К вопросу о негативных аспектах креативности
На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика правонарушений К вопросу о негативных аспектах креативности
К вопросу о негативных аспектах креативности |
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика правонарушений |
Мешкова Н.В. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (г. Москва, Россия) Креативность – феномен, изучаемый благодаря позитивным результатам, которые он привносит в жизнь. В то же время из фокуса внимания большинства исследователей выпадают негативные аспекты креативности. Они проявляются в результатах деятельности людей: в создании нового продукта или оригинального решения проблемы. Особенность этих результатов состоит в том, что они приносят вред одному человеку/ группе/ целому обществу. Зарубежные психологи, изучающие осуществленные оригинальными способами преступления, проводят различия между двумя видами креативности: «вредоносной» (malevolent) и негативной (Cropley, et al., 2010). Вред может наноситься намеренно: террористические акты, мошенничество, вандализм. О негативной креативности говориться в случае принятия оригинального решения, приведшего к негативным последствиям, хотя в планы инноваторов не входило нанесение вреда. Особый интерес представляет изучение и объяснение причин негативных аспектов креативности. За рубежом ощущается недостаток исследований в этой области, а в России они попросту не проводились. Тем не менее, можно выделить «ядерные» характеристики, стимулирующие использование креативного потенциала для нанесения вреда другим людям и объектам: взаимодействие ситуации и личностных особенностей (Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н., 2016). Один из подходов — функциональный подход к вредоносной креативности, касается осмысления продукта дивергентного мышления. Согласно модели креативного продукта, креативным может считаться продукт, обладающий определенными характеристиками.Авторы полагают, что антитеррористические стратегии должны быть направлены на снижение его эффективности, ценности, генерализуемости и ускорение устаревания (Cropley et al., 2008). Иными словами, основная идея состоит в своевременном информированиио продукте, что предотвращает его дальнейшее использование. Однако осуществление создания и внедрения вредоносных продуктов/идей разными людьми, разбивает проблему, например, терроризма на несколько, в числе которых 1) креативность лидера– генератора идей и креативных решений по «вербовке» исполнителей и 2) почему какая-то группа людей легко принимает креативные идеи лидера — не затрагиваются в функциональной модели. У Дж. Плуцкера и М.Ранко есть рассуждения о том, что, открытость опыту и антагонизм к конвенциональным ценностям являются общими характеристиками для креативности и девиантности (Plucker J, Runco M, 1999). Рассуждения данных авторов проливают свет на понимание проблемы восприимчивости к антисоциальным «творческим» идеям: оно находится в большей степени в плоскости личностных характеристик, нежели характеристик продукта креативного мышления. Литература 1.Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Направления исследований креативности в социальном взаимодействии // Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 118-128. 2.Cropley D.H., Kaufman J.C., Cropley A.J. Rejoinder to Commentaries on Malevolent Creativity: A Functional Model of Creativity in Terrorism and Crime // Creativity Research Journal. 2008. Vol. 20:2. Pp. 134-136. 3.Cropley D.H., Cropley A.J., Kaufman J.C., Runco M. (Eds.). The dark side of creativity. New York, NY: Cambridge University Press. 2010. 4.Plucker J., Runco M. Deviance. In: M. A Runco, S. Pritzker (Eds.) Encyclopedia of creativity. San Diego, CA: Academic Press. 1999. Pp. 541-545. Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с. |