Психолого-педагогическая работа с проблемными детьми и их семьями | Обучение и развитие детей

Психолого-педагогическая работа с проблемными детьми и их семьями

На главную Педагогически трудные дети Работа с родителями трудных детей Психолого-педагогическая работа с проблемными детьми и их семьями
Психолого-педагогическая работа с проблемными детьми и их семьями
Педагогически трудные дети — Работа с родителями трудных детей
Проблемная семья и проблемный ребенок — понятия, как правило, неразделимые. И сегодня факт необходимости работы с неблагополучными детьми и их семьями с целью сохранения и восстановления детско-родительских отношений не требует доказательств. Работа эта сложна, продолжительна по времени и глубоко индивидуальна. Специалист, работающий с проблемным ребенком и его семьей, ищет свои подходы для усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и общие для всех.

 

Для более адресной и скорректированной работы по устранению изъянов семейного воспитания и организации дифференцированной работы предлагаем подразделять семьи на пять типов:

  1. Семья, в которой трудные родители. Эта часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь, или семья, из которой дети вытеснены.
  2. Семья, где господствует безнадзорность. Это семьи, где родители, чаще всего, пьющие.
  3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей (не понимают детей, не знают методов воздействия, недооценивают семейное воспитание, подрывают авторитет школы и учителей).
  4. Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью (дети растут эгоистами, излишне практичными потребителями, и родители это поощряют).
  5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В основе воспитания — физические наказания, поэтому растут дети жестокими и озлобленными.
В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении,  в атмосфере счастья и любви». Такую атмосферу может создать только гармоничная семья.

Для  организации  помощи  детям  и  их семьям была избрана оптимальная форма работы: индивидуальное и групповое психологическое консультирование.

Эффективность работы с проблемой ребенка и его семьи зависит от того, к какой категории относится семья, и от специалистов, которые с ней работают. Школьные специалисты — это педагог-психолог и педагог социальный. Если этот тандем взаимодействующий и работает по совместному плану, то и результат будет. Для успеха нужна дифференцированная работа с разными типами семей. Что значит дифференцированное обучение родителей? Это обучение родителей разных категорий силами специалистов по воспитанию детей. Исходя из этого, следует учитывать основные требования к организации работы родительского всеобуча: целенаправленность — зачем родитель школе; системность — не эпизодически; содержательность; профессионализм (педагогов), ищет помощь; креативность (творческий подход); преемственность (дошкольные учреждения — школа) — с родителями детсадовцев в школе работает педагог, с детьми — психолог, начальная школа — базовая, базовая школа — старшая школа; диалогичность (разговор с родителями), партнерские отношения; использование активных форм. Всеобуч необходим для формирования осознанного родительства на основе потребностей модели (работать на потребности родителей).

От того, каковы педагог социальный и педагог-психолог как специалисты, от задач школы и ее направленности зависит выбор школой одного из направлений в работе, наиболее удачного,   результативного.   То  есть  работать надо по всем направлениям, но одно – наиболее удачное, придает почерк школе, индивидуальность.

Психолог консультирует по проблемам ребенка, а педагог социальный содействует решению этих проблем. Профилактическую работу по повышению родительских знаний, организации досуга проводят и педагог-психолог, и педагог социальный, а диагностическую работу по изучению личных особенностей детей и родителей и типов семейного воспитания — педагог-психолог. Коррекционной работой по восстановлению семейных отношений и решению проблем родителей занимаются совместно педагог-психолог и педагог социальный. Методики для этой работы могут быть разные, каждый специалист подбирает свои, в зависимости от проблемы, возраста ребенка и своих умений.

В своей основе психолого-педагогическая работа с неблагополучными детьми и их семьями направлена на защиту прав и интересов детей и восстановление детско-родительских отношений.

Основными задачами в работе с детьми мы считаем развитие их творческих способностей, формирование культуры здоровья, правовой культуры,  воспитание гуманных качеств личности, И, конечно, главное достижение то, что ребята с удовольствием посещают репетиции и  выступления.

« Однажды на классном часу»

Учительница. Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас тема классного часа «Принципы и условия административной ответственности», а также мы обсудим основные статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь в отношении несовершеннолетних.   Итак,   административной   ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим   административные   правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

В случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет административных правонарушений,   предусмотренных   статьями 54,   112-120,   146,   156,   157,   166,   173-176,  190—192, 193-6—193-12

настоящего Кодекса, они подлежат административной    ответственности.

А  теперь  подробно  рассмотрим  основные  статьи  Кодекса  Республики Беларусь об административных правонарушениях,   применяемых  в  отношении  несовершеннолетних  и  их родителей.

1-й ученик (поднимает руку). Нy почему опять в сотый раз одно и то же. Мы ведь это уже наизусть

знаем, как и  Вы..

Учительница. А как же иначе? Закон знать необходимо. Вот ты говоришь — «наизусть», а

проступки иногда совершаете: то на урок Петров опоздает, то Иванов девочек обзывает. Так и до правонарушений докатиться можно.

2-й ученик. Но если бы эти законы повторить, но как-нибудь по-другому.

Учительница. Например?! (Выходят три ученицы.)

1-я ученица. А хотя бы так!

2-я  ученица. Чтобы  поступков  противоправных  не  совершать,

Каждый  должен  непременно  знать:

За  мелкое  хулиганство:

Нецензурную  брань,  приставание к  людям,

А также за пьянство

Ваши   родители   заплатят   штраф,

И на учет непременно поставят вас.

3-я ученица. За клевету, оскорбление,

Умышленное  телесное  повреждение

Тот,   кто  содеял  сие  без  причин,

Штраф  понесет  до  трех  базовых величин.

1-я ученица. Родителям не устанем  напоминать:

Подросткам   спиртное   закон

запрещает  употреблять.

Если   лее   к   выпивке   вы   детей поощряете,

Деньги свои вы зазря потеряете:

Штраф  в   10  базовых  величин…

Не  забавно?

За совершение действий противоправных?

2-я ученица. Если спиртные напитки (в том числе пиво)

В  компании  ты  распиваешь,

Ну а потом по улице с вызывающим видом  гуляешь,

Тоже родителям деньги  придется платить,

Чтобы успешнее сына иль дочку

От вредных привычек отучить.

1-я  ученица. Закон  выполнять  нужно всюду и всем.

Это избавит от многих  проблем.

В  законопослушном  мире  и жить приятно.

Вроде  все  просто  и  понятно.

Учительница. Отлично. А еще более убедительно рассказать о необходимости выполнять закон вы можете? Есть желающие?

3-й ученик. А, может быть, свое выступление мы назовем «Исповедь раскаявшегося хулигана» (ученик поет на мотив песни Игоря Николаева «Пять причин», припев поют все участники вместе с учительницей).

Как же это все произошло?

Что такое на меня нашло?

Я остался виноват один

И есть на это веских пять причин.

Припев:

И первая причина:  водку пил,

0 правилах приличия забыл.

Вторая: я ругался и хамил.

А в-третьих, нос приятелю разбил.

Четвертая причина — это ложь,

Насколько виноват,  в суде поймешь.

Пятая  причина  —  это  боль,

Что нарушил я,  увы,  закон.

Я  совет  хочу  вам дать  простой:

Оставайтесь вы  всегда собой,

Соблюдайте  лишь  Закон  один,

У  всех  у  нас  на  это  пять  причин.

Припев.

Чтоб  достойно,   честно  жизнь   прожить

И  поступков  злых  не  совершить,

Счастье  приносить  своей  семье,

Самой  нежной  маме  на  земле.

Радоваться  жизни  вновь  и  вновь,

Обрести   прекрасную  любовь.

Учительница. Так… так… замечательно. И  это  все  вы   поняли  сами,   а  классные часы,  беседы,

консультирования, разъяснения   бесполезны?!  

Вчера меня критиковали все:

Директор,   завуч  да  и  вообще

Теперь  ответить  мне  пришла  пора.

Прошу  спокойно  слушать,  детвора.

И  в  сотый  раз  я  повторю  опять:

Законы  будем  дружно  выполнять.

И  не  устану  вам  напоминать,

Что кодексы  всем  нужно  твердо  знать!

И  каждый,   кто  пришел  в  наш  класс,

В  законах  будет  супер-ас.

1-й ученик. Да-да! Все мы понимаем, одна Лида — белая ворона: с сомнительными компаниями водится, курить на переменах бегает, учителям грубит…

Лида. Что нарушительница Лида, мол,

Это Вовка выдумал,

А нарушать закон когда?

Мне  нарушать-то  некогда!

Драмкружок,  кружок  по фото,

Хоркружок  —  мне  петь охота,

За  кружок  по  рисованью

Тоже  все  голосовали.

Шейпинг,   танцы,   баскетбол,

Настольный   теннис,   волейбол,

У  меня  еще  нагрузки.

По-английски  и  по-русски

Нам  задание  дано   —

Чтенье  и  грамматика,

А еще по средам

Факультатив  по  математике.

А  что  нарушительница  Лида,   мол,

Это  Вовка  выдумал,

Нарушать-то  мне  когда?

Нарушать-то некогда!

1-й ученик. Какой у нас замечательный классный час получился. Сюда бы еще участкового инспектора ИДН пригласить, чтобы он увидел, как мы убедительно и интересно законы разъясняем. А то у него всегда одно: протокол, штраф, учет,  родители…

Учительница. А вот и наш участковый инспектор. И не один,  а с товарищем.

Мы   хотим,   чтобы   выполняли   закон,

Чтобы  в  пылких  сердцах  ваших

Был  только  он,

Чтоб  делили  вы  с  ним  без  усталости

Все  невзгоды,  печали  и  радости

Ясным  солнечным  днем

И  в  холодную  ночь.

В этом можем мы вам непременно помочь,

Голубоглазые,   светловолосые,

И   в   веснушках,   и   просто  курносые.

Кареглазые, темноволосые,

Тихие,   вздорные,   звонкоголосые.

Если все же нарушить успели его,

Контролировать строго мы будем того.

Не  пройдет  календарного  года  —

Сразу станете милыми, добрыми.

Мы хотим,  чтобы вы выполняли закон,

Чтобы  в  пылких сердцах  ваших

Выл только он.

Вместе с ним не страшна

Никакая  беда,

И услышать в ответ мы хотим

Только  «Да!»   (все   вместе   последнее слово)

1-й ученик. Конечно, свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости только от законов.

2-й ученик. Свобода и распущенность — понятия одно другому совершенно противоположные.

Учительница. Знать и чтить законы своего   государства  должен   каждый   гражданин.

Выполняй   всегда   закон:

Утром,   днем   и   темной   ночью,

Выполняй   всегда   закон,

Что   бы   путь   там   ни   пророчил!

И   познаешь   счастье   ты,

Будешь   жить   в   спокойном   мире.

И  все  сбудутся  мечты,

Обретая  снова  силу  высоты.

Выполняй  всегда  закон…

Социально-педагогический практикум в работе с трудными подростками

Увеличение числа   подростков с девиантным поведением на  современном этапе актуализирует проблему  профилактической работы снесовершеннолетними с учетом специфики окружающей действительности, гуманизации, демократизации, происходящих в обществе. Это предполагает необходимость поиска новых подходов к ее разрешению и организацию деятельностного подхода в социально-воспитательной работе с трудными  подростками. Эффективным средством организации такой работы

является, на наш взгляд, использование социально-педагогических практикумов.

Практикум предусматривает моделирование социально-педагогических ситуаций и помогает подросткам осмыслить наиболее часто встречающиеся в их поведении  ошибки. Коррекционные возможности практикума предполагают смену ложных ценностей на истинные, развивают у них способность к самооценке и самоконтролю, учат предвосхищать  результат деятельности, способствуют накоплению  эмоционального опыта..

. Занятие с учащимися

1. «Ты и закон: права, обязанности,  ответственность»

Цель: повышение уровня  правовой культуры детей и подростков.

Задачи:

1)  знакомство с основными понятиями, определяющими  тему занятия: «право», «обязанность»,  «»ответственность»;

2)   расширение знаний об основных правах ребенка;

3)  отработка навыков и умений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций;

4) обсуждение последствий совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними  детьми.

Структура:

Блок 1. Вступительный (2 задания).

Блок 2. Права и обязанности (5 заданий).

Блок 3. Ответственность (2 задания).

Блок 4. Заключительный (1 задание).

Материалы: аббревиатура ПРАВО, жетоны синего и зеленого цвета, конверт, карточки с ситуациями, 2 листа бумаги (ватман), карандаши, фломастеры, кроссворд, плакат с ребусами, 2 карточки с конечными строчными словами стихотворения, призы,  билль о правах (10 штук).

Продолжительность — 2—2,5 часа.

Блок 1. Вступительный

Занятие начинается со вступительного слова ведущего о тех правах и обязанностях, которые возложены на каждого человека. В ходе беседы определяется уровень правовых знаний детей и подростков. Затем дети с помощью жетонов синего и зеленого цветов делятся на две команды.

Первое  задание  «Аббревиатура»

Ведущий. Представьте себе, что слово «право» является аббревиатурой. Для того чтобы ее расшифровать, необходимо к каждой букве слова подобрать как можно больше слов, характеризующих это понятие.

Каждая команда по очереди называет слова и объясняет, почему именно это слово она предлагает в качестве характеристики. В результате может получиться следующее.

Порядочность (во взаимодействии с окружающими, чтобы не нарушить прав других);

Равенство (все люди равны);

Активность (в защите и отстаивании собственных прав и интересов);

Всегда,  везде (соблюдать права);

Ответственность (за свои действия и поступки).

За выполнение задания каждой команде присуждается по одному баллу.

Второе  задание  «Ассоциация»

Каждой команде предлагается за одну минуту подобрать как можно больше ассоциаций к слову «право». По окончании работы каждая команда по очереди зачитывает свои ассоциации. (Ведущему необходимо обратить внимание на тех ребят, чьи ответы ассоциируют «право» с ненастной погодой, темным цветом или на тех, которые имеют искаженные представления о правах. Это поможет педагогу в дальнейшей деятельности с этим ребенком).

Балл присуждается той команде, которая предложила наибольшее число ассоциаций.

Блок 2. Права и обязанности

Третье  задание  «Вопрос-ответ» Командам   по   очереди    зачитываются вопросы и предлагаемые варианты ответов. Балл начисляется  той  команде,  у которой большее количество правильных ответов.

1. Международный договор; важнейший международный акт в области прав человека:

  1. статья;
  2. конвенция;
  3. соглашение.
2.  Общеобязательное правило, то, что признается обязательным:

  1. теорема;
  2. закон;
  3. норма.
3.  Совокупность правил поведения, узаконенных возможностей человека, регулируемых и охраняемых государством:

  1. право;
  2. декларация;
  3. правило.
4.   Основной закон государства, государственного устройства:

  1. декрет;
  2. указ;
  3. конституция.
5.   Определенный круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для

выполнения:

обязанность;

право;

■ ответственность.

6. Свод законов;

закон;

  1. кодекс;
  2. постановление.
7. Вид действия, противоречащий правовым нормам:

  1. спор;
  2. разногласие;
правонарушение.

8. Мера воздействия на того, кто  совершил   проступок, преступление:

  1. наказание:
  2. поощрение:
  3. осуждение.
Четвертое задание «Согласны ли вы..»

Командам по очереди зачитываются  утверждения, на которые они должныдать положительный или отрицательный ответ, обосновывая его. Балл присуждается той команде, которая правильно ответила  и сумела обосновать большее число утверждений.

Утверждения:

  1. Каждый человек должен отвечать  за свои действия.
  2. Отстаивать свои права необходимо любым способом, даже если он (она) противоречит правилам и нормам,  принятым в обществе.
  3. Только взрослые могут защитить права детей.
  4. Мужчины сильнее женщин,  так как у них больше прав.
  5. Родители должны нести ответственность за воспитание своих  детей.
  6. Родители не виноваты в том,  что их ребенок попрошайничает, хулиганит, ворует,  уходит из дома.
  7. Дети до 18 лет не имеют прав, так как они являются несовершеннолетними.
  8. Ребенок до 18 лет не может обратиться в суд с целью защиты своих прав и  интересов.
Пятое задание «Ребусы»‘

Детям предлагается разгадать ребусы на тему «Твои права».

Балл зарабатывает команда. которая отгадала большее число ребусов.

Каждый ребенок имеет право на ( ответы: жизнь, имя, защиту, образование, лечение, отдых, свободу мысли):

Шестое задание  «Анализ ситуаций»

Каждому ребенку предлагается взять из конверта по одной карточке с ситуацией и в течение минуты постараться найти оптимальное решение выхода из нее.  Затем ситуации вместе с ответами зачитываются вслух. Балл присуждается команде, которая лучше справилась с заданием.

Ситуации:

  1. Возвращаясь домой из школы, вы видите, что возле вашего подъезда старшие ребята толкают вашего соседа – мальчика младшего возраста. Ваши действия.
  2. Открыв кошелек, мама обнаруживает недостачу денег и в пропаже обвиняет вас. Вы точно знаете, что вы не виноваты. Что будете делать?
  3. Придя домой из школы, вы замечаете, что у вас из сумки пропали деньги. Как вы поступите?
  4. Поругавшись дома с родителями, вы одеваетесь   и   буквально   «вылетаете»   из дома. Через некоторое время понимаете, что были не правы. Как вы будете действовать дальше?
  5. Входя в автобус, вы нечаянно задеваете женщину — пассажира автобуса, в результате чего она негативно высказывается в ваш адрес на весь автобус. Что вы будете делать?
  6. Ваш друг, с которым вы сидите за одной партой, совершил плохой поступок. Весь класс решил объявить ему бойкот. Как поступите вы?
  7. Дома вы часто подвергаетесь физическому насилию. Но вам это уже порядком надоело. Больше вы терпеть не можете.  Ваши действия.
  8. На перерыве между уроками среди мальчиков вашего класса завязалась драка. Вы невольно стали ее участником. В результате драки один из ребят попал в больницу. Во всем обвиняют вас. Что вы будете делать?
  9. Ваша мама заболела. Дав денег, она попросила купить в аптеке лекарства. По дороге в аптеку, вы встречаете друга, который приехал к родственникам в ваш город на два дня и завтра уезжает. Он предлагает зайти в компьютерный салон, поиграть,  пообщаться.  Как вы поступите?
10. Вы пришли в гости к своему однокласснику и замечаете, что у него на столе лежат часы, о которых вы мечтаете уже полгода. Они красивые и модные. Самостоятельно приобрести вы их не можете. Но они вам очень нужны. Что вы будете делать?

Седьмое задание «Коллективный рисунок»

Командам  раздается  по  одному  листу ватмана, карандаши, фломастеры. Детям предлагается задание

изобразить на бумаге какое-либо право (право на лечение, на образование и т.д.) и защитить его (придумать рассказ, спеть песню, рассказать стихотворение и т.д.). На работу отводится 7-10 минут.

Балл зарабатывает команда, которая лучше справилась с заданием.

Блок 3. Ответственность.

Проводится беседа о том, что каждый человек несет ответственность за поступки и действия, которые он совершает.

Восьмое задание «Викторина»

Командам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Какие принудительные меры воспитательного характера могут быть применены в отношении несовершеннолетних за совершение преступления? (Предостережение — разъяснение последствий повторного совершения преступления, извинение перед потерпевшим, возмещение или устранение причиненного ущерба, ограничение свободы досуга, помещение несовершеннолетнего в учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное  учреждение).

  1. За что могут быть привлечены несовершеннолетние к административной ответственности? (За действие, не подлежащее уголовной ответственности.)
  2. Какие виды административных взысканий применяются в отношении несовершеннолетних за совершение преступления? (Предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета.)
  3. Какие виды наказаний за совершение преступления могут быть применены в отношении несовершеннолетних? (Общественные работы, штраф, лишение прав заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, арест, лишение свободы.)
  4. Какой срок наказания может грозить несовершеннолетнему за менее тяжкое, тяжкое, особо тяжкое и особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека? (Менее тяжкое преступление — 3 года, тяжкое — 7 лет, особо тяжкое — 10 лет, особо тяжкое преступление с умышленным посягательством на жизнь человека — 15 лет.)
Балл присуждается команде, которая дала правильные ответы на большее количество вопросов.

Девятое  задание  «Кроссворд»

Каждой команде предлагается разгадать кроссворд на тему «Действия несовершеннолетних, подлежащие уголовной ответственности». На выполнение задания отводится  10  минут.

Балл начисляется команде, которая быстро и правильно выполнила задание.

По горизонтали:

  1. Половой акт с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния жертвы (изнасилование).
  2. Ссора, сопровождаемая взаимными побоями (драка).
  3. Поведение, обнаруживающее явное неуважение к обществу, к достоинству человека, крайнее бесчинство (хулиганство).
  4. Похищение автомобильного средства (угон).
По вертикали:

  1. Требование передачи имущества или прав на него под угрозой насилия над лицом, во владении которого находится это имущество (вымогательство).
  2. Открытое похищение имущества (грабеж).
  3. Тайное хищение личного имущества граждан (кража).
  4. Умышленное или неосторожное лишение жизни человека (убийство).
  5. Вооруженное нападение с целью ограбления, убийства (разбой).
Блок 4. Заключительный

Десятое  задание  «Стихотворение»

Командам за 5—7 минут предлагается придумать стихотворение, используя конечные слова каждой строчки. Балл присуждается команде, которая лучше справилась с  заданием.

……………………………….. права.

……………………………….. слова.

…………………………….. .закон.

………………………………… угон.

………………………………… отстоять.

………………………………… защитить.

………………………………… помогать.

………………………………… и жить.

Подведение  итогов

Проводится беседа о значимости для каждого человека знаний и соблюдения прав и обязанностей. Определяется и награждается победитель. Каждому участнику выдается билль о правах.