Психолого–педагогическая характеристика стиля общения
На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого–педагогическая характеристика стиля общения
Психолого–педагогическая характеристика стиля общения |
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология |
Практикум по педагогической психологии. Цель: сформировать представления о педагогическом общении, его функциях, структуре. Познакомить студентов со стилями отношения, руководства (взаимодействия), общения. Осмыслить ситуации педагогического общения. Оборудование: методика исследования потребности в общении, «банк» педагогических ситуаций, методика определения индивидуального стиля руководства. Основные понятия: педагогическое общение, функции педагогического общения, стили отношения: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый; стили руководства (взаимодействия): авторитарный, демократический, либеральный; стили общения. План I. Теоретическая часть.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение порождает у учащихся страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, так как у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения. Общение учителя с учеником имеет самые разнообразные функции: информативную, нормативную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, воспитательную. Информативная функция заключается в отборе и передаче учителем той информации, которая необходима. Основной источник ее – учебный процесс. Информативное общение осуществляется главным образом посредством речи учителя. Нормативная функция общения состоит в освоении школьниками норм морали через знание нравственных основ поведения. Примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений. Познавательная функция общения заключается в направленности познавательной активности школьников, создании условий для развития познавательной мотивации учебно-воспитательного процесса. Коммуникативная функция общения предполагает установление связей и взаимодействия школьников в группах, установление контактов между группами детей и взрослых. Регулятивная функция общения состоит в установлении различных форм и средств контроля, в выборе способов поощрения и наказания. Воспитательная функция общения заключается в передаче способов сотрудничества и взаимодействия, в выработке умения общаться. Знание этих функций помогает учителю организовать общение со школьниками на уроке и вне его как целостный процесс. Структура профессионально-педагогического общения включает:
На этапе, называемом «коммуникативной атакой«, нужна техника быстрого включения класса в работу, необходимо владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия. На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата. В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Стили отношения.Исследователи вычленяют такие стили отношения учителя к классному коллективу как устойчиво – положительный, пассивно-положительный, неустойчивый. Но встречаются учителя, у которых отмечаются черты отрицательного стиля отношения к детям.У педагога со стабильным положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в общении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям («Как мне надоел ваш класс», «Умничать научились, а писать грамотно – нет» и др. ), неустойчивость позиции учителя, попадающего под власть своих настроений и переживаний, создают почву для возникновения недоверия, замкнутости, подхалимства. Все это налагает отпечаток на весь ход учебно–воспитательного процесса. Стили руководства (взаимодействия)В современной психолого-педагогической литературе существуют различные классификации стилей педагогического руководства. Чаще всего вычленяются три основных разновидности: авторитарный стиль, демократический и либеральный.Учитель, придерживающийся демократических тенденций в стиле руководства, привлекает учащихся к принятию решений, касающихся жизни коллектива, характера деятельности, стимулирует развитие общественного мнения, самостоятельности, проявляет заинтересованность в переживаниях и личной жизни школьников. учитель этого стиля руководства прислушивается к критическим высказывания учащихся; его установка на учащихся положительная. При непосредственном взаимодействии с учениками он пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию (совет, просьба) «Он как-то так строил урок, что сам не выделялся как человек все знающий. Никто не боялся сказать что-то свое, если даже не был уверен, что сказанное будет верным»; «Мы всегда выходили из класса с чувством какой-то наполненности души и можно даже сказать — уважения к себе»; «К этой учительнице как магнитом тянуло после занятий, независимо от того, в каком классе ты учишься. Ее отношение к тебе как равному покоряло любого ученика». Учитель авторитарного стиля руководства обращается главным образом к способам взаимодействия, основанным на подчинении. Он стремится к единоличному управлению классом и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности, но создает крайне неблагоприятный психологический климат. При длительном сотрудничестве с учителем авторитарного стиля у учащихся развиваются отрицательный свойства – пассивность, неуверенность в себе, агрессивность. «Наша учительница физики работала с нами три года и все это время держала нас в постоянном страхе. Она могла поставить на урок 10 – 15 двоек. У каждого их было столько, что мы их уже считали. Девочки выходили отвечать к доске со слезами на глазах. Естественно, было не до ответа. Мы только мучились, и единственной мыслью было – только бы она скорее меня, отпустила. Когда учительница заболевала, для нас наступал праздник. Конечно, она дала нам много знаний, причем прочных, но какой ценой они дались нам! До сих пор с содроганием слышу слово: «физика». Учитель либерального стиля руководства не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет особой инициативы в организации тех или иных дел. Ему свойственны нерешительность, колебания. Такой учитель не стремится к новшествам, остерегается и проявления инициативы школьников. установка на учащихся у него нейтральная. При нем, как правило, выделяется несколько наиболее деятельных учащихся, которые постепенно берут на себя некоторые его организаторские функции. «Было у нас учительница математики. Математику она знала хорошо, преподавала ее неважно, в основном занимались мы сами, конечно, кто хотел. У нее было много слабостей, но мы к ней относились снисходительно, зная, что она много нам прощает, не помнит зла, не придирается по мелочам. Иногда мы над ней подсмеивались, но не обидно. Класс был сильный дружный и, когда что-то было нужно сделать, мы справлялись сами». Стиль руководства формируется в зависимости от ряда объективных и субъективных предпосылок. К объективным предпосылкам относятся: образованность учителя, стиль руководства директора школы, развитость и сплоченность педагогического коллектива и др.; к субъективным – нравственно и эмоционально-волевое развитие личности учителя, особенности его темперамента, уровень притязаний, выражающихся в определенной самооценке и др. Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения. Стили педагогического общения.В. А. Кан – Калик выделяет следующие стили общения:общение на основе увлеченностью совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение — дистанция, общение – устрашение, общение заигрывание. В основе общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностьюлежит устойчиво – положительное отношение педагога к детям и делу, стремление демократичное решать вопросы организации деятельности. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность воспитанников с воспитателями и под их руководством. Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым, по сути это одно из условий становления стиля общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Довольно распространенным является стиль общение – дистанция. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога в целом может быть положительное отношение в детям, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися. Крайняя форма общения – дистанция – такой стиль как общение – устрашение. Он соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль обычно создает на уроке атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявлением либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении является стиль общение – заигрывание. Оно вызвано стремление завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой — отсутствие навыков профессиональной деятельности. Задачи 1. Во время объяснения учителя ученик IХ класса Валерий П. был невнимателен, переговаривался с соседом. Учитель прервал рассказ и вызвал Валерия к доске. Ответив на поставленный вопрос учителем достаточно глубоко и правильно, Валерий ожидал хорошей отметки. Но учитель сказал «4». Пусть уже остается так – не хочу марать журнал». Какими мотивами руководствовался учитель, создавая эту ситуацию (вызывая ученика к доске, оценивая его ответ?) Оцените с позиций ученика и всего класса деятельность учителя. Воспроизведите мысленные монологи учителя и ученика. 2. Наташа, ученица III класса, в течение одной недели получила за домашние работы три «двойки». Учитель решил сходить к ее родителям. Прийдя к Наташе, он застал там гостей, поздравляющих Наташину маму с получением ордена. Учителя пригласили к столу. Кто-то спросил: «Иван Иванович, а как учится Наташа?» Следовало ли учителю принимать приглашение? Предложите свой вариант поведения в данной ситуации, обоснуйте его целесообразность. 3. Мать Маши пришла в школу узнать, как учится и ведет себя ее дочь. Только она успела переступить порог учительской, как услышала: Ваша дочь – законченная лентяйка! А, Машина мама, наконец – то.. . Хорошо, что пришли, я уж и сам собирался вас вызвать: болтает дочь на уроках, никакого сладу с ней! Но вот в учительской появилась Машина классная руководительниц. Она берет женщину под руку и уводит ее в укромный уголок. И они уже разговаривают о чем – то шепотом. Классная руководительница обязательно найдет что – то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят ее в классе, как близко к сердцу принимает она все классные дела. И только потом разговор пойдет о «двойке» за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроках математики. И спустя уже несколько минут уже слышится голос Мишиной мамы: «Спасибо, голубушка. Уж я постараюсь, прослежу». И уходит она из школы не раздраженная, а озабоченная новыми задачами, которые придется решать вместе с классной руководительницей. Какие чувства испытала мать Маши, войдя в учительскую? Дайте оценку поведения учителей. Как следует вести беседу с родителями? Чем объяснить взаимопонимание, возникшее в беседе классной руководительницы с мамой? 4. В школе завершается неделя физики. Ученики VII класса готовят КВН, который должен состояться после уроков. Многие ученики надеются, что учительница географии отпустит учеников с последнего урока за костюмами для КВН. Ученик подходит к учителю. Отпустите, пожалуйста, меня пораньше с урока за костюмом. Нет, сначала спрошу тебя на уроке, потом пойдешь. Ученик сел за парту, обиделся, в классе напряженная тишина. Учитель обращается к ученику. Иди отвечай! Я не знаю, — сердито и вызывающе отвечает ученик. Два! А теперь можешь идти за костюмом. Ученик выходит злой, хлопает дверью. Дайте оценку педагогической целесообразности действий учителя. Какими мотивами руководствовался ученик в данной ситуации. 5. Молодая учительница литературы, войдя в VIII класс, в ответ на свое приветствие услышала: «Честь, имею!», которое Сергей сопроводил характерным рыцарским жестом и поклоном. Как прореагировать? А. Не отдавая должного великосветской галантности юного паладина, выставить его за дверь: «Пойди, прогуляйся и обдумай свое поведение». Б. Не обратить внимание и начинать урок. В. Не обратить внимание, но на уроке неожиданно вызвать или дать задачу потруднее, показав неуместность его шуток при неглубокой подготовке. Г. Принять приветствие: «О поклонник литературы! Мне как раз нужна ваша помощь (раздать тетради, оформить доску, управлять ТСО и пр. )». Д. Ваше решение. Проанализируйте действия учителя, определите их влияние на характер общения. Определите. Какие из предложенных примеров демонстрируют совпадение целей педагога и восьмиклассника. УпражненияУпражнения индивидуального тренинга позволяют углубить и развить умения и навыки общения.1. Беседа незнакомых.Не упускайте случая понаблюдать за беседой незнакомых людей, отвечая при этом (про себя) на следующие вопросы:А) Каков характер связывающих этих людей отношения (деловые, просто знакомство, приятельские, близкая дружба, любовь, родственные отношения)? Б) Какое общение происходит: ролевое или личностное? В) Кто является лидером контакта и кто находится в более высокой социальной позиции? Г) Есть ли у беседы подтекст? Д) Естественно ли поведение собеседников? Е) Если нет, то почему (за счет личностных особенностей кого-либо из партнеров, темы разговора, эмоциональных состояний и т. п. )? Ж) Каким будет конец беседы (конфликт или взаимопонимание)? 2. Внимание: я пришел!Попробуйте, входя в своею группу и заранее заготовив какую-либо информацию (но не слишком эмоционально сильную саму по себе), постараться сосредоточить на себе внимание сразу всех. Попробуйте повторить то же в незнакомой группе.3. Незнакомая компания.В случаях, когда вы попадаете в компанию, где находится много незнакомых людей, попытайтесь:А) первые несколько минут удержать на себе внимание присутствующих; Б) определив лидера мнений, осознать приемы, которыми он пользуется для достижения лидерства; В) перехватить у лидера инициативу и удерживать ее несколько минут. 4. Неприятный собеседник.Выбрав одного из тех людей, с кем вы находитесь в натянутых отношениях, и заготовив заранее естественную тему для разговоров, при встрече с этим человеком заговорить с ним первым, поддерживать возникшую беседу как можно дольше и по возможности, подавив свою антипатию, перестроиться на взаимную симпатию друг к другу.Настроение. В тех случаях, когда вы находитесь в превосходном настроении, ведите себя так, чтобы собеседник заметил вашу подавленность. В плохом настроении ведите себя так, чтобы этого никто не заметил. Основная литература
|