащение: карточки со стимульными изображениями ломаных линий(рис.3 А, Б), трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений(рис.4 А, Б).

Процедура проведения

Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рис.1. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Оценка выполнения

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

0-6 линий –низкий

7-12 линий –средний

13-18 линий- высокий

Методика 6

Оценка объема кратковременной слуховой памяти

Инструкция

» Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово “ повтори “ «.

Далее экспериментатор зачитывает последовательно ребёнку сверху вниз ряд цифр, представленных на рисунке 5 А, с интервалом в одну секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 5  Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведённого, и переходит к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем.

В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти ребёнка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и во второй попытках.

Оценка результатов

10 баллов получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам

4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы.

2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю.

Методика 7



Исследование объема внимания

Оснащение: восемь карточек с изображением точек(рис.6).

Процедура проведения

Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроиз-

ведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками — 15 секунд, 8-9 точками — 20 секунд.

Обработка результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.



Существуют следующие нормативы:

I  — 3 точки на двух карточках,               VI  — 11 точек на двух карточках,

II  — 4 точки на двух карточках,              VII  — 13 точек на двух карточках,

III  — 6 точек на двух карточках,             VIII  — 15 точек на двух карточках,

IV— 9 точек на двух карточках,               IX — 16 точек на двух карточках.     

V — 10 точек на двух карточках,



Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, III—VII — о среднем, VIII и IX — о большом

Методика 8

Оценка устойчивости внимания

Оснащение:Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» (рис.7). На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.



Проведение исследования

Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы».



Инструкция

«На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Время работы — 10 мин.

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов корректурной пробы —  таблицы Бурдона, вычисляется показатель концентрации внимания k. Для этого необходимо  подсчитать:

— общее количество правильно зачеркнутых букв – n1;

— количество пропусков букв А М К З – n2; количество ошибочно зачеркнутых букв – n3;

— общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию – n.

Показатель концентрации внимания k вычисляется как отношение:

k=( n1-n2-n3)/n*100%

В зависимости величины этого коэффициента можно получить качественную оценку.

Высокий                           — 81… 100%

Хороший                           -61… 80%

Средний                            -41… 60%

Низкий                              -21… 40%.

Коэффициент точности и аккуратности внимания А вычисляется по формуле

A= (n1-n2)/(n1+n2)

A= (n1-n3)/(n1+n2)



Методика 9

«Скульптура»

Оснащение: набор пластилина.

Процедура проведения

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Оценка выполнения

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в  том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

0-1 балл— очень низкий уровень  

2-3- балла— низкий уровень

4-5 балла— средний уровень

6-7 баллов— выше среднего

8-9 баллов— высокий уровень

10 баллов— очень высокий уровень

Методика 10

Определение понятий

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

1.Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.

5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Процедура проведения

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово  например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Оценка результатов

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития:

10 баллов

— очень высокий.

8-9 баллов

— высокий.

4-7 баллов

— средний.

2-3 балла

— низкий.

0-1 балл

— очень низкий.

рисунки к приложениям.

Приложение 2

Таблица 1. Тип памяти

 

Фамилии школьников

Зрительная

Слуховая

Моторно-слуховая

Зрительно-моторно-слуховая

 

 

1.Катя К.

2. Даша М.

3. Маша П.

4. Катя Р.

5. Максим С.

6. Лиза С.

7. Дима С.

8. Саша Т.

9. Юля У.

10. Антон Я.

11. Егор П.

 

 

3/10 = 0,3

4/10 = 0,4

6/10 = 0,6

6/10 = 0,6

6/10 = 0,6

5/10 = 0,5

7/10 = 0,7

6/10 = 0,6

6/10 = 0,6

5/10 =0,5

6/10 =0,6

 

 

1/10=0,1

10/10=1

6/10=0,6

7/10=0,7

6/10=0,6

4/10=0,4

10/10=1

10/10=1

9/10=0,9

8/10 =0,8

9 \10 =0,9

 

 

6/10=0,6

9/10=0,9

6/10=0,6

7/10=0,7

6/10=0,6

4/10=0,4

8/10=0,8

8/10=0,8

8/10=0,8

8/10 =0,8

7/10 =0,7

 

 

10/10 = 1

8/10 = 0,8

7/10 = 0,7

8/10 = 0,8

7/10 = 0,7

2/10 = 0,2

10/10 = 1

7/10 = 0,7

8/10 = 0,8

9/10 =0,9

7/10 =0,7

 

11 человек

 

 

5,8

 

 

8

 

 

7,7

 

 

8,3

Таблица 2. Результаты группы хорошо успевающих учеников:

Группа хорошо успевающих учеников

Показатель концентрации внимания k

Уровень концентрации внимания

Коэффициент точности и аккуратности внимания А

Средний балл успеваемости

Даша М.

90

высокий

1

5,0

Егор п.

44

средний

0.6

4,1

Катя Р.

66

хороший

0.9

4,05

Лиза С.

72

хороший

1

4,72

Дима С.

40

низкий

0.55

4,22

Юля У.

62

хороший

0.8

4,9

Антон Я.

69

хороший

0.8

4,83

Таблица 3. Результаты группы слабо успевающих учеников:

Группа слабо успевающих учеников

Показатель концентрации внимания k

Уровень концентрации внимания

Коэффициент точности и аккуратности внимания А

Средний балл успеваемости

Катя К.

34

низкий

0.5

3,63

Маша П.

42

средний

0.6

3,33

Максим С.

66

хороший.

0.9

3,43

Саша Т.

39

низкий

0.5

3,38

Начало