Психологические особенности отказа от курения | Обучение и развитие детей

Психологические особенности отказа от курения

На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Психологические особенности отказа от курения
Психологические особенности отказа от курения
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика вредных привычек
В.А.Хриптович, аспирантка кафедры психологии БГПУ им. М.Танка

Психологические особенности отказа от курения

Проблема курения в подростковой среде является весьма актуальной. Курение – это «детское заболевание». Обычно оно начинается в подростковом возрасте и особенно распространено среди тех, кто плохо учится, чувствует свою несостоятельность, не уверен в будущем, а также в среде, где курят родители и приятели.

Податливость подростков к курению можно понять с помощью социально-когнитивной теории, объясняющей, почему мы стремимся перенимать стиль поведения других людей. Многие подростки считают курящих сверстников сильными, дружелюбными и совсем взрослыми. Курящие подростки часто бывают непослушными и, как правило, входят в группу риска.

Впечатлительные подростки, которым кажется, что весь мир следит за каждым их шагом, могут начать курить, чтобы уподобиться своим самоуверенным друзьям, войти в их круг и создать себе имидж опытного взрослого человека. Подростки, начавшие курить, как правило, имеют друзей, заядлых курильщиков, нередко оказывающих на них негативное влияние. В среде, где родители и друзья не курят, такая вероятность практически равна нулю [1, с. 724].

Большинство молодых людей знают об опасности курения для здоровья. Если так, почему же они начинают курить и в дальнейшем не отказываются от этой привычки? Чаще всего можно услышать такие ответы: «потому что все мои друзья курят»; «чтобы выглядеть более взрослым»; «из любопытства»; «потому что я чувствовал себя беспокойно и нервозно». В принципе эти причины вполне можно объяснить с точки зрения психологии.

Подростки начинают курить из-за давления, оказываемого на них сверстниками. Результаты одного исследования показали, что даже в тех случаях, когда родители не курили, большое влияние на приобщение молодых людей к этой вредной привычке оказывали курящие друзья. Это очень часто проявляется в ранней юности и особенно характерно для мальчиков, которые начинают курить под воздействием механизма взаимного подражания.

Молодые люди также подражают своим курящим родителям и другим взрослым. Одна из причин столь широкого распространения курения среди подростков и юношей заключается в том, что пример взрослых постоянно у них перед глазами.

Подросткам с раннего детства «промывает мозги» гигантская рекламная индустрия. Курение отождествляется с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, молодостью, сексуальностью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью. Основной упор в рекламе всегда делался на эмоции, на желание получить доброжелательный прием в обществе, на стремление располагать к себе и быть сексуально привлекательным.

Раннее приобщение к курению связано с потребностью некоторых молодых обрести больше уверенности в себе и более высокий статус в глазах ровесников. Часто подростки начинают курить, желая компенсировать этим отставание от своих сверстников в учебе, незадействованность во внеклассной работе или удовлетворяя иные эгоистические интересы [3].

Немаловажное значение для начала курения имеет естественное любопытство подростков. Дискуссии по вопросу курения сами по себе уже могут вызвать естественное любопытство подростка. Некоторые подростки пробуют закурить, чтобы просто узнать, с чем связан весь этот шум [2].

В рамках нашего исследования, посвященного изучению личностных и поведенческих особенностей подростков в зависимости от стратегии аддиктивного поведения, была предложена анкета для родителей «Курение и дети» (см. Приложение 1). В анкетировании приняли участие родители в количестве 91 человек.

При анализе отношения к курению выявлено, что 79% респондентов осуждают эту пагубную привычку, 7% — безразлично относятся. Нужно отметить, что ни один из отвечавших не приветствует курение.

Интересная информация получена при анализе ответов на вопрос «Как Вы считаете, курит ли Ваш ребенок?» Подавляющее большинство родителей, а именно 78%, уверены, что их ребенок не курит. Сомневаются 7% опрошенных, а знают о том, что их ребенок курит, всего 3% родителей.

Анализируя признаки курения ребенка, мы обнаружили, что большинство родителей (41%) первым признаком считают запах сигарет. Наличие зажигалки, сигарет и крошек табака в карманах считают признаками курения 11% родителей. Недостаток денег у ребенка видят таким признаком 4% отвечавших, а уединение или провождение времени вне дома – 5%. Думают, что признаками курения являются изменения поведения, в частности, нервозность, утомляемость, снижение аппетита, рассеянное внимание, скрытность – 9% родителей. Признаками курения, выражающимися в ухудшении здоровья, а именно кашель по утрам, малый рост, снижение веса, измененный цвет лица, болячки на лице, головная боль, сбивается дыхание, осипший голос, желтые зубы и ногти, считают 13% респондентов. Частое жевание жвачки называют признаком курения 2%, по 1% отвечавших признаками называют курение родителей, когда подросток говорит, что курение не плохо. Курение друзей как признак курения называют 2%. Признаками некурения называются осуждение курения самим ребенком (9%), если ребенку не нравится запах дыма (4%), когда отсутствует интерес (4%), а также занятие ребенка спортом (2%).

При анализе ответов на вопрос о том, кто курит в семье, выявлено, что в 46% случаев в семье никто не курит, в 34% — курит один из супругов, в 3% — курят оба родителя. Признались, что курят старшие дети 3% отвечавших, и 3% назвали курящими других родственников.

При ответе на вопрос о том, как происходит приобщение подростка к курению, выявлено, что большинство взрослых считают фактором приобщения влияние компании сверстников (91%). Думают, что курение – признак взрослости 33% ответивших. Считают, что подростки приобщаются к курению, глядя на курящих родителей 19%. Подражание как фактор приобщения называют 13%. По 8% респондентов ответили, что такими факторами являются телевидение, интерес и низкая самооценка, 16% назвали желание самоутвердиться, выделиться. По одному встретились высказывания «чтобы похудеть», «из-за отношения родителей», «из-за отношения учителей в школе», «из-за неблагополучия семьи».

Отвечая на вопрос «Что Вы делаете для того, чтобы уберечь Вашего ребенка от курения?», большинство родителей (58%) сказали, что проводят профилактические беседы. Воздействуют своим личным примером 21% родителей. По 3% предлагают читать своим детям литературу на данную тему, запрещают курить дома мужьям, придерживаются здорового образа жизни в семье. По 2% родителей ничего не делают, сами пытаются бросить, доверяют своим детям, предлагают заниматься спортом. По одному человеку предлагают не акцентировать внимания на проблеме, стараются не курить, ругаются, стараются быть ближе к ребенку, не дают денег, заставляют делать зарядку, стараются занять делом.

При анализе ответов на вопрос «Что могло бы заставить Вашего ребенка начать курить?» суждения распределились следующим образом. Считают, что заставить ребенка курить может компания сверстников – 41%. Думают, что этим фактором может быть стресс 11%. По 4% ответили, что это любопытство, личностные черты подростка, пример родителей, потеря взаимопонимания между родителями и ребенком, желание выглядеть взрослым, а также желание утвердиться. Единичные мнения: отсутствие цели, заниженная самооценка, наперекор родителям, слабоволие, реклама, а также отсутствие таких факторов.

Интересная информация получена при анализе ответов на вопрос «Какие черты характера подростка, на Ваш взгляд, могут способствовать началу курения?». Наибольшее количество родителей (32%) считают, что это слабохарактерность и слабая воля. Затем следует мнение, что это желание быть как все (отсутствие собственного мнения, несамостоятельность в суждениях, подверженность чужому мнению). Такого мнения придерживаются 21% родителей. Думают, что началу курения способствует неуверенность – 15%; низкая самооценка – 8%; агрессивность и озлобленность – 7% ответивших. Далее перечислим называемые родителями черты характера по убывающей (от 4% и ниже): желание быть взрослым; потребность в самоутверждении; вспыльчивость, несдержанность, раздражительность; инертность, инфантильность, несамостоятельность; депрессия; безделье, лень; недостаток информации; желание быть современным, модным; застенчивость; нервозность, встревоженность, взбудораженность, подавленность; импульсивность, гиперактивность; неуравновешенность; эмоциональность; упрямство; мнительность; безразличие к здоровью; склонность к зависимости; негативизм; недоверие; стремление к лидерству, честолюбие; общительность; любопытство; трусость.

Отвечая на вопрос «Нужны ли специальные занятия по профилактике курения в учреждениях образования?», большинство родителей (74%) ответили утвердительно. Сомневаются 15% ответивших, а отрицательно ответил один человек.

Мы спросили родителей и о том, что необходимо предпринять, чтобы подростки не начинали курить. Предлагают проводить профилактическую работу 28% родителей, пропагандировать здоровый образ жизни – 22%, увлечь занятием, хобби – 22%. Считают, что необходимо не курить родителям 14%, запретить рекламу – 11%. Думают, что необходимо показывать видеофильмы 8%. Кроме того, встречаются предложения «формировать уверенность», «показать легкие курильщика», «запретить курение в общественных местах», «культивировать спорт», «воспитывать самостоятельность», «сделать доступными другие радости», «поднять цены на сигареты», а также «не выпускать сигареты вообще».

Таким образом, мотивация начала курения подростков достаточно хорошо изучена в литературе, а процессу отказа от вредной привычки уделялось мало внимания.

В рамках нашего исследования была использована анкета «Как я бросил курить» (см. Приложение 2). Анкета помогла понять, как происходит отказ от курения. Количество ответивших на вопросы анкеты составило 69 человек в возрасте 14 – 15 лет, среди них 37 девочек и 32 мальчика. Необходимо отметить, что многие из испытуемых занимались по коррекционно-профилактической программе «Жизнь без табака» [4].

При анализе ответов на вопрос о том, как происходит приобщение молодежи к курению, выявлено, что большинство подростков считают главным фактором приобщения влияние компании сверстников (62%). Механизм приобщения можно заключить в формуле: «предложили – попробовал – понравилось – привык». Другая часть подростков (19%) думают, что приобщение к курению происходит под действием любопытства, интереса. Склоняются к мысли, что фактором приобщения является подражание – 10% подростков, а 12% испытуемых таким фактором считают желание выглядеть взрослым. По 6% учащихся считают, что подростки закуривают, чтобы убить скуку, а также чтобы избавиться от проблем. Хочется отметить и редко встречающиеся, но интересные ответы: «самовыражение», «мода», «реклама», «недосмотр родителей».

На вопрос о том, как им удается избегать курения, большинство подростков отвечают «отказываюсь» (25%). Убеждают себя, держат в руках 20% испытуемых. Просто не хотят, не имеют желания закурить 19%. Уходят подальше от курящих 17%, а 6% общаются с некурящими сверстниками.

При ответе на вопрос «Что Вы получили для себя, отказавшись от курения?» большинство подростков ответили «здоровье», «улучшение самочувствия», «легче заниматься спортом» (57%). На втором месте стоит материальная выгода (35%). Получили свободу 10%, доверие родителей – 6%, по 4% испытуемых получили веру в себя, а также время для новых увлечений.

Анализируя отношение к курящим сверстникам, можно отметить, что 35% подростков относятся нейтрально, 34% — отрицательно и 25% — положительно. 4% хуже относятся к курящим девушкам, чем к юношам. Подростки разделились на практически равные части. Это объясняется тем, что все подростки являлись участниками эксперимента, в котором использовались методики, написание которых несет психотерапевтическую функцию. Поэтому у большинства подростков снизился уровень эмоционально-осуждающих высказываний, а повысился уровень выражающих спокойное отношение высказываний. Другими словами, наблюдается снижение эмоционального и повышение когнитивного компонентов отношения к курению сверстников..

Большинство подростков (49%) имеют неопределенную установку на будущего супруга: они не знают, будет ли он (она) курить. 33% испытуемых считают, что их будущий супруг(а) не будет курить. Необходимо отметить, что среди отвечавших большинство – мальчики. И 9% подростков, и это девочки, имеют установку на курящего супруга.

На вопрос «Что Вы посоветуете курящему сверстнику?» большинство подростков (67%) ответило «бросить». Советуют подумать и решить, что важнее 7% испытуемых. Предлагают заменить курение спортом, общением с друзьями 6%. Рекомендуют отвыкать постепенно 2%. Среди ответов встретилось интересное мнение, к сожалению, единственное «чтобы не учили других». Данный анализ еще раз говорит о том, что подростками осознается вред, наносимый курением. Жаль, что они пришли к такому выводу, испытав «все прелести» курения на собственном опыте.

При анализе ответов на вопрос «Появились ли у Вас новые увлечения, привычки после отказа от курения?» были получены следующие результаты. Большая часть подростков (43%) дали отрицательный ответ, занялись спортом 15% испытуемых, заменили курение жвачкой, семечками, конфетами – 12%, компьютером – 6%. Встречаются ответы «жить в удовольствие», «находить новые ощущения», «заставляю бросать курить других». Радует тот факт, что большинство подростков избежали возникновения другой вредной привычки, заменяющей курение. В то же время эти данные говорят о том, что педагогам в профилактической работе следует больше внимания обращать на предложение различных вариантов проведения свободного времени.

При анализе ответов на вопрос «Изменились ли Ваши взаимоотношения с курящими друзьями и знакомыми?» выявлено, что у большинства подростков (82%) отношения остались неизменными, а в 12% случаев курящие сверстники стали им неинтересны. Следовательно, миф о том, что курение является «пропуском» в референтную группу, не обоснован. На наш взгляд, полученные данные следует использовать в профилактической работе с подростками, которые считают, что именно курение сделает их «своими» в компании сверстников.

Большинство подростков (60%) отмечают улучшение здоровья после отказа от курения. У них нет одышки, пропал кашель, не болит горло. В 18 % случаев подростки не заметили улучшения состояния своего здоровья. Остальные подростки затруднились в определении своего самочувствия. Это говорит о том, что большая часть подростков даже после непродолжительного опыта курения уже вполне осознает вред, наносимый этой привычкой.

Анализируя истории о том, как подростки бросили курить, выявлено, что большинство испытуемых (54%)осознали вред курения и приняли решение отказаться. 25% подростков бросили курить из-за страха перед наказанием родителей (участкового). По 7% ответов пришлось на отказ от курения из-за парня и на постепенное отвыкание от вредной привычки. По одному испытуемому ответили так: «поспорила и бросила», «не было денег», заменил компьютером», не было подходящей ситуации», «нашла рецепт в газете». Приведем интересный, на наш взгляд, пример высказывания Жени П., учащейся СШ № 53, которая дает советы желающим отказаться от курения: 1) сделать это совместно с кем-то; 2) заняться новым делом; 3) постепенно снижать количество до нуля; 4) поменять окружающее общество курящих; 5) стараться не нервничать и не огорчаться по разным поводам.

Таким образом, нами обнаружено наличие эффекта «двойной» мотивации процесса приобщения к курению и отказа от него. В процессе приобщения к курению ведущими являются социальные мотивы (влияние компании курящих сверстников, подражание старшим). Другими словами, на процесс приобщения к курению влияет внешнеорганизованная мотивация и только затем вступают в силу внутренние личностные мотивы (желание выглядеть взрослым, завоевать авторитет в компании). В процессе же отказа от курения ведущими оказываются внутренние личностные мотивы (осознал вред здоровью, нежелание портить отношения с родителями, принял решение, стал взрослее), то есть влияние оказывает внутриорганизованная мотивация и только потом срабатывают внешние мотивы (из-за парня, из-за страха перед родителями).

Приложение 1

Анкета для родителей «Курение и дети»

Дата__________мать,отец,_____________школа____класс___сын, дочь

1.Как Вы относитесь к курению вообще?(осуждаю,безразлично,приветствую).

2.Как Вы считаете, курит ли Ваш ребенок? (да, сомневаюсь, нет).

3.Назовите 2-3 признака курения Вашего (или другого) ребенка______________________________________________________________________________________________________________________________

4.Кто курит в Вашей семье? (никто не курит, я курю, муж (жена) курит, старший сын курит, старшая дочь курит).

5.Опишите, как происходит, по Вашему мнению, приобщение подростка к курению?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Что Вы делаете для того, чтобы уберечь Вашего ребенка от курения?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Как Вы думаете, что могло бы заставить Вашего ребенка начать курить?______________________________________________________________________________________________________________________________

8.Какие черты характера подростка, на Ваш взгляд, могут способствовать началу курения _____________________________________________________

__________________________________________________________________

9.Нужны ли специальные занятия по профилактике курения в школе? (да, не знаю, нет).

10.Что необходимо предпринять, чтобы дети, подростки и молодые люди не начинали курить?___________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение 2

Анкета «Как я бросил курить»

Дата_______пол____возраст____место учебы_______специальность______

1.Назовите день, месяц, год последней выкуренной Вами сигареты________

2.Назовите марку сигарет, которую Вы предпочитали курить перед тем, как бросили__________________________________________________________

3.Расскажите Вашу поучительную историю о том, как Вы бросили курить (10-15 предложений)________________________________________________

4.Опишите, как происходит, по Вашему мнению, приобщение молодежи к курению?__________________________________________________________

5.Как Вам удается в настоящее время избегать курения? (расскажите подробно о приемах, уловках, фразах, словах и т.п., применяемых Вами)

__________________________________________________________________

6.Снятся ли Вам ситуации, связанные с курением? (часто, редко, никогда). Опишите одну из них

__________________________________________________________________

7.Что Вы получили для себя, отказавшись от курения? Опишите Ваши ощущения, переживания, выгоду и т.п.________________________________

8.Как вы относитесь к курящим сверстникам?___________________________

9.Как Вы думаете, Ваш(а) будущий(ая) супруг(а) будет курящим(ая)?(да, нет, не знаю).

10.Что Вы посоветуете курящему сверстнику?___________________________

11.Появились ли у Вас новые увлечения, привычки после отказа от курения? (да, нет, не знаю). Если да, то какие?___________________________________

12.Изменились ли Ваши взаимоотношения с курящими друзьями и знакомыми? (да, нет, не знаю). Если да, то каким образом?________________

13.Улучшилось ли Ваше состояние здоровья после отказа от курени? (да, нет, не знаю). Если да, то каким образом и что конкретно?____________________

14.Какой бы Вы еще задали себе вопрос?_______________________________

Спасибо за ответы!

  1. Майерс Д. Психология / Пер. с англ. И.А.Карпиков, В.А.Старовойтова. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 848 с.
  2. Хриптович В.А., Валитов М.А. Мотивационные аспекты курения подростков // Л.С.Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы междун. научн. конф. – Гомель: ГГУ, 2001. – С. 91-93.
  3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 600-605.
  4. Сизанов А.Н., Поплавский Н.Н., Хриптович В.А. Жизнь без табака: Пособие для педагогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2004. – 528 с.