Рабочая тетрадь по возрастной психологии. Психологические особенности подростка | Обучение и развитие детей

Рабочая тетрадь по возрастной психологии. Психологические особенности подростка

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Рабочая тетрадь по возрастной психологии. Психологические особенности подростка
Рабочая тетрадь по возрастной психологии. Психологические особенности подростка
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология
Психологические особенности подростка (6 часов)

Вопросы для обсуждения

  1. Биологические детерминанты развития в подростковом возрасте.
  2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.
  3. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.
  4. Особенности взаимоотношений подростка со взрослыми.
  5. Подростковый кризис: проявления и причины.
  6. Подростковые реакции.
  7. Понятие «акцентуация характера». Проявление акцентуаций в подростковом возрасте.
  8. Учебная деятельность в подростковом возрасте
  9. Развитие познавательных процессов подростков
  10. Психологические новообразования подросткового возраста
  11. Трудные подростки.
  12. Д.И. Фельдштейн о психологии подростка.
  13. Исследования      подросткового      возраста      (Ст.      Холл, Э. Шпрангер, Э. Штерн, Э. Эриксон).
  14. Исследования   подросткового   возраста   (Л.С.   Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).
  15. Подростковая агрессия.
Задания для самостоятельной работы 1.

Кошачий возраст

Я вдруг понял, что маленькие дети похожи на собак — верных и любящих, а подростки – это коты. Быть хозяином собаки очень просто. Ты ее кормишь, обучаешь, отдаешь ей команды. Она кладет голову тебе на колени и глазеет на тебя, словно на картину Рембрандта. Когда ты ее зовешь, она с восторгом вбегает в дом.

Затем, лет в тринадцать, обожающий тебя щенок превращается в большого старого кота. Когда ты велишь ему войти в дом, он смотрит на тебя изумленно, будто гадая, кто же это умер и сделал

тебя императором. Вместо того, чтобы ходить за тобой по пятам, он исчезает. И ты его не видишь, пока он не проголодается – тогда он замедляет свой спринтерский бег через кухню ровно настолько, чтобы скривить презрительную мину на все, что ты ему предлагаешь. Когда ты протягиваешь руку, чтобы потрепать его по голове – привычный нежный жест, – он уворачивается и смотрит невидящим взглядом, как бы пытаясь вспомнить, где это он раньше тебя встречал.

Ты, не понимая, что собака стала кошкой, думаешь, что с ней определенно что-то не так. Она кажется такой необщительной, такой отстраненной, словно в депрессии. Она теперь никуда не ходит с семьей.

Поскольку именно ты ее вырастил, научил приносить вещи, стоять и сидеть по команде, ты предполагаешь, что делал что-то не так. Охваченный чувством вины и страхом, ты удваиваешь усилия, чтобы заставить своего питомца вести себя как положено.

Но теперь-то ты имеешь дело с котом, поэтому все, что срабатывало раньше, дает результат, обратный желаемому. Позови его, и он убегает. Прикажи сидеть, и он вспрыгивает на стол. Чем упорнее ты идешь к нему, заламывая руки, тем решительнее он уворачивается. Вместо того, чтобы продолжать вести себя как хозяин собаки, ты можешь научиться вести себя как хозяин кота. Поставь у двери тарелку с едой, и пусть он придет к тебе. Но помни, что кот тоже нуждается в твоей помощи и любви. Сиди спокойно, и он придет в поисках теплого, уютного местечка на коленях, о котором он еще не совсем забыл. Будь готов открыть ему дверь.

Однажды твой взрослый ребенок войдет в кухню, крепко поцелует тебя и скажет: «Ты сегодня целый день на ногах. Давай я помою за тебя посуду». Тогда ты поймёшь, что твой кот снова стал собакой.

Адлер Лара

Какие психологические особенности подросткового возраста проявляются в данном рассказе?

2. Каково влияние анатомо-физиологической перестройки организма на психическое развитие в подростковом возрасте?

3. Заполните таблицу



Познавательный процесс
Особенности

развития в течение

периода

Уровень развития к концу периода

Ощущение

 

 

Восприятие

 

 

Внимание

 

 

Память

 

 

Воображение

 

 

Мышление

 

 

Речь

 

 

Психолого-педагогические практические задачи 1. Лиза (13 лет) пошла с мамой по магазинам. Девочке очень понравились брендовые кеды «CONVERSE», она просит маму купить их ей, говоря о том, что это очень модно: «Мам, ну купи, пожалуйста, мои друзья все ходят в таких! Это очень крутые кеды – брендовые!» Мама категорически против: «Лиз, они ведь как мужские, а ты девочка… Я не куплю тебе их, тем более, у тебя много обуви». Дочь обиделась, а мама расстроена, потому что у дочери совсем нет вкуса, по её мнению, да и выбор совсем не женственной обуви её насторожил.

Почему Лизе очень важно купить именно эту вещь? Обоснуйте свой ответ.

(сост. А.Кузнецова)

2. Когда сын Олег привел своих «музыкантов» с серьгами, в косынках и каких-то странных футболках, принёсших грязь, мать не выдержала, выдворила …теперь сын с ней не разговаривает. Какие психологические особенности возраста проявляются в ситуации? Что вы посоветуете матери в данной ситуации?

3. Алина подолгу простаивает у зеркала, собираясь в школу. С каждым днём находит всё новые и новые недостатки в своей внешности. Однажды она вообще отказалась идти в школу, закрывшись в комнате. Когда мама начала ей говорить, что Алина вовсе не уродина и она её любит, то дочь решила, что мама издевается.

Какие особенности возраста проявляются в поведении Алины? Как нужно поступить маме в данной ситуации?

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

4. Карина (13 лет) выпросила у родителей маленькую собачку

престижной породы, обещая за ней ухаживать. У двух её подруг

уже были такие собачки. Однако через некоторое время Карина

потеряла всякий интерес к собачке и забота о животном полно

стью легла на плечи родителей.

Прокомментируйте ситуацию. В чём ошибка родителей и каковы мотивы просьбы девочки?

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

5. Настя (12 лет) была спокойным и ласковым ребёнком, делилась с мамой всеми своими новостями и ничего не скрывала от родителей. Однажды без видимых причин она попросила отца сделать

задвижку на дверь её комнаты и начала обижаться, если мама при уборке передвигала вещи в её комнате, складывая их на место.

Родители в растерянности.

Как бы вы успокоили родителей Насти, пояснив им причины такого поведения?

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

 

Тестовые задания для самопроверки

1.У подростка мышление:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

в) абстрактное

2.Подростковый возраст является сензитивным для:

а) физического и волевого самовоспитания

б) духовного и морального самовоспитания

в) формирования двигательных навыков

3.Психологические особенности подростка определяются:

а) проявлением акцентуаций характера

б) особенностями профессиональной деятельности

в) особенностями игровой деятельности

г) особенностями манипулятивной деятельности

4.Главная особенность личностного развития подростка — это:

а) личностная стабильность

б) нравственная стабильность

в) нравственная нестабильность

г) личностная нестабильность

5.Акцентуированный в подростковом возрасте характер затем:

а) сглаживается

б) еще больше обостряется

в) сохраняет свои проявления на том же уровне

г) сложно сказать что-то определенное

6. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:

а) учебная деятельность

б) интимно-личностное общение

в) учебно-профессиональная деятельность

г) игровая деятельность

7.Одной из основных проблем подросткового возраста является:

а) дефицит общения с матерью

б) не владение элементарными навыками самообслуживания

в) падение интереса к учебной деятельности

г) проблема потери смысла жизни.

8.Стремление быть, казаться и считаться взрослым у подростков:

а) личностная нестабильность

б) формирование физического «Я»

в) сложно сказать что-то определенное

г) тенденция к взрослости

9. Черты акцентуированного характера у подростков проявляются:

а) всегда

б) в стрессовых для подростка ситуациях

в) в привычных ситуациях

г) сложно сказать что-то определенное

10.В подростковом возрасте продолжает развиваться:

а) теоретическое рефлексивное мышление

б) словесно-логическое мышление

в) наглядно-образное мышление

г) наглядно-действенное мышление

11.«Чувство взрослости» проявляется в:

а) отношении подростка к себе как к взрослому

б) негативе по отношению к взрослым

в) поступках подростка

12.Отношения со взрослыми у подростков обычно:

а) изменяются

б) стабилизируются

в) остаются без изменений

13.Самооценка подростков:

а) стабильна

б) занижена

в) завышена

г) нестабильна

14.Эмансипация от близких:

а) признак наличия акцентуации характера

б) проявление кризиса подросткового возраста

в) черта характера, которая формируется в подростковом возрасте

г) симптом психопатического развития личности подростка

15.Назовите доминирующие интересы подростков (по Л.С. Выготскому) в порядке возрастания:

а) интерес подростка к собственной личности – эгоцентрическая

доминанта;

б) установка подростка на более дальние дела, чем на ближайшие (перспектива) – доминанта дали;

в) стремление подростка к неизвестному (рискованному) – доминанта романтика.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

  1. Психологические причины подросткового фанатизма.
  2. Подростковый суицид: психологические особенности и причины.
  3. Подростковые побеги из дома, уходы, прогулы, бродяжничество: психологические причины и профилактика.
  4. Особенности общения подростков со сверстниками. Подростковый сленг и жаргон как социально-психологическое проявление возраста.
  5. Акцентуации характера подростков и их проявление в подростковом возрасте. Специфика общения с акцентуированными подростками.
  6. Подростковые субкультуры: психологические особенности

    участников.
Терминологический тезаурус

Образ физического «Я», половая идентификация, половое созревание, пубертатный период, эмоциональная нестабильность, отчуждение от взрослых, половая идентификация, эмансипация от близких, интеллектуализация восприятия и памяти, мировоззрение, референтная личность, референтная группа, словесно-логическое мышление, cмысловой барьер, теоретическое мышление, акцентуация характера, гиперопека, гипоопёка, идеальное «Я», интернациональное самосознание, кризис самопринятия, личностная нестабильность, национальное самосознание, неустойчивая самооценка, нравственная неустойчивость, реальное «Я», самоидентичность, увлечения, чувство взрослости, Я-«концепция».

Сформулируйте психологические рекомендации для родителей подростков

Источник: Возрастная психология : рабочая тетрадь / О.Б. Дарвиш, Г.Г. Эрнст. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 100 с.

Рецензент: Свиридов А.Н., кандидат педагогических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета