Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с девиантным поведением | Обучение и развитие детей

Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с девиантным поведением

На главную Педагогически трудные дети Работа с "трудными детьми" Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с девиантным поведением
Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с девиантным поведением
Педагогически трудные дети — Работа с "трудными детьми"
Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с девиантным поведением

Актуальность программы:

В современной массовой школе трудные подростки составляют до 40% всех обучающихся в среднем звене. Это те учащиеся, которые испытывают трудности, проявляющиеся в сниженной успеваемости, нарушениях поведения, расстройствах физического и психического здоровья. Они нуждаются в коррекционном воспитательном воздействии и коррекционно-развивающих занятиях.

Цель программы – коррекция в отношениях к школе трудных учащихся младшего подросткового возраста, формировании и развитии у детей внутренней позиции ученика включающий когнитивные, мотивационные, эмоциональные компоненты.

Задачи программы:

-развитие личностных особенностей учащихся, способствующих формированию положительного отношения к учению;

-помощь подросткам в процессе самосознания;

— формирование способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

— развитие способности наиболее успешно реализовывать себя в поведении и общении.

Требовании к программе:

— программа учитывает возрастные особенности подростков;

— она сочетает коррекционные возможности индивидуальной работы и совместной деятельности детей;

— учет психолого-педагогической диагностики при принятии решений о форме и методах коррекционно-развивающего процесса.

Структура программы:

Состоит из 3-х блоков: водный, формирующий и закрепляющий.

Водный блок:

— установление позитивных отношений с ведущей из группы;

— создание положительной установке на участие работы группы;

— постановка цели.

Формирующий блок:

— формирование адекватных способов поведения в различных ситуациях;

— развитие коммуникативных умений и расширение форм общения со сверстниками;

— развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, коррекция самооценки и уровня притязаний, преодоление неуверенности в себе;

— формирование навыков саморегуляции, преодоление повышенной тревоги и страхов;

— развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека.

Закрепляющий блок:

Обобщение сформированных ранее адекватных способов коммуникации и поведения подростков, создание условий для их переноса в реальную жизнь.

— ритуал приветствия, разминка;

— основное содержание занятия, анализ выполнения домашнего задания;

— рефлексия проведенного занятия;

— ритуал прощения.

Чистота и длительность занятий – 1 раз в неделю на протяжении учебного года. Длительность занятий 45-50 минут.

Формы и методы реализации игрового тренинга

Игровой тренинг – это система игровых упражнений направленных на самопознание, обучение общению, отработку физиологической релаксации и элементов психологической саморегуляции, снятия состояния психологической тревожности.

Принципы при проведении тренингов: равноправное межличностное общение на занятия групп, принцип постоянной обратной связи. Учатся говорить другим у них самих и слушать мнение о себе, принципы самодиагностики для познания себя и особенностей своей личности, принцип стимулирования саморазвития подростков, принцип конфиденциальности, прогнозируемые результаты.

— сформировать адекватные способы поведения в различных ситуациях;

— развить коммуникативные умения со сверстниками и преподавателями;

— способность к осознанию себя и своих возможностей, позитивная «Я-концепция», адекватность и реальность самооценки и уровня притязаний, преодоление неуверенности в себе, сформировать навыки регуляции эмоциональных состояний;

— контроль эффективности тренинга;

— требования к ведущему тренингово занятия.

Проводить занятие может только школьный психолог или любой учитель (классный руководитель, учитель — предметник, воспитатель), главное требование – хорошие доверительные отношения с подростками, умение наладить деловые и дружеские взаимоотношения. Обязательным условием успешности проведения занятий является наличие у ведущего собственного опыта участия в работе тренинговых групп.

Практичекие занятия:

Игровой тренинг 1 «Повозка» («Тройка»)

Игровой тренинг 2 «Построиться по росту»

Игровой тренинг 3 «Плыть на корабле»

Игровой тренинг 4 «Круг доверия»

В целях увеличения положительного влияния на подростков, усиления коррекционного действия коллектива на него используются следующие приемы:

— прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

— прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

— прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношений к нему окружающих;

— прием недоверия – коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

— прием выполнения недобросовестного выполнения работы – коллектив требует переделать работу;

— прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

— прием побуждающих подростка дать объективную оценку своему поступку, задуматься о причинах недовольства коллектива его поступком;

— прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Педагогический тренинг

Ролевая маска:

Учащемуся предлагают войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

Непрерывная эстафета мнений:

Учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

Самостимулирование:

Учащиеся разделенные на группы готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы подвергаются коллективному обсуждению.

Импровизация на свободную тему:

Учащиеся выбирают ту тему, которая вызывает у них интерес, творчески развивает.

Импровизация на заданную тему:

Учащиеся свободно импровизируют на предложенную учителем тему: моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные музыкальные зарисовки, комментируют.

Обножение противоречий:

Обсуждаются противоречивые суждения, рассматриваются различные точки зрения.

Самоотстранение от преподавателя:

После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения входе его выполнения, преподаватель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязанности рядового участника .

Распределение инициативы:

Прием предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации задавленной инициативы, когда выступление одних гасит инициативу и желание у других.

Обмен функциями:

Учащиеся обмениваются ролями.

Использование юмора, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.

Дыхательная гимнастика

Долгий вдох очищает тело, питает кислородом, действует на мозг как массаж на тело: 7 секунд вдох, на 7 секунд выдох.