"Новообразования" подросткового возраста
На главную Подросток Психологические особенности возраста "Новообразования" подросткового возраста
"Новообразования" подросткового возраста |
Подросток — Психологические особенности возраста |
Имеющие место в подростковом возрасте изменения последовательно охватывают четыре сферы развития: тело (Личко А. Е., 1985; Кле М., 1991; Кон И. С, 1989), мышление (Божович Л. И., 1968, 1978, 1979; Валлон А., 2001; Пиаже Ж., 1969, 1986; Gesell А., 1956), социальную жизнь (Андреева Г. М., 1980, 1994; Элько-нинД. Б., 1969, 1989; Давыдов В. В., 1978, 1989; Петровский А. В., 1987) и самосознание (Кон И. С, 1980; Эриксон Э., 1996). Всякий раз эти изменения представляют собой психологические приобретения, которые отражают содержание данного момента развития. Физиологические особенности развития подростков Процесс развития организма происходит в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивен он в детском и подростково-юношеском возрасте. С началом подросткового криза в течение относительно короткого периода времени тело ребенка претерпевает значительные изменения, влекущие за собой, с одной стороны, необходимость реконструкции своего телесного образа «Я» и построения мужской или женской его идентичности, с другой же — постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности. Бурный рывок психического и физического развития заставляет подростка решать сложную задачу реорганизации образа тела, своего физического «Я». Это, в свою очередь, ставит его перед объективно-естественным и необходимым и субъективно-психологически напряженным (порой невротизируюшим) противоречивым единством утраты привычного телесного образа и обретения нового физического «Я». Едва ли верно считать пубертат «возрастом пробуждения либидо», но бесспорно, что начало его развернутых проявлений приходится именно на этот период. По мнению М. Кле (1991), подросток еще бисексуален. Тем не менее в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Широкий же круг сексуальных проявлений в этом возрасте обусловлен не столько биологическими, сколько социокультурными факторами (Исаев Д. Н., 1991; Ковалев В. В., 1985, 1995; Личко А. Е., 1985). Существует точка зрения (Личко А. Е., 1985; Кон И. С, 1989), согласно которой собственно влечение, в раннем периоде полового созревания, развивается изолированно от психического и соматического компонентов. С одной стороны, дают о себе знать первые местные сомато-вегетативные раздражения генитальной зоны, с другой стороны, появляется мечтательность по отношению к лицам другого пола. Влечение с психической стороны проявляется в неясных стремлениях и влюбчивости, возникает стремление к вторичным сексуальным проявлениям. Эмоциональная возбудимость и неустойчивость периода созревания стоит нередко на грани патологии и может переходить ее. С этим бывает связано первое проявление неврозоподобных реакций (Сухарева Г. Е., 1955; Исаев Д. Н., 1993; Захаров А. И., 1988). В это же время нередко манифестирует эпилепсия (Ковалев В. В., 1985). Нередко в этом возрасте проявляются или усиливаются психопатические черты (Личко А. Е., 1983; Ганнушкин П. Б., 1964; Смулевич А. Б., 1987). Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности, остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности — действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости и даже неврозу. Эндокринный переворот при созревании является одним из источников творческой силы и жизнеспособности в сочетании с повышенной чувствительностью и возбудимостью вегетативной нервной системы. Юношеская стеснительность сопровождается нередко неуклюжестью, являющейся результатом быстрого роста костных тканей на фоне запаздывания роста мышечных тканей. Кроме того, вместе с половой зрелостью начинает складываться психическая индивидуальность, происходит освобождение от родительского авторитета и влияния ближайшего окружения. Таким образом, формируется переход к самостоятельности взрослого человека («индивидуальная психика», по В. А. Гиляровскому (1932)). В результате бурного и неравномерного роста у подростка можно наблюдать своего рода диссонанс воздействия общего его со-матотипа и индивидуального темпа физического созревания, накладывающего определенный отпечаток на его психику и поведение. В. Т. Кондрашенко (1988) подробно описывает влияние трех основных соматотипов: эндоморфного («рыхлый», с избытком жира), мезоморфного (стройный, мускулистый) и эктоморфного (худой, костлявый). По его данным, влияние соматотипа и темпа физического развития на психику и поведение девочек выражено не так резко, как у мальчиков. Если мальчику быть выше и сильнее всегда престижно, то для девочки это может создать дополнительные психологические трудности. Мезоморфный тип всегда ассоциируется у подростков с такими понятиями, как мужественность, сила, спортивность. Для подростка-мальчика высокий рост и величие почти синонимы. Напротив, подростки низкого роста, щуплые (эктоморфного типа) кажутся окружающим «маленькими» не только в физическом, но и в социально-психологическом смысле. По оценке психологов, подростки мезоморфного типа обычно более популярны, менее интроспективны и кажутся в большей степени социально зрелыми, чем мальчики со слабо выраженными мезоморфными компонентами. Подростки с эндоморфной конституцией, наоборот, редко занимают ведущее положение среди сверстников, часто бывают предметом насмешек товарищей, имеют меньше возможностей в выборе друзей и больше нуждаются в поддержке. Подростковые «новообразования» в интеллектуальной сфере Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. В первую очередь активно развивается способность к абстрактному мышлению. Исследование когнитивного развития в подростковом возрасте занимает довольно скромное место среди множества работ, посвященных многочисленным аспектам интеллектуальной жизни в данном возрасте. Б. Инельдер и Ж. Пиаже (2003) описали серию «новообразований», приводящих к развитию способности к гипотетико-дедук-тивному мышлению, которые сопровождаются появлением двух когнитивных механизмов: комбинаторного анализа и перехода к более сложным формам обратимости суждений. Основным «новообразованием» данного периода является способность к рассуждению с помощью вербально сформулированных гипотез, а не манипуляций с конкретными предметами. В мышлении подростков часто отмечаются стремление к «мудрствованию», разрешению сложных философских проблем, склонность к фантазированию и вымыслам. В обучении перед подростками возникает новая задача: проникнуть в результате специально организованной познавательной деятельности в объективную сущность предметов действительности, понять закономерные отношения между ними. При этом очень часто сущность вещи вовсе не совпадает с ее видимостью и то, что подросток узнает на уроке, может казаться ему противоречащим его непосредственному жизненному опыту. Иными словами, школьные знания подростка, в отличие от знаний ребенка, перестают быть только простой суммой новых сведений, новых представлений и понятий; со школьными знаниями подростка оказываются внутренне связанными и новые способы мышления, и новое познавательное отношение учащихся к действительности. В средних классах школы учащиеся вплотную приступают к усвоению отдельных учебных предметов, то есть к освоению системы научных понятий, системы причинно-следственных зависимостей, составляющих содержание соответствующего предмета. И если изучаемые ранее дисциплины носили предельно конкретный и описательный характер, то в подростковом возрасте изучаемые дисциплины приобретают гораздо более отвлеченное содержание. Кроме того, в школьную программу начинают входить совсем новые учебные предметы, выступающие в качестве особых областей теоретических знаний, зачастую не имеющих непосредственной наглядной опоры ни в жизненных представлениях ребенка, ни в тех знаниях, которые он приобрел в начальных классах школы. Таким образом, подросток должен научиться видеть в понятии обобщенную в нем реальность, а за системой школьных знаний — мир во всем его конкретном многообразии. Изучаемые в этот период многочисленные понятия и законы, как правило, соотносятся с действительностью лишь опосредованно, через систему других понятий. Это, в свою очередь, требует от подростка того, чтобы он научился в процессе своего мышления следовать не только от конкретных предметов (или представлений) к понятиям и обратно, но и от одного абстрактного понятия к другому. Иначе говоря, подросток должен перейти от отдельных суждений по поводу того или иного факта или явления действительности к связи этих суждений, то есть перейти к собственно теоретическому «мышлению в понятиях» (Божович Л. И., 1968). Таким образом, подросток постепенно приобретает «взрослую логику мышления». В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. На уроках геометрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертежи и т. д. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания нормально развивающиеся дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемонические приемы; если же они были сформированы в начальной школе, то теперь они автоматизируются, становятся стилем учебной деятельности подростков. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Наряду с этим следует отметить тот факт, что в подростковом возрасте развитие воображения может идти и по другим линиям развития. Например, далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но при этом практически все используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Здесь, по мнению Л. С. Выготского (1984), «игра ребенка перерастает в фантазию подростка». Социализация подростков Подростковый возраст также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником норм поведения и получения определенного статуса. Другими словами, на первый план выступает, с одной стороны, освобождение от родительской опеки, с другой же — постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества. Развитие социальной деятельности в этом периоде идет за счет углубления общения со сверстниками. Возникающее «чувство взрослости», которое Л. С. Выготский считал основным новообразованием подросткового возраста, свидетельствует об отделении себя подростком, как от мира детства, так и от мира взрослых, сохраняющих, тем не менее, основные формы контроля над его жизнью. На этом фоне самостоятельное значение приобретают отношения с ровесниками. «Деятельность общения выступает здесь своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. В процессе общения происходит углубленная ориентация в нормах этих отношений и их освоение» (Эльконин Д. Б., 1989. С. 73). Вместе с тем феномен «индивидуализации» (Петровский А. В., 1987) находит наиболее наглядное выражение в «негативных» признаках: в ответ на навязывание подростку взрослыми прежнего статуса. Формы общения подростков, молодежная мода, специфический сленг, музыкальные пристрастия служат знаковой демонстрацией «инаковости» по отношению к нормам и образцам поведения старшего поколения. Ставятся под вопрос и прежние правила поведения самих подростков, наступает кризис внутренней позиции. С этой точки зрения уместным было бы напомнить общепризнанное в отечественной литературе определение социализации Г. М. Андреевой (1980, 1994): «Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей, с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) — это процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности и активного включения в социальную среду». Наряду с этим в системе отечественной психологии часто употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы «социализации» — это развитие личности и воспитание. Исходя из этого, представляется целесообразным более подробно остановиться на соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Общепринятым в современной социальной и педагогической литературе является понимание термина воспитание в двух его значениях. В узком смысле слова термин «воспитание» означает «процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т. д.» В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т. д. Иначе говоря, среда воспитывает человека. Таким образом, мы видим, что если употреблять термин «воспитание» в узком смысле этого слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле, то различия ликвидируются. Если же исходить из общепринятого в общей психологии тезиса Б. Г Ананьева (1998), заключающегося в том, что личностью не родятся, а становятся, то необходимо признать тот факт, что собственно процесс социализации по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. В связи с этим в социальной психологии выделяются три основных сферы, развиваясь в которых, личность обретает свои четкие очертания, — это деятельность, общение и самосознание (Андреева Г. М., 1994). Чтобы стать по-настоящему взрослым, а не просто физически и физиологически зрелым, подросток должен свыкнуться с половой зрелостью, адаптироваться к ней, приобрести самостоятельность, наладить дружеские отношения со сверстниками. Чтобы соответствовать этим требованиям, юношам и девушкам необходимо постепенно выработать свою жизненную позицию, осознать себя личностью. Прежде чем они благополучно расстанутся с ограждавшей их в детстве опекой старших, молодые люди должны понять, кто они, к чему стремятся и как можно эти стремления осуществить (Эриксон Э., 1996). Достижение самостоятельности — это одна из главных задач отрочества и юности. Неумение подростка разрешить конфликт между продолжающейся зависимостью от старших и новыми потребностями и преимуществами, связанными с самостоятельностью, приводит к возникновению многих проблем. Непростая ситуация развития, в которой оказывается подросток, заключается, с одной стороны, в том, что взрослые побуждают его к самостоятельности, а с другой стороны, в значительной степени поощряют его зависимость. Благополучная социальная и психическая адаптация в этом периоде во многом будет определяться как общепринятыми взглядами окружающих на независимость подростков, так и поведением и методами воспитания его родителей, а также взаимоотношениями подростка со сверстниками и их поддержкой его независимого поведения. Наряду с этим поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере определяют, насколько легко подросток овладевает различными навыками, приобретает самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную самооценку. В свою очередь, грубость и непонимание родителей, их пренебрежение к своим родительским обязанностям могут привести к множеству трудностей в дальнейшей жизни подростка. В подростковый период молодому человеку неизбежно приходится приспосабливаться к физическим и физиологическим переменам, связанным с половым развитием и его меняющимся представлением о себе. У подростков объективно наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам, обусловленным гормональными изменениями. В психологическом и социальном развитии молодых людей взаимоотношения со сверстниками играют далеко не последнюю роль. Однако данные многих исследований не подтверждают убеждений некоторых родителей, склонных приписывать влиянию сверстников все. Во многих сферах жизни молодые люди не находят взаимопонимания с родителями; в свою очередь, родители тоже не всегда понимают своих детей, даже если прилагают к этому усилия и искренне заинтересованы в их благополучии. Влияние подростков-сверстников обычно преобладает в таких вопросах, как мода в одежде и разговорной речи; вкусы в музыке и развлечениях; взаимоотношения со сверстниками своего и противоположного пола. Влияние же родителей преобладает в оценке общих нравственных и социальных проблем, понимании мира взрослых. Необычайно сильное влияние группы сверстников на подростка может быть связано как с недостаточным вниманием к подростку в семье, так и с привлекательностью группы как таковой. Влияние же родителей наиболее сильно в тех случаях, когда их заинтересованность, понимание и желание помочь максимальны и находятоткликудетей. Кроме того, у детей таких родителей вообще не возникает даже потребности различать влияния родителей и друзей (Раттер М., 1987). В своих исследованиях Э. Фромм (1992) обратил особое внимание на «социальную» составляющую личности — характер; он утверждал, что именно различия в характере свидетельствуют об уровне взаимоотношений с другими личностями и обществом. В свою очередь, он выделил плодотворные и неплодотворные ориентации личности. В ходе взаимодействия личности с социальной средой С. В. За-пускалов и Б. С. Положий выделяют два типа социальной адаптации: субъективную социальную адаптацию, отражающую внутреннее, субъективно оцениваемое индивидом соответствие себя выбранной социальной роли, и внешнюю социальную адаптацию, отражающую субъективно оцениваемое соответствие себя социальной роли, предъявляемой микрогруппой. Как показали многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, наибольшее влияние на состояние психического здоровья подростка оказывает адаптация в двух микросоциальных группах: семье и группе сверстников. Роль семьи на разных стадиях социализации не равнозначна, тем не менее в силу объективных причин (материальная зависимость, территориально-совместное проживание и т. п.) роль семьи в развитии личности ребенка даже в юношеском возрасте остается одной из самых значимых. Таким образом, мы вполне можем говорить о том, что семья для подростка является одной из сфер его субъективного приоритета. Развитие самосознания подростков В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и других. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание и самооценка, способность к анализу окружающих явлений. И это в первую очередь — осознание себя как отличного от родительских образов субъекта, являющегося продуктом своего прошлого и будущего, способного к самостоятельному выбору, обеспечивающему цельность личности. Способность к рефлексивному мышлению и абстрагированию («стадия формальных операций», по Ж. Пиаже (1986)), развивающиеся в этом возрасте, дает возможность формирования самосознания как особой формы отражения своего существования, собственной системы мотивов, смыслов, ценностей. Однако, как показал В. В. Сталин (1983), самосознание формируется в процессе деятельности в ее «узловых» моментах, конфликтах мотивов и возникновении «конфликтного личностного смысла». О кризисе прежней регулятивной системы усвоенных внешних норм свидетельствует то, что теперь она уже не достаточна для эффективной саморегуляции. Самостоятельное принятие решения в условиях борьбы мотивов требует осознания собственных смыслов и волевого усилия. В норме самосознание формируется к концу подросткового периода, и именно с этим явлением А. Н. Леонтьев (1975, 1981) связывает «второе рождение личности». Так, если «первое рождение личности» свидетельствует о возникновении социального сознания, то «второе» — самосознания. Как на образ физического «Я», так и на самосознание в целом, безусловно, влияет и темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстниками и сверстницами. Он вызывает и у взрослых отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаше относятся как к ребенку и тем самым провоцируют его протест и раздражение. Между тем, оттого, как организуются чувства и знания подростка о себе, зависят его самовосприятие и самооценка в последующем, отношение к любви, общая система подхода к окружающему миру. Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Иными словами, проблема самосознания не сводится к проблеме интроспекции. Формирование самосознания подростка, по мнению Л. И. Божович (1978; 1979), заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обращать их и осмысливать сначала как относительно устойчивые качества своей личности. Доя успешного осуществления всего сложного процесса самосознания необходимо, чтобы ребенок достиг того уровня жизненного опыта и психического развития, при котором становится возможным познание и оценка нравственно-психологической стороны личности. Особенно большое значение приобретает при этом, как уже указывалось выше, развитие у подростков «мышления в понятиях», и появление качественно более высоких качеств речи. Важнейшее из них заключено в том, что в связи с изучением грамматических понятий подросток делает предметом своего сознания язык, что приводит его к сознательному и произвольному отношению к собственной речи. Делая же предметом сознания свою речь, он тем самым становится способным сделать предметом сознания и собственную мысль (Лурия А. Р., 1973). Все это составляет одну из важнейших предпосылок формирования в подростковом возрасте нового уровня самосознания. Таким образом, для того чтобы выделить то или иное качество и определить к нему свое отношение, подростку необходимо обозначить его словом и ввести в систему нравственно-психологических понятий. Источник: Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. — СПб.: «Речь», 2004. — 256 с. |