Психолого-педагогическая работа с проблемными детьми и их семьями
На главную Педагогически трудные дети Работа с родителями трудных детей Психолого-педагогическая работа с проблемными детьми и их семьями
Психолого-педагогическая работа с проблемными детьми и их семьями |
Педагогически трудные дети — Работа с родителями трудных детей | ||
Проблемная семья и проблемный ребенок — понятия, как правило, неразделимые. И сегодня факт необходимости работы с неблагополучными детьми и их семьями с целью сохранения и восстановления детско-родительских отношений не требует доказательств. Работа эта сложна, продолжительна по времени и глубоко индивидуальна. Специалист, работающий с проблемным ребенком и его семьей, ищет свои подходы для усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и общие для всех. Для более адресной и скорректированной работы по устранению изъянов семейного воспитания и организации дифференцированной работы предлагаем подразделять семьи на пять типов:
Для организации помощи детям и их семьям была избрана оптимальная форма работы: индивидуальное и групповое психологическое консультирование. Эффективность работы с проблемой ребенка и его семьи зависит от того, к какой категории относится семья, и от специалистов, которые с ней работают. Школьные специалисты — это педагог-психолог и педагог социальный. Если этот тандем взаимодействующий и работает по совместному плану, то и результат будет. Для успеха нужна дифференцированная работа с разными типами семей. Что значит дифференцированное обучение родителей? Это обучение родителей разных категорий силами специалистов по воспитанию детей. Исходя из этого, следует учитывать основные требования к организации работы родительского всеобуча: целенаправленность — зачем родитель школе; системность — не эпизодически; содержательность; профессионализм (педагогов), ищет помощь; креативность (творческий подход); преемственность (дошкольные учреждения — школа) — с родителями детсадовцев в школе работает педагог, с детьми — психолог, начальная школа — базовая, базовая школа — старшая школа; диалогичность (разговор с родителями), партнерские отношения; использование активных форм. Всеобуч необходим для формирования осознанного родительства на основе потребностей модели (работать на потребности родителей). От того, каковы педагог социальный и педагог-психолог как специалисты, от задач школы и ее направленности зависит выбор школой одного из направлений в работе, наиболее удачного, результативного. То есть работать надо по всем направлениям, но одно – наиболее удачное, придает почерк школе, индивидуальность. Психолог консультирует по проблемам ребенка, а педагог социальный содействует решению этих проблем. Профилактическую работу по повышению родительских знаний, организации досуга проводят и педагог-психолог, и педагог социальный, а диагностическую работу по изучению личных особенностей детей и родителей и типов семейного воспитания — педагог-психолог. Коррекционной работой по восстановлению семейных отношений и решению проблем родителей занимаются совместно педагог-психолог и педагог социальный. Методики для этой работы могут быть разные, каждый специалист подбирает свои, в зависимости от проблемы, возраста ребенка и своих умений. В своей основе психолого-педагогическая работа с неблагополучными детьми и их семьями направлена на защиту прав и интересов детей и восстановление детско-родительских отношений. Основными задачами в работе с детьми мы считаем развитие их творческих способностей, формирование культуры здоровья, правовой культуры, воспитание гуманных качеств личности, И, конечно, главное достижение то, что ребята с удовольствием посещают репетиции и выступления. « Однажды на классном часу» Учительница. Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас тема классного часа «Принципы и условия административной ответственности», а также мы обсудим основные статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь в отношении несовершеннолетних. Итак, административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. В случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 54, 112-120, 146, 156, 157, 166, 173-176, 190—192, 193-6—193-12 настоящего Кодекса, они подлежат административной ответственности. А теперь подробно рассмотрим основные статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применяемых в отношении несовершеннолетних и их родителей. 1-й ученик (поднимает руку). Нy почему опять в сотый раз одно и то же. Мы ведь это уже наизусть знаем, как и Вы.. Учительница. А как же иначе? Закон знать необходимо. Вот ты говоришь — «наизусть», а проступки иногда совершаете: то на урок Петров опоздает, то Иванов девочек обзывает. Так и до правонарушений докатиться можно. 2-й ученик. Но если бы эти законы повторить, но как-нибудь по-другому. Учительница. Например?! (Выходят три ученицы.) 1-я ученица. А хотя бы так! 2-я ученица. Чтобы поступков противоправных не совершать, Каждый должен непременно знать: За мелкое хулиганство: Нецензурную брань, приставание к людям, А также за пьянство Ваши родители заплатят штраф, И на учет непременно поставят вас. 3-я ученица. За клевету, оскорбление, Умышленное телесное повреждение Тот, кто содеял сие без причин, Штраф понесет до трех базовых величин. 1-я ученица. Родителям не устанем напоминать: Подросткам спиртное закон запрещает употреблять. Если лее к выпивке вы детей поощряете, Деньги свои вы зазря потеряете: Штраф в 10 базовых величин… Не забавно? За совершение действий противоправных? 2-я ученица. Если спиртные напитки (в том числе пиво) В компании ты распиваешь, Ну а потом по улице с вызывающим видом гуляешь, Тоже родителям деньги придется платить, Чтобы успешнее сына иль дочку От вредных привычек отучить. 1-я ученица. Закон выполнять нужно всюду и всем. Это избавит от многих проблем. В законопослушном мире и жить приятно. Вроде все просто и понятно. Учительница. Отлично. А еще более убедительно рассказать о необходимости выполнять закон вы можете? Есть желающие? 3-й ученик. А, может быть, свое выступление мы назовем «Исповедь раскаявшегося хулигана» (ученик поет на мотив песни Игоря Николаева «Пять причин», припев поют все участники вместе с учительницей). Как же это все произошло? Что такое на меня нашло? Я остался виноват один И есть на это веских пять причин. Припев: И первая причина: водку пил, 0 правилах приличия забыл. Вторая: я ругался и хамил. А в-третьих, нос приятелю разбил. Четвертая причина — это ложь, Насколько виноват, в суде поймешь. Пятая причина — это боль, Что нарушил я, увы, закон. Я совет хочу вам дать простой: Оставайтесь вы всегда собой, Соблюдайте лишь Закон один, У всех у нас на это пять причин. Припев. Чтоб достойно, честно жизнь прожить И поступков злых не совершить, Счастье приносить своей семье, Самой нежной маме на земле. Радоваться жизни вновь и вновь, Обрести прекрасную любовь. Учительница. Так… так… замечательно. И это все вы поняли сами, а классные часы, беседы, консультирования, разъяснения бесполезны?! Вчера меня критиковали все: Директор, завуч да и вообще Теперь ответить мне пришла пора. Прошу спокойно слушать, детвора. И в сотый раз я повторю опять: Законы будем дружно выполнять. И не устану вам напоминать, Что кодексы всем нужно твердо знать! И каждый, кто пришел в наш класс, В законах будет супер-ас. 1-й ученик. Да-да! Все мы понимаем, одна Лида — белая ворона: с сомнительными компаниями водится, курить на переменах бегает, учителям грубит… Лида. Что нарушительница Лида, мол, Это Вовка выдумал, А нарушать закон когда? Мне нарушать-то некогда! Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали. Шейпинг, танцы, баскетбол, Настольный теннис, волейбол, У меня еще нагрузки. По-английски и по-русски Нам задание дано — Чтенье и грамматика, А еще по средам Факультатив по математике. А что нарушительница Лида, мол, Это Вовка выдумал, Нарушать-то мне когда? Нарушать-то некогда! 1-й ученик. Какой у нас замечательный классный час получился. Сюда бы еще участкового инспектора ИДН пригласить, чтобы он увидел, как мы убедительно и интересно законы разъясняем. А то у него всегда одно: протокол, штраф, учет, родители… Учительница. А вот и наш участковый инспектор. И не один, а с товарищем. Мы хотим, чтобы выполняли закон, Чтобы в пылких сердцах ваших Был только он, Чтоб делили вы с ним без усталости Все невзгоды, печали и радости Ясным солнечным днем И в холодную ночь. В этом можем мы вам непременно помочь, Голубоглазые, светловолосые, И в веснушках, и просто курносые. Кареглазые, темноволосые, Тихие, вздорные, звонкоголосые. Если все же нарушить успели его, Контролировать строго мы будем того. Не пройдет календарного года — Сразу станете милыми, добрыми. Мы хотим, чтобы вы выполняли закон, Чтобы в пылких сердцах ваших Выл только он. Вместе с ним не страшна Никакая беда, И услышать в ответ мы хотим Только «Да!» (все вместе последнее слово) 1-й ученик. Конечно, свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости только от законов. 2-й ученик. Свобода и распущенность — понятия одно другому совершенно противоположные. Учительница. Знать и чтить законы своего государства должен каждый гражданин. Выполняй всегда закон: Утром, днем и темной ночью, Выполняй всегда закон, Что бы путь там ни пророчил! И познаешь счастье ты, Будешь жить в спокойном мире. И все сбудутся мечты, Обретая снова силу высоты. Выполняй всегда закон… Социально-педагогический практикум в работе с трудными подростками Увеличение числа подростков с девиантным поведением на современном этапе актуализирует проблему профилактической работы снесовершеннолетними с учетом специфики окружающей действительности, гуманизации, демократизации, происходящих в обществе. Это предполагает необходимость поиска новых подходов к ее разрешению и организацию деятельностного подхода в социально-воспитательной работе с трудными подростками. Эффективным средством организации такой работы является, на наш взгляд, использование социально-педагогических практикумов. Практикум предусматривает моделирование социально-педагогических ситуаций и помогает подросткам осмыслить наиболее часто встречающиеся в их поведении ошибки. Коррекционные возможности практикума предполагают смену ложных ценностей на истинные, развивают у них способность к самооценке и самоконтролю, учат предвосхищать результат деятельности, способствуют накоплению эмоционального опыта.. . Занятие с учащимися 1. «Ты и закон: права, обязанности, ответственность» Цель: повышение уровня правовой культуры детей и подростков. Задачи: 1) знакомство с основными понятиями, определяющими тему занятия: «право», «обязанность», «»ответственность»; 2) расширение знаний об основных правах ребенка; 3) отработка навыков и умений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций; 4) обсуждение последствий совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними детьми. Структура: Блок 1. Вступительный (2 задания). Блок 2. Права и обязанности (5 заданий). Блок 3. Ответственность (2 задания). Блок 4. Заключительный (1 задание). Материалы: аббревиатура ПРАВО, жетоны синего и зеленого цвета, конверт, карточки с ситуациями, 2 листа бумаги (ватман), карандаши, фломастеры, кроссворд, плакат с ребусами, 2 карточки с конечными строчными словами стихотворения, призы, билль о правах (10 штук). Продолжительность — 2—2,5 часа. Блок 1. Вступительный Занятие начинается со вступительного слова ведущего о тех правах и обязанностях, которые возложены на каждого человека. В ходе беседы определяется уровень правовых знаний детей и подростков. Затем дети с помощью жетонов синего и зеленого цветов делятся на две команды. Первое задание «Аббревиатура» Ведущий. Представьте себе, что слово «право» является аббревиатурой. Для того чтобы ее расшифровать, необходимо к каждой букве слова подобрать как можно больше слов, характеризующих это понятие. Каждая команда по очереди называет слова и объясняет, почему именно это слово она предлагает в качестве характеристики. В результате может получиться следующее. Порядочность (во взаимодействии с окружающими, чтобы не нарушить прав других); Равенство (все люди равны); Активность (в защите и отстаивании собственных прав и интересов); Всегда, везде (соблюдать права); Ответственность (за свои действия и поступки). За выполнение задания каждой команде присуждается по одному баллу. Второе задание «Ассоциация» Каждой команде предлагается за одну минуту подобрать как можно больше ассоциаций к слову «право». По окончании работы каждая команда по очереди зачитывает свои ассоциации. (Ведущему необходимо обратить внимание на тех ребят, чьи ответы ассоциируют «право» с ненастной погодой, темным цветом или на тех, которые имеют искаженные представления о правах. Это поможет педагогу в дальнейшей деятельности с этим ребенком). Балл присуждается той команде, которая предложила наибольшее число ассоциаций. Блок 2. Права и обязанности Третье задание «Вопрос-ответ» Командам по очереди зачитываются вопросы и предлагаемые варианты ответов. Балл начисляется той команде, у которой большее количество правильных ответов. 1. Международный договор; важнейший международный акт в области прав человека:
выполнения: ■ обязанность; ■ право; ■ ответственность. 6. Свод законов; ■ закон;
8. Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление:
Командам по очереди зачитываются утверждения, на которые они должныдать положительный или отрицательный ответ, обосновывая его. Балл присуждается той команде, которая правильно ответила и сумела обосновать большее число утверждений. Утверждения:
Детям предлагается разгадать ребусы на тему «Твои права». Балл зарабатывает команда. которая отгадала большее число ребусов. Каждый ребенок имеет право на ( ответы: жизнь, имя, защиту, образование, лечение, отдых, свободу мысли): Каждому ребенку предлагается взять из конверта по одной карточке с ситуацией и в течение минуты постараться найти оптимальное решение выхода из нее. Затем ситуации вместе с ответами зачитываются вслух. Балл присуждается команде, которая лучше справилась с заданием. Ситуации:
Седьмое задание «Коллективный рисунок» Командам раздается по одному листу ватмана, карандаши, фломастеры. Детям предлагается задание изобразить на бумаге какое-либо право (право на лечение, на образование и т.д.) и защитить его (придумать рассказ, спеть песню, рассказать стихотворение и т.д.). На работу отводится 7-10 минут. Балл зарабатывает команда, которая лучше справилась с заданием. Блок 3. Ответственность. Проводится беседа о том, что каждый человек несет ответственность за поступки и действия, которые он совершает. Восьмое задание «Викторина» Командам предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Какие принудительные меры воспитательного характера могут быть применены в отношении несовершеннолетних за совершение преступления? (Предостережение — разъяснение последствий повторного совершения преступления, извинение перед потерпевшим, возмещение или устранение причиненного ущерба, ограничение свободы досуга, помещение несовершеннолетнего в учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение).
Девятое задание «Кроссворд» Каждой команде предлагается разгадать кроссворд на тему «Действия несовершеннолетних, подлежащие уголовной ответственности». На выполнение задания отводится 10 минут. Балл начисляется команде, которая быстро и правильно выполнила задание. По горизонтали:
Десятое задание «Стихотворение» Командам за 5—7 минут предлагается придумать стихотворение, используя конечные слова каждой строчки. Балл присуждается команде, которая лучше справилась с заданием. ……………………………….. права. ……………………………….. слова. …………………………….. .закон. ………………………………… угон. ………………………………… отстоять. ………………………………… защитить. ………………………………… помогать. ………………………………… и жить. Подведение итогов Проводится беседа о значимости для каждого человека знаний и соблюдения прав и обязанностей. Определяется и награждается победитель. Каждому участнику выдается билль о правах. |