Коррекционная программа для родителей, имеющих детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) | Обучение и развитие детей

Коррекционная программа для родителей, имеющих детей с особенностями психофизического развития (ОПФР)

На главную Коррекционная работа психолога в школе Работа с семьей Коррекционная программа для родителей, имеющих детей с особенностями психофизического развития (ОПФР)
Коррекционная программа для родителей, имеющих детей с особенностями психофизического развития (ОПФР)
Коррекционная работа психолога в школе — Работа с семьей
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,

ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Исходный

уровень

Социальная апатия, раздражительность; аутизм; агрессивность; нет навыка сотрудничества в рамках совместной программы, отсутствует готовность к такому сотрудничеству; демонстрация девиантного поведения; высокая эмоциональная нестабильность;

Требуемое:

психологические и социально-педагогические ожидания

Стабилизация эмоциональных реакций и состояний, формирование адекватности эмоционального реагирования, развитие бесконфликтных способов реагирования, расширение диапазона и качества положительных эмоциональных реакций, активизация позитивного опыта в использовании продуктивных эмоциональных реакций

Подход

Индивидуально — дифференцированный, гуманный, личностно- ориентированный

Коррекционная программа

содержание

Снижение уровня личностной и ситуативной тревожности детей, агрессивности и фрустрированности реакций, активизация положительного эмоционального опыта в системе межличностных отношений, развитие эмпатических реакций

форма

Индивидуальные и групповые формы коррекционной работы; демонстрация позитивных образцов поведения; созерцание положительных образцов и т.д.

Средства

Игры, тренинги, беседы

стиль

в зависимости от участника взаимодействия

 

Цель психологической помощи семьи воспитывающих детей с особенностями психофизического развития, состоит в совершенствовании внутрисемейных отношений, способствующих индивидуально – личностному развитию ребенка. С этой целью психологическое направление необходимо вести в двух направлениях:

1. информирование (разъяснение на доступном языке особенностей развития ребенка, причин возникновения отклонений и отставаний в развитии, а также объяснение того, какие опасные последствия для ребенка несет не скоординированное взаимодействие с ним)

2. обучение эффективным способам взаимодействия с детьми и перенесение сформированных умений и навыков в реальные системы отношений.

Психологическое консультирование ведется по нескольким направлением:

  • Оценка уровня психологического здоровья ребенка
  • Информирование родителей о психологических особенностях ребенка;
  • Повышение их общей психологической грамотности
  • Оказание профессиональной помощи в решении заявленной проблемы;
  • Мобилизация скрытых психологических ресурсов ребенка, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;
  • Коррекция нарушений адаптации и личных дисгармоний ребенка;
  • Выявление психологических ресурсов для дальнейшего развития личности ребенка;
При совместном консультировании детей и родителей можно использовать следующие техники игровой терапии:

1. Техника «Смена ролей». Ребенку и родителям предлагают поменяться местами. Ребенок выбирает ситуацию, в которой, по его мнению, демонстрировалась неверная позиция родителя: сначала он изображает ее, а потом изменяет согласно своему представлению. Родители, занимая позицию ребенка, ведут себя так, как вел себя ребенок в данной ситуации, а потом показывают в своем поведении те реакции, которые хотели бы видеть у своего ребенка. Работа ведется и «детьми» и «родителями» от первого лица.

2. Техника «Строительство». Родители вместе с детьми, используя помощь психолога, строят здание хороших отношений, кирпичиками которого являются те отношения, которые принимаются одновременно и детьми, родителями. Например, вежливость, терпеливость — взаимотерпеливость.

3. Техника «Риск ответственности». Родители и дети учатся принимать на себя ответственность сначала в тех ситуациях, в которых доля риска невелика, а затем ответственность друг за друга.

4. «Техника позитивного отношения». Сначала родителям, потом детям психолог предлагает использовать внутренний диалог друг с другом, состоящий только из позитивных утверждений, и найти в каждом те достоинства и положительные качества, которые до данного момента они принимали как само собой разумеющееся.

Совместные релаксационные упражнения родителей и детей.

1. Техника «Скульптура». Может быть использована для снятия мышечного напряжения. Ребенок и родитель по очереди выполняют роль скульптора и скульптуры. По заданию психолога скульптор лепит из глины «скульптуру»: ребенок (взрослый), который всем доволен; ребенок (взрослый), который доброжелателен и т.д. После выполнения задания целесообразно обсудить с детьми и родителям, что они чувствовали, какую фигуру было приятно изображать, а какую – нет.

2. Техника «Путешествие». Помогает снять психоэмоциональное напряжение. Психолог предлагает ребенку и родителю вспомнить и подробно рассказать о приятном путешествии, которое они совершили вместе. Возможно неоднократное повторение этого рассказа. Затем психолог предлагает ребенку взять за руки родителей, удобно сесть и, закрыв глаза, еще раз мысленно совершить это путешествие. Это упражнение рекомендуется использовать в тех ситуациях, когда ребенок и родитель столкнулись с очевидным противоречием, и прежде чем его решить, можно активизировать опыт позитивного взаимодействия.