Психологические особенности готовности детей к школе
На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Психологические особенности готовности детей к школе
Психологические особенности готовности детей к школе |
Младший школьный возраст — Готовность к школе | |||||
Ведение Глава I. Психологическая готовность к школе 1.1. Феномен психологической готовности к школе в исследованиях зарубежных и отечественных авторов 1.2. Психологические особенности старшего дошкольного возраста 1.3. Особенности психологической готовности к школе старших дошкольников Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности ребенка к школе 2.1. Описание и обоснование методик исследования психологической готовности к школе Заключение Список литературы Приложение Ведение Актуальность темы исследования. Начало школьного обучения в психологическом плане является одним из сложных периодов в жизни ребенка. Изменяется вся его жизнь ребенка – к ребенку предъявляются новые требования, он осуществляет иные виды деятельности, чем ранее, контактирует с новыми людьми и др. Напряженность этого периода определяется тем, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд сложных задач и требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов. Известно, что по интенсивности и напряженности психологических изменений, происходящих у ребенка в процессе занятий в начале обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый организм экстремальных нагрузок. Результаты современных исследований (Т.Ю. Вишневецкая, В.Б. Войнов и др.) убедительно показывают, что среди обследуемых 7-го года жизни сокращается число детей, имеющих необходимый уровень развития школьно-необходимых функций. Кроме того, увеличение до четырех лет сроков начального обучения создает предпосылки для форсирования более раннего начала обучения, что и происходит в настоящее время. Наметившаяся тенденция перехода детей к школьному обучению с 6-ти лет порождает проблему несоответствия психических особенностей ребенка 7-го года жизни условиям школьного обучения. В то же время, в соответствии с образовательной программой, к первоклассникам предъявляются весьма жесткие требования по освоению системы знаний в логике школьного обучения, что предполагает сформированность основных психологических компонентов школьной готовности. Следствием несоответствия учебных требований и уровня готовности детей к школе могут выступать: ранняя утрата учебной мотивации, разнообразные эмоциональные дисгармонии, защитные невротические реакции, школьная неуспешность и другие негативные проявления. Поэтому при поступлении детей в школу необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и уровень его психологического развития. В связи с этим проблема психологической готовности к школе приобретает особую актуальность. Предмет исследования: психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: возрастная психология детей старшего дошкольного возраста. Цель курсовой работы: теоретически исследовать проблему психологической готовности к школе в контексте возрастной психологии. Для достижения заявленной цели в работе решаются задачи: 1) изучить существующие в психолого-педагогической науке подходы к определению психологической готовности к школе; 2) проанализировать значение и психологическое содержание 6 – 7-летнего возраста как переходного этапа в личностном развитии ребенка; 3) исследовать комплекс компонентов психологической готовности к школе и охарактеризовать данные компоненты; 4) описать методы диагностики психологической готовности к школе; 5) кратко обобщить результаты исследования. Гипотеза исследования психологической готовности к школе заключается в том, что необходимый уровень развития ребенка формируется к семи годам и определяется следующими показателями: психофизическим и моторным (тесно связанным с познавательной стороной), интеллектуальным, коммуникативно-речевым, эмоционально-волевым и личностным. Для того чтобы ребенок был готов к школьному обучению, необходимо, чтобы каждый из названных компонентов был достаточно развит. Практическая значимость. Работа опирается на широкий круг источников, охватывая, – как труды классиков, так и научные статьи из современной периодики и ее материалы, выводы могут быть использованы для повышения знаний педагогов дошкольных образовательных учреждений, начальной школы, родителей. Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, теоретическое сравнение и обобщение. Ключевым методологическим подходом является системный подход. Степень изученности. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению глубоко изучалась в отечественной и зарубежной науке (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, Й. Шванцара и мн. др.). В центре внимания оказываются: «кризис 7 лет», основные новообразования в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, К.Н. Поливанова), коммуникативно-речевое развитие (М.И. Лисина), формирование мотивации (А.К. Маркова), эмоционально-волевая сфера (Д.Б. Эльконин, Т.И. Шульга) уровень сформированности знаний, умений и навыков (Л.И. Журова, Т.И. Тарунтаева), связь психологической готовности к школе с обучаемостью (М.М. Безруких) и другие важные аспекты. Исследователями много сделано в области диагностики школьной зрелости, в плане разработки программ подготовки детей к обучению и др. Вместе с тем, работ, обобщающих различные подходы и резюмирующих основные положения возрастной психологии по изучаемой проблеме, недостаточно. Структура работы представлена введением, двумя главами и четырьмя параграфами, заключением, списком литературы (52 источника) и приложением. Общий объем работы составляет 38 листов. Предыдущая — Следующая >> |