Работа с педагогически запущенными детьми | Обучение и развитие детей

Работа с педагогически запущенными детьми

На главную Педагогически трудные дети Работа с "трудными детьми" Работа с педагогически запущенными детьми
Работа с педагогически запущенными детьми
Педагогически трудные дети — Работа с "трудными детьми"
Индекс материала
Работа с педагогически запущенными детьми
Роль психолога в профилактике педагогической запущенности учащихся
Психолого-педагогическая модель ранней профилактика педагогической запущенности детей и подростков
Социально-психологическая модель ранней профилактики педагогической запущенности детей и подростков
Приложения
Карточка индивидуального изучения и учета подростка
Нормативные акты, регулирующие социальную работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Все страницы
Страница 1 из 7Автор-составитель А. К. Лукина

Работа с педагогически запущенными детьми: методические рекомендации. Красноярск: РИО КрасГУ, 2003 (экспресс издание).

Методические рекомендации выполнены при содействии ИОО «Фонд Сороса» (грант № HHR211).

Содержание

СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА………………………….

Организационные социально-педагогические технологии…

Социально-педагогические технологии индивидуальной и

групповой работы с детьми группы риска…………………..

Социально-педагогическая технология индивидуально-

групповой профилактической работы с детьми по проблемам

наркотиков в общеобразовательном учреждении…………

Оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и

сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными

для здоровья зависимостями………………………………………

Социально-педагогические технологии профессиональной

ориентации старшеклассников………………………………..

РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЗАПУЩЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ…….

Психолого-педагогическая модель ранней профилактики

педагогической запущенности детей и подростков………

Социально-психологическая модель ранней профилактики

педагогической запущенности детей и подростков………

Модели комплексной профилактики педагогической

запущенности детей и подростков………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..

Схема изучения социальной истории личности……………

Карта личности…………………………………………………………

Карточка индивидуального изучения и учета подростка….

Акт контрольного обследования условий жизни и

воспитания подопечного…………………………………………….

Паспорт неформальной подростковой группы…………….

Примерная характеристика микрорайона школы…………

Карта обследования жизненного пространства ребенка..

Примерная схема характеристики ребенка………………….

Паспорт пространства развития в микрорайоне…………..

Паспорт пространства развития ребенка в семье………….

Паспорт пространства развития ребенка в школе,

образовательном пространстве…………………………………..

Характеристика пространства неформального общения

ребенка……………………………………………………………………..

Нормативные акты, регулирующие социальную работу по

профилактике безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних………………………………………………….

Учреждения управления здравоохранения г. Красноярска

Сеть муниципальных молодежных учреждений, отделов по

делам молодежи………………………………………………………..

Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

Разные названия отражают различные точки зрения на

эту категорию детей, которые, в свою очередь,

обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так,

определения «трудные», «трудновоспитуемые»,

«педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с

отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют

социальный, или скорее социально-

психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их. социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска».

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелагельных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый аспект — это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

Второй аспект — и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время — тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:

• медико-биологические (состояние здоровья,

наследственные и врожденные свойства, нарушения в

психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного

развития и т.д.);

  1. социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
  2. психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и тд.);
  3. педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

  1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
  3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к разного рода негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) — «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации».

Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, На изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой — на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.

Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и, прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.

Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только

школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.

Каждая из выделенных составляющих работы

социального педагога должна быть обеспечена своими

социально-педагогическими технологиями, которые

соответственно можно разделить на две группы:

  1. организационные социально-педагогические технологии;
  2. социально-педагогические технологии индивидуальной работы.
Организационные социально-педагогические технологии

В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.

Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.



-из семей, находящихся в социально опасном положении;

  1. безнадзорных или беспризорных;
  2. занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; -содержащихся в социально-реабилитационных центрах
для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

— употребляющих наркотические средства или психотропные

вещества без назначения врача либо одурманивающие

вещества;

-совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

— совершивших правонарушение до достижения возраста, с

которого наступает административная ответственность;

-освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

-не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

-обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу,

-получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

-состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;

— состоящих на внутришкольном учете;

-состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

При формировании банка данных уточняются следующие позиции:

  1. каковы основания постановки на учет;
  2. какие структуры работают с подростком;
  3. какая работа проводится для разрешения проблемы;
-что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы;

-нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации — эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

Социальный педагог’

изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;

исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.

При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.

По результатам диагностики социальный педагог

определяет суть проблемы или совокупности проблем,

подбирает адекватные психолого-педагогические,

социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические

программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.

Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам.

  1. целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;
  2. прогнозируемости;
  3. измеряемое ожидаемых результатов.
Проекты индивидуальных, групповых программ

экспертируются и рецензируются социально-

психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.

4. Обеспечение условий реализации программ. Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях.

Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон:

-организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы; -организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ;

  1. отслеживает результаты;
  2. информирует:
-комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии;

-директора школы о ходе выполнения программ;

-педагогический коллектив о результатах взаимодействия внугришкольных структур по выполнению программ;

— начальника управления образования о результатах взаимодействия внугришкольных структур по выполнению программ.

5. Консультирование

Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.

6.Межведомственные связи социального педагога.

Работая в составе социально-психологической службы

образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.

Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента.

Социальный педагог совместно с социально-психологической службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Социальный педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.

Реализация функциональных направлений

деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации. Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска

Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:

— во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;

-во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной, социально-педагогической ситуации; -в-третьих, сам по себе может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.

Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.

Одной из таких, проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе:

профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);

оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.

Социально-педагогическая технология

индивидуально-групповой

профилактической работы с детьми по

проблемам наркотиков в

общеобразовательном, учреждении

Эта работа включает в себя следующие направления деятельности социального педагога.

1.Формирование и исследование банка данных детей,

склонных к зависимостям.

Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный — закрытый для постороннего доступа — банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняется сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.

2.Разработка«портрета»зависимостей

несовершеннолетних в образовательном учреждении.

Ее цель — конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.

16

Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения;

— типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь,

наркотики, токсические вещества, медицинские

препараты);

опыта употребления веществ; источников приобщения к веществам; мест распространения веществ;

  1. очагов возможного возникновения зависимостей;
  2. отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим, в) к распространению, г) к возможной помощи.
3.Исследование источниковинформации о

несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в

образовательных учреждениях.

Данная функция — очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать.

Социальный педагог, осуществляя свою работу в

рамках педагогической этики, профессиональной

конфиденциальности и тайны, должен организовать

интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к

употреблению, попробовавших вещества, уже

употребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.

4.Разработка схем организации контактов с детьми и

родителями.

Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:

— в установлении доверительно-уважительного тона

отношений с несовершеннолетними в условиях

учреждения, адекватного отношения к их проблемам и

возможным трудностям;

в донесении до потенциального клиента — ребенка,

родителя — значимости для преодоления возможных

опасных зависимостей, как позитивных возможностей

самого ребенка, так и профессиональной помощи

социального педагога, гарантирующей

конфиденциальность и тайну обращения; в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.

— в условиях контакта наиболее полно проявляются все

личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт

его установления приносит им интеллектуальное и

эмоциональное удовлетворение.

Основными принципами организации контакта должны выступать:

эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;

заинтересованность;

содействие;

доверие. 5. Консультирование.

Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:

инструмента организации контактов с потенциальным клиентом;

способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с

разнообразными вопросами.

6. Разработка программ профилактической работы.

Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.

Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом только под контролем научного консультанта — профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.).

Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:

• обратить внимание на позитивные стороны личности

ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих

проблем;

  1. помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;
  2. содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;
• способствовать осознанию необходимости

обращения к специалистам, способным оказать действенную

помощь (наркологу, специалистам центров социальной,

психологической, медицинской помощи и др.).

Программы групповой профилактической работы могут быть разработаны как:

  1. информационно-пропагандистские;
  2. ролевые;
  3. игровые;
  4. деловые;
  5. досуговые;
  6. направленные на формирование устойчивого положительного отношения к возможностям собственного
здоровья и негативного отношения к возможностям употребления веществ, вызывающих зависимость.

Особенности социально-педагогической

профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой

— объектом ее внимания выступают дети, получившие

негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально

опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое

взаимодействие в рамках социально-педагогической

профилактики должно базироваться на постулатах гуманной

педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным

носителем и организатором гуманной педагогики в

ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком.

При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы

социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в

качестве цели и ценности педагогического процесса,

адекватный учет во взаимодействии с ним его

психологических, физиологических, половых и возрастных

особенностей, — были бы обеспечены и управленчески, и

технологически.

Это означает, что для обеспечения эффективной

реализации технологии индивидуально-групповой

профилактической работы социальный педагог должен быть:

— наделен ясными полномочиями в организации

профилактической работы и помощи детям, находящимся

в социально опасной ситуации;

— обеспечен на уровне территориальной административной

системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;

— включен в целостную региональную систему контроля и

анализа результатов профилактической работы структур

управления, учреждений, организаций; — обеспечен научно-методическим и технологическим

инструментарием профилактической работы.

Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками:

* стабильным авторитетом и доверием в среде

учащихся;

* умением устанавливать и поддерживать

положительные контакты и отношения с детьми,

педагогами;

* способностью сохранять тайну ребенка и его

проблем, какими бы шокирующими ни были факты,

ставшие ему известными;

* готовностью к разрешению проблем детей, какими

бы личностными особенностями они ни обладали.

В своей индивидуально-профилактической работе с

ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
Принимай человека таким, каков он есть.

  1. Соблюдай конфиденциальность.
  2. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.

  1. Минимум специальных терминов.
  2. Соблюдай принцип добровольности.
Оказание индивидуальной

конфиденциальной помощи и

сопровождения детям, уже имеющим

проблемы с опасными для здоровья

зависимостями

Это задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. Самостоятельно социальный педагог способен оказывать такого рода квалифицированную помощь только при условии получения специальной подготовки в форме второго высшего или дополнительного образования, подтвержденных соответствующим документом. В основном же в этой деятельности социальный педагог может выступать лишь как посредник, организатор позитивных отношений несовершеннолетнего, имеющего проблемы с наркотиками, со специалистами, способными оказать ему квалифицированную помощь (наркологом, психологом, специалистами центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

Социально-педагогические технологии

профессиональной ориентации

старшеклассников

Современная социально-экономическая ситуация в

стране характеризуется разномасштабными преобразованиями

во всех сферах жизни, что сопровождается активными

процессами разрушения привычных взглядов, убеждений,

установок, ценностных ориентации и замещения их новыми.

В профессиональной сфере это проявляется в том, что

престижными в нашем обществе сегодня становятся

профессии, отвечающие потребностям новых,

нарождающихся форм экономики. В то же время такие

традиционные профессии, как педагог, врач, военный,

милиционер и др., становятся малопривлекательными. Это

приводит к текучести кадров в соответствующих областях

деятельности, дисквалификации необходимых обществу

специалистов и их массовому оттоку в иные отрасли

народного хозяйства, хотя потребность в них не становится

меньше. Следствием является недостаток

высококвалифицированных специалистов в самых актуальных для общества сферах: здоровье, образование, социальная защита и т.д.

Такая смена приоритетов в профессиональной сфере осложняет социально-профессиональную адаптацию молодежи. Выбирая профессию только по принципу ее престижности, «перспективности» и без учета собственных способностей, наклонностей, возможностей, молодой человек рискует оказаться в последующем профессионально неуспешным и попросту невостребованным вследствие перенасыщения рынка труда такими специалистами, что в свою очередь провоцирует массу новых социальных и психологических проблем.

Кроме того, есть еще одна немаловажная причина дезадаптации молодых специалистов в профессиональной среде. Она связана с наличием и соотношением профессионально важных и профессионально нежелательных качеств личности. Однако, как показывает практика, на становление специалиста в большей степени влияет не сам факт наличия указанных качеств, а их осознание человеком и умение самостоятельно развивать профессионально важные и корректировать профессионально нежелательные качества своей личности.

Адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной профессиональной деятельности способствуют успешной адаптации молодых специалистов в избранной профессии. В свою очередь, успех профессионального самоопределения обучающихся зависит от эффективности деятельности специалистов, оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессии. Такая помощь осуществляется через систему профориентационных мероприятий, чаще всего, в рамках профильных классов в общеобразовательных учреждениях.

Однако изучение нормативно-правовых и научно-

методических материалов, обеспечивающих

допрофессиональную подготовку учащихся, показывает, что

существующие подходы к организации и осуществлению

деятельности по оказанию помощи в профессиональном

самоопределении учащихся недостаточно эффективны.

Несмотря на высокий уровень разработанности теории

профессиональной ориентации, сложившаяся практика

профориентации не обеспечивает в полной мере устойчивую мотивацию обучающихся к выбранной профессиональной деятельности и их последующую успешную адаптацию в профессиональной среде. Это происходит по целому ряду причин.

Во-первых, основной тенденцией в данном процессе является профподбор, а также профотбор учащихся, что, в конечном итоге, не обеспечивает выбор учащимися данной профессии в качестве своей будущей профессиональной деятельности. Иначе говоря, не учащиеся выбирают профессию, а их отбирают для той или иной профессии. Кроме того, профотбор, основанный на определении профессиональной непригодности учащихся, осуществляется уже при формировании профильных классов, что противоречит принципам гуманизации и демократизации в системе образования и является бесперспективным в условиях падения престижа многих профессий, на которые ориентировано профильное обучение.

Во-вторых, профессиональная ориентация, как правило, сводится к проводимой психологом профконсультации, возможности которой ограничены пространственно-временными и кадровыми ресурсами. Содержание деятельности психолога в рамках профконсультации не может в полной мере обеспечить приобретение учащимися специальных знаний и умений, способствующих формированию устойчивого интереса и позитивного отношения к выбранной профессии, а также готовности к преодолению профессиональных трудностей.

В-третьих, деятельность психолога сводится к проведению тестирования учащихся для выявления их профессиональных склонностей и интересов, что является недостаточным для успешного профессионального самоопределения школьников, которое предполагает в первую очередь готовность к построению и реализации.



Предыдущая — Следующая >>