Психотехника саморегуляции психолога-лектора: как успешно читать в школе лекции по практической психологии
На главную Документация школьного психолога Лекционная работа психолога в школе Психотехника саморегуляции психолога-лектора: как успешно читать в школе лекции по практической психологии
Психотехника саморегуляции психолога-лектора: как успешно читать в школе лекции по практической психологии |
Документация школьного психолога — Лекционная работа психолога в школе |
Я присутствовала на выступлениях и лекциях по различной тематике: студенткой в университете, на общественной работе, деловых совещаниях в различных профессиональных сферах. Могу утверждать: чтение лекций по практической психологии для слушателей, не имеющих психологического образования, отличается существенными особенностями. Во-первых, практическая психология направлена на описание событий и фактов душевной жизни людей, и поэтому явно или неявно практической психологией интересуются все – и учителя, и родители, и школьники. Во-вторых, большинство слушателей, конечно же, считают себя знатоками практической («жизненной») психологии. У каждого человека есть свой личный опыт, своя система ценностей. В-третьих, слушатели интуитивно предполагают, что психолог будет читать лекцию «по-психологически»: увлекательно, свободно, понимая и принимая мнения и позиции присутствующих, излучая внутренний свет доброжелательности и уверенной открытости. Они ждут от психолога приятного, содержательного общения, открытия для себя чего-то нового и полезного, мудрых и глубоких размышлений о жизни. Поэтому важно обратить внимание на некоторые приемы, которые помогут сделать лекцию интересной и полезной для всех слушателей. Чтобы выступление было диалогизированным, чаще всего используются следующие приемы: 1 . Развитие мысли осуществляется через тезис и антитезис до синтеза на новом уровне, т.е. высказываются противоположные точки зрения, и дается новая точка зрения, которая может учитывать предыдущие. 2. Встраивание сообщаемого в систему прошлого опыта слушателей. Если знания есть, то они соотносятся с новым материалом, если нет, то слушатель осознает необходимость иметь их. (Например: «Для вас не будет секретом…»). 3. Сам выступающий ставит проблему и сам ее решает. 4. Вопросно-ответная форма, вводимая в монолог, диалог выступающего с самим собой. 5. Использование личных местоимений и глаголов второго лица. 6. Разговорные характеристики синтаксиса устной публичной речи, к которым можно отнести следующие: преобладание простых предложений над сложными (примерно соотношение 60% и 40%); сложные предложения отличаются четкой структурой, в основном с одним реже с двумя при- даточными; редкое использование кратких прилагательных и причастий, употребление их полных форм. 7. Перемена психологических ролей (использование моделей типа «Возможно, не все из вас согласны со мной, поэтому…»). 8. Персонификация сообщения, которая предполагает высказывание своего отношения к фактам и обобщениям, изложение личного опыта, связанного с предметом изложения, обращение к слушателям от первого лица, выражение личных оценок и предпочтений. 9. Образность, иллюстративность речи. 10. Имитация сиюминутного творчества («Мне сейчас вспомнилось…», «вот о чем я сейчас подумал…», «а ведь это в самом деле удивительно…»). 11. Сопоставление противоположных мнений. 12. При повторении основных мыслей изменение их формулировок, способов преподнесения. I3. Введение в сообщение прагматических высказываний. Выделяют следующие виды прагматических высказываний: 1. Композиционные высказывания. Они помогают ориентироваться в преподносимом материале, в структуре сообщения. Эти высказывания помогают сохранить в памяти слушателей схему доклада, выступления, выполняют роль своеобразного «каркаса» (плана) излагаемого материала. Например: «Об этом говорилось в начале нашего выступления…». (Этика выступления требует, чтобы говорили не «моего», а «нашего», т.к. имеются ввиду и слушатели, и те авторы, которые опубликовали материал). «Вывод…», «повторяю…», «наконец, еще одно понятие…», «сначала мы разберем вопрос…», «первое условие…», «итак…», «сначала рассмотрим…», «переходим ко второму вопросу…» и т.п. 2. Общепринятые высказывания (формулы социального этикета). Они включают формы приветствия, прощания, извинения, благодарности. Используются в сообщении с целью установления и поддержания контакта со слушателями. Например: «Уважаемые товарищи…», «На этом мы заканчиваем наше выступление…», «Прошу извинить за неточность…», «Благодарю за внимание…» и т.п. 3. Оценочно-подчеркивающие высказывания. Они регулируют мыслительную деятельность слушателей, их восприятие излагаемого материала и его запоминание, стимулируют внимание аудитории. С помощью этих высказываний выделяются наиболее значимые, важные части материала. Например: «Хочется подчеркнуть…», «но самое главное…», «это очень важно», «это следует помнить…», «следует особенно выделить следующее…», «это очень существенно…», «но что интересно…!», «это важный материал…» и т.п. 4. Персонифицированные высказывания. Они выполняют контактную функцию и создают впечатление личностно-ориентированного, а не социально-ориентированного общения, способствуют повышению интимности общения с группой. К ним относятся высказывания с употреблением личного местоимения «я», а также использование цитат, высказываний различных людей в форме первого лица в прямой или косвенной речи. Например: «Я уже сказала вам…», «мне также хочется рассказать вам…», «я вам могу порекомендовать книгу…» и т.п. 5. Рефлексивные высказывания. Это высказывания, реализующие в речи предвидение докладчиком реакций аудитории в тех или иных ситуациях. К ним относится предвидение действий, вопросов, затруднений в восприятии и понимании материала сообщения со стороны слушателей. Выполняют контактную функцию. Например: «И у каждого из вас или, по крайней мере, у любознательных, возникает вопрос…», «наверное вы скажете…», «но вы уже наверно догадались…», «некоторые, подумав, ответят…», «вы, может быть, помните…», «для вас, наверное, этот опыт покажется несколько удивительным…» и т.п. 6. Обращения, называющие адресат речи. Они имеют целью установление и поддержание контакта. К ним относятся обращение «ребята», «товарищи», «друзья», обращения по имени. Чаще всего они сочетаются с общепринятыми высказываниями («Внимание, товарищи!»/, с побуждающими высказываниями (» Посмотрите, товарищи, этот опыт…»), с подчеркивающими («это важное отличие, товарищи!») и другими высказываниями. 7. Вовлекающие высказывания. Высказывания этого вида вовлекают аудиторию в действие, в повествование. Они могут быть двух разновидностей: а) идентифицирующие вовлекающие высказывания, которые характеризуются употреблением местоимения «м»». Они способствуют объединенности докладчика с аудиторией. Докладчик, описывая осуществляемые им действия, как бы идентифицирует себя с группой и группу с собой, подчеркивая совместность и одновременность осуществляемых ими действий. Например: «Мы наблюдаем…», «обратимся к примерам…», «мы с вами перечислили основные свойства», «мы можем судить о…», «мы говорим с вами о…», «мы это назовем…». б) высказывания, вовлекающие аудиторию. К ним относятся высказывания, описывающие какие-то состояния и действия аудитории, которые произошли в процессе объяснения материала сообщения. Например: «Это вы уже видели…», «с этим свойством вы встречались», «вы заметили и знаете…», «то, что вы сейчас наблюдаете…», «вы помните, что…». 8. Побуждающие высказывания. Это высказывания, прямо призывающие к действию. Их цель — активизировать и регулировать деятельность аудитории, каждого отдельного слушателя. Они также бывают двух видов: призывающие к активности и тормозящие активность. («Записи в тетрадях пока не делайте…», «не спешите с ответом…», «но не будем спешить с выводами…» и т.п.). Среди побуждающих высказываний, призывающих к активности, можно в свою очередь, выделить две разновидности: а) высказывания. призывающие к совместной активности докладчика и слушателей («Давайте убедимся в этом на опыте…», «давайте проверим..», «давайте подумаем над вопросом…», «давайте запомним одну вещь…»; б) высказывания, призывающие к активности только слушателей. Эти призывы могут быть обращены либо к каким-то практическим действиям («Запишите формулу в тетрадь…», «запишите уравнение этой реакции …», «пометьте это у себя…»), либо к интеллектуальным действиям: к восприятию («сосредоточьте свое внимание на верхней части прибора…», «обратите внимание…», «послушайте определение…»), к памяти («вспомните, какие…», «запомните эту формулу…») , к мышлению («подумайте над вопросом …», «все, что вы сможете, надо обосновать…», «определите, какой характер…», «вдумайтесь в причину этих преобразований…»). 9. Вопросительные высказывания. Их цель — прямо или косвенно активизировать интеллектуальную деятельность слушателей. Прямая активизация осуществляется за счет вопросов, обращенных к аудитории, отдельным слушателям. Косвенное побуждение осуществляется за счет риторических вопросов (вопросов, не требующих ответа. Ответ на них дается самим докладчиком. Однако сам факт обращения к слушателям заставляет их вступать в более активный контакт с докладчиком.). В выступлении необходимо учиться использовать и неречевые формы передачи информации — жест, мимику, пантомимические движения. Движение и жест несут важную смысловую нагрузку, заменяя слова, и являются иногда выразительнее слов. Мимика и жест часто имеют значение, сходное со значением интонации, т.е. определенным образом изменяют значение слов. Они позволяют лучше донести до слушающего смысл или подтекст сообщения. Различные части тела в разной мере участвуют в передаче информации. Так, считают, что движения рук и мимика являются в основном оценочным фактором, сила и интенсивность передается чаще всего посредством поз и движений. Невербальные действия могут акцентировать ту или иную часть вербального сообщения; заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение говорящего продолжать свою реплику, на поиски подходящего слова, сохраняют контакт между партнерами и регулируют поток речи. Они могут заменять отдельное слово или фразу; могут с опозданием дублировать содержание вербального общения и т.д. Использование невербальных средств позволяет за один и тот же отрезок времени передать большую информацию. Невербальные средства помогают структурировать излагаемый материал, сделав его оптимальным для восприятия и усвоения. Они позволяют установить и поддерживать контакт с аудиторией. Невербальные средства позволяют регулировать необходимый уровень внимания слушателей. Психолог А.А. Леонтьев отмечает, что положительный климат в аудитории обеспечивается за счет таких неречевых действий, как высокая степень контакта глаз, улыбки, утвердительные кивки, интенсивные движения рук, наклон корпуса вперед (говорящий не поворачивается к слушателям под углом). Из невербальных жестов наиболее часто проявляются следующие: 1. Указывающие жесты (определяют местоположение предмета в пространстве). 2. Изобразительные (дают представление о форме, свойствах, размерах предметов). 3. Эмоциональные (передают чувства, отношения к различным предметам, явлениям, событиям, другим людям). 4. Подчеркивающие (используются для выделения отдельных положений речи, итогов, выводов). 5. Адаптационные (ритмично сопровождающие речь, жесты замешательства, неуверенности, сомнения и пр.). В выступлении необходимо использовать и некоторые приемы привлечения внимания: 1. Чтобы начало было интересным, для этого нужно начать выступление с эффектного рассказа, изложения какого-либо парадоксального случая или спорного утверждения. 2. Вначале можно сослаться на некоторые факты или события, которые живо интересуют слушателей и должны привлечь их внимание (но только по теме выступления). 3. Можно начать с высказывания, которое имело бы личный характер: «Я был там-то…», «я тогда-то видел…». 4. Произнесение в сообщении фамилии — типичный прием, поддерживающий внимание. 5. Применение типичных выражений: «Попрошу отметить…», «теперь мы перейдем к наиболее важному моменту…», «подведем итоги сказанному…». 6. Создание проблемных ситуаций. 7. применение в ходе выступления какого-либо слова или термина, имеющего особое значение для данной аудитории. 8. Ссылка на некоторые события, находящиеся в данный момент в центре внимания или интересов аудитории (например, на популярный фильм или книгу, статью в газете). 9. Использование наглядности. Все названные приемы вербального и невербального воздействия, а также приемы привлечения внимания слушателей необходимо использовать и в период педагогической практики, в последующей педагогической и лекторской работе. Автор: Самоукина |