Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с девиантным поведением
На главную Педагогически трудные дети Работа с "трудными детьми" Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с девиантным поведением
Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с девиантным поведением |
Педагогически трудные дети — Работа с "трудными детьми" |
Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с девиантным поведением Актуальность программы: В современной массовой школе трудные подростки составляют до 40% всех обучающихся в среднем звене. Это те учащиеся, которые испытывают трудности, проявляющиеся в сниженной успеваемости, нарушениях поведения, расстройствах физического и психического здоровья. Они нуждаются в коррекционном воспитательном воздействии и коррекционно-развивающих занятиях. Цель программы – коррекция в отношениях к школе трудных учащихся младшего подросткового возраста, формировании и развитии у детей внутренней позиции ученика включающий когнитивные, мотивационные, эмоциональные компоненты. Задачи программы: -развитие личностных особенностей учащихся, способствующих формированию положительного отношения к учению; -помощь подросткам в процессе самосознания; — формирование способности эффективно взаимодействовать с окружающими; — развитие способности наиболее успешно реализовывать себя в поведении и общении. Требовании к программе: — программа учитывает возрастные особенности подростков; — она сочетает коррекционные возможности индивидуальной работы и совместной деятельности детей; — учет психолого-педагогической диагностики при принятии решений о форме и методах коррекционно-развивающего процесса. Структура программы: Состоит из 3-х блоков: водный, формирующий и закрепляющий. Водный блок: — установление позитивных отношений с ведущей из группы; — создание положительной установке на участие работы группы; — постановка цели. Формирующий блок: — формирование адекватных способов поведения в различных ситуациях; — развитие коммуникативных умений и расширение форм общения со сверстниками; — развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, коррекция самооценки и уровня притязаний, преодоление неуверенности в себе; — формирование навыков саморегуляции, преодоление повышенной тревоги и страхов; — развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека. Закрепляющий блок: Обобщение сформированных ранее адекватных способов коммуникации и поведения подростков, создание условий для их переноса в реальную жизнь. — ритуал приветствия, разминка; — основное содержание занятия, анализ выполнения домашнего задания; — рефлексия проведенного занятия; — ритуал прощения. Чистота и длительность занятий – 1 раз в неделю на протяжении учебного года. Длительность занятий 45-50 минут. Формы и методы реализации игрового тренинга Игровой тренинг – это система игровых упражнений направленных на самопознание, обучение общению, отработку физиологической релаксации и элементов психологической саморегуляции, снятия состояния психологической тревожности. Принципы при проведении тренингов: равноправное межличностное общение на занятия групп, принцип постоянной обратной связи. Учатся говорить другим у них самих и слушать мнение о себе, принципы самодиагностики для познания себя и особенностей своей личности, принцип стимулирования саморазвития подростков, принцип конфиденциальности, прогнозируемые результаты. — сформировать адекватные способы поведения в различных ситуациях; — развить коммуникативные умения со сверстниками и преподавателями; — способность к осознанию себя и своих возможностей, позитивная «Я-концепция», адекватность и реальность самооценки и уровня притязаний, преодоление неуверенности в себе, сформировать навыки регуляции эмоциональных состояний; — контроль эффективности тренинга; — требования к ведущему тренингово занятия. Проводить занятие может только школьный психолог или любой учитель (классный руководитель, учитель — предметник, воспитатель), главное требование – хорошие доверительные отношения с подростками, умение наладить деловые и дружеские взаимоотношения. Обязательным условием успешности проведения занятий является наличие у ведущего собственного опыта участия в работе тренинговых групп. Практичекие занятия: Игровой тренинг 1 «Повозка» («Тройка») Игровой тренинг 2 «Построиться по росту» Игровой тренинг 3 «Плыть на корабле» Игровой тренинг 4 «Круг доверия» В целях увеличения положительного влияния на подростков, усиления коррекционного действия коллектива на него используются следующие приемы: — прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения; — прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью; — прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношений к нему окружающих; — прием недоверия – коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике; — прием выполнения недобросовестного выполнения работы – коллектив требует переделать работу; — прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка; — прием побуждающих подростка дать объективную оценку своему поступку, задуматься о причинах недовольства коллектива его поступком; — прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками. Педагогический тренинг Ролевая маска: Учащемуся предлагают войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа. Непрерывная эстафета мнений: Учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. Самостимулирование: Учащиеся разделенные на группы готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы подвергаются коллективному обсуждению. Импровизация на свободную тему: Учащиеся выбирают ту тему, которая вызывает у них интерес, творчески развивает. Импровизация на заданную тему: Учащиеся свободно импровизируют на предложенную учителем тему: моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные музыкальные зарисовки, комментируют. Обножение противоречий: Обсуждаются противоречивые суждения, рассматриваются различные точки зрения. Самоотстранение от преподавателя: После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения входе его выполнения, преподаватель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязанности рядового участника . Распределение инициативы: Прием предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации задавленной инициативы, когда выступление одних гасит инициативу и желание у других. Обмен функциями: Учащиеся обмениваются ролями. Использование юмора, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п. Дыхательная гимнастика Долгий вдох очищает тело, питает кислородом, действует на мозг как массаж на тело: 7 секунд вдох, на 7 секунд выдох. |