Работа по психодиагностике. Тема: "Психодиагностика познавательной сферы младших школьников"
На главную Психодиагностика психолога в школе Психодиагностика познавательных особенностей детей Работа по психодиагностике. Тема: "Психодиагностика познавательной сферы младших школьников"
Работа по психодиагностике. Тема: "Психодиагностика познавательной сферы младших школьников" |
Психодиагностика психолога в школе — Психодиагностика познавательных особенностей детей |
Содержание Введение Диагностическое исследование уровня развития познавательных процессов младших школьников 1. Восприятие 2. Мышление 3. Память 4. Внимание 5. Воображение 6. Речь Выводы Список литературы Приложение 1 Приложение 2 Введение Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие познавательных процессов. Однако в большинстве случаев именно сами знания и навыки рассматриваются как конечный итог успешного обучения. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала. Главная причина таких затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов, неподготовленности к постановке и решению новых, более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую в целом можно назвать познавательной сферой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала. Для того чтобы способствовать на каждом возрастном этапе и в каждом учебном предмете успешному усвоению учебного материала, необходимо достичь на предшествующем этапе развития системы познавательных процессов, обеспечивающих возможность успешного усвоения. Это относится в равной степени к развитию восприятия, внимания, памяти, воображению, мышлению и речи. В настоящей работе мы рассмотрим, как развиваются в младшем школьном возрасте вышеназванные познавательные процессы, каковы их особенности и характеристики. Цель данной работы — комплексная оценка уровня развития познавательных процессов детей, учащихся начальных классов (познавательной сферы). Объект исследования – дети младшего школьного возраста. Предмет исследования – уровень развития познавательных психических процессов. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
Мною было проведено диагностическое обследование учеников 2 класса с целью определения их уровня развития познавательных процессов. В обследовании принимало участие 11 учеников 2 класса в возрасте от 8 до 9 лет. Результаты диагностики я занесла в таблицу(см.приложение 2,табл.4). Ниже приводится описание методик и анализ полученных результатов. 1. ВосприятиеДля изучения восприятия я использовала методику исследования способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной)( см. приложение 1, методика 1). Своевременное выявление особенностей восприятия у ребенка будет способствовать планированию коррекционно-профилактических мер по преодолению трудностей в обучении младшего школьника.Дети должны были дорисовать геометрические фигуры и изображения жука и бабочки на специально подготовленных таблицах. Наблюдение за действиями детей во время работы с таблицами этого типа показало, что лишь 2 ребенка не справились с заданием, смогли частично дорисовать контуры геометрических фигур и предметных изображений. Остальные дети хорошо выполняли задание по восстановлению целостности геометрических фигур; при дорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускают небольшую асимметрию. 2. МышлениеДля оценки вербально-логического мышления потребовались бланки методики «Исключение слов»( см.приложение 1, методика 2), позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков.Для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника предназначена методика «Матрица Равена»(см.приложение 1, методика 3).Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач. В рамках данного эксперимента, вербально-логическое мышление ребёнка оценивается от минимума в 0 баллов до максимума в 30 баллов. Было принято, что при результате в 0-10 баллов у ребёнка наличествует низкий уровень вербально-логического мышления; при результате в 11-20 баллов у ребёнка – средний уровень мышления; при результате в 21-30 баллов у ребёнка – высокий уровень развития мышления. При обработке результатов тестирования было подсчитано количество баллов по всем заданиям эксперимента. Первое задание. Дети при выполнении задания показали следующие результаты: трое детей обнаружили высокий уровень развития вербально-логического мышления, пятеро – средний уровень и трое детей с низким уровнем развития вербально-логического мышления. Второе задание. При выполнении этого задания дети показали следующие результаты: у одного ребёнка – очень высокий уровень развития наглядно-образного мышления, у шестерых детей – высокий , у четверых детей – средний уровень. 3. ПамятьПамять ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Без наличия хорошей кратковременной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, — учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.Поэтому в своём исследовании я использовала 3 методики : для изучения типа памяти(см.приложение 1, методика 4), для определения объема кратковременной зрительной памяти(см.приложение 1,методика 5), для оценки объема кратковременной слуховой памяти(см.приложение 1,методика 6). Для изучения типа памяти испытуемым предлагалось поочередно четыре группы слов для запоминания. После небольшого перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. О преобладающем типе памяти испытуемых я сделала вывод(см.приложение 2, табл.1), подсчитав коэффициент типа памяти (С): С =а /10 Где а — количество правильно воспроизводимых слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти. Для определения объёма кратковременной зрительной памяти детям поочерёдно предлгали нарисовать 2 ломанные линии, которые он видел на рисунке-образце и запомнил. Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти. Для оценки объёма кратковременной слуховой памяти ребёнок должен был после прослушивания ряда цифр повторить их. Объём кратковременной слуховой памяти ребёнка численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и во второй попытках. В рамках данного эксперимента, объём слуховой памяти ребёнка оценивается от минимума в 0 баллов до максимума в 10 баллов. Было принято, что при результате в 0 баллов у ребёнка наличествует очень низкий объём кратковременной слуховой памяти; при результате в 2 балла у ребёнка – низкий объём; при результате в 4 балла – средний, 8 баллов -высокий и при 10 баллах у ребёнка – очень высокий объём. По результатам исследования видно, что у детей объём слуховой памяти в целом выше, чем объём зрительной памяти. 4. ВниманиеВнимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня внимания.Поэтому дети были протестированы на предмет исследования объёма внимания(см.приложение 1,методика 7). Также была использована корректурная проба: таблица Бурдона(см.приложение 1,методика 8). При работе с корректурной пробой Бурдона целью работы было измерение количественных характеристик внимания. В данном исследовании приняли участие 11 учеников 2 класса, из них одна группа детей-хорошо успевающие и вторая-слабо успевающие по школьным дисциплинам. Полученные результаты показывают(см.приложение 2,табл.2,табл.3), что дети с хорошей успеваемостью, как правило, имеют достаточно высокий уровень концентрации внимания и его точности. У большинства слабо успевающих детей уровень внимания средний или низкий. Хотя и среди второй группы учащихся имеются школьники с достаточно высоким уровнем внимания. 5. ВоображениеВоображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.Для исследования воображения я использовала методику «Скульптура» (см.приложение 1,методика 9). Во время этого эксперимента ученикам предлагалось за 5 минут вылепить из пластилина какую-либо поделку. На основании анализа готовых поделок можно сделать выводы: -3 детей смастерили оригинальные вещи, выделив наиболее важные детали ; -3 детей сделали достаточно необычные скульптуры, но детально не проработанные; -4 детей слепили простые вещи, с небольшим колличеством деталей; -1 ребёнок вылепил очень простую поделку. Можно сделать вывод, что дети выделили в работах образы, произведшие на них большое впечатление в жизни. Поделку каждый ребёнок вылепил по-своему, выделив в ней наиболее значимые и запомнившиеся детали. В ходе эксперимента установлено, что дети чаще использовали яркие цвета (желтый, оранжевый, зелёный, красный, малиновый, синий, голубой). Этим они проявляют свое отношение к изображаемому предмету, стараясь его украсить, выделить. Но цвета адекватно соотносятся с цветами реальных предметов. -1 из 11 испытуемых в своей работе использовал два цвета. -3 — использовали четыре цвета. -2 — использовали пять цветов. -1 — использовали в работе шесть цветов. -4 — восемь разных цветов. Цвет оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональное восприятие ребенка (4 – лепят с интересом, увлеченно; 4 – в процессе лепки задумываются на некоторое время; 3 – в ходе работы улыбаются, проявляют удовольствие). 6. РечьРечь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. Однако в младшем школьном возрасте речь необходимо все же выделять и оценивать отдельно от мышления.Методика психодиагностики речи(см.приложение 1,методика 10), которую я использовала, позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом ври выражении мысли, а не на саму мысль). В ходе исследования, ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. Проведенное экспериментальное исследование показало следующие результаты: — 7 учеников показали достаточно высокий уровень развития речи. — 2 ученика- средний уровень. — 2 ученика- низкий уровень. ВыводыПо итогам методики №1 следует:Результаты проведённой методики показали, что только два ребенка не способны к целостному восприятию формы предметов, состояние их графических навыков требует дальнейшего систематического развития. Восприятие этих школьников слабо дифференцированно, непроизвольно. Они не способны выделить части в наблюдаемом объекте, достроить образ до целого по частям, что является одной из причин ошибок в написании букв, цифр и др. На основании результатов методик №2 и №3 можно прийти к выводу, что у младших школьников ярко выражен наглядно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы и их изображения. Анализ полученных результатов методик №4, №5 и №6 позволяет сделать следующие выводы : 1. В данной группе учеников преобладающий тип памяти зрительно-моторно-слуховой(коэффициент типа памяти 8,3), т.е. запоминание и воспроизведение сложных многообразных движений, звуков, например, музыкальных, речевых, то, что дети зрительно могут себе представить, они легче запоминают. 2. Наличие учащихся с преобладающей слуховой памятью (коэффициент типа памяти 7,9),что определяет хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. 3. Запоминание наглядного материала сохраняется на протяжении начального обучения, но преобладание в учебной деятельности словесного материала быстро развивает у детей умение запоминать словесный, часто абстрактный материал. Результаты методики №7 и №8 привели к следующим выводам: Хорошо успевающие ученики обычно имеют достаточно высокий уровень внимания. Но, учитывая факт, что и среди слабо успевающих учеников есть такие, которые имеют достаточно высокий уровень произвольного внимания, можно сделать вывод, что какие-то другие психологические факторы оказывают влияние на процесс обучения этих учащихся (например, слабая мотивация к учёбе, лень). Поэтому ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности. По итогам методик №9 и №10 можно сделать выводы, что в данной группе преобладающее число учеников с хорошо развитым воображением и уровнем речи. Список литературы 1. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.- Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. 2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей младшего школьного возраста: кн. для учителя. М., «Просвещение», 1988. 3. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с. 4. Немов Р.С. Психология. Кн.3. Психодиагностика.-М.: Владос, 2005. 5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2007. 6. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Ч.3. Далее Приложения |