Психологические аспекты восприятия подростками курящих сверстников
На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Психологические аспекты восприятия подростками курящих сверстников
Психологические аспекты восприятия подростками курящих сверстников |
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика вредных привычек | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В.А.Хриптович, аспирантка кафедры психологии БГПУ им.М.Танка Психологические аспекты восприятия подростками курящих сверстников Решение проблемы профилактики курения учащихся является наиболее распространенной в деятельности социального педагога и педагога-психолога. Во многих школах страны активно начали внедряться антиникотиновые программы и современные педагогические технологии. В рамках нашего исследования, посвященного изучению особенностей стратегии аддиктивного поведения подростков на примере курения, испытуемым была предложена одна из таких перспективных технологий — методика незаконченных предложений «Письмо курящему сверстнику» [2;4]. Сам процесс написания письма несет, прежде всего психотерапевтическую функцию, способствует осознанию проблемы и помогает подростку принять решение в пользу отказа от курения. При обработке экспериментальных данных методики «Письмо курящему сверстнику» мы использовали метод контент-анализа [1;5], для чего произвели экспертную оценку вербальных категорий. С помощью критерия χ² Пирсона мы сравнили выборки курящих и некурящих подростков. В таблице 1 представлена характеристика значимых различий между группами курящих и некурящих подростков на первом этапе эксперимента (ДК – курящие девочки, МК – курящие мальчики, ДНК – некурящие девочки, МНК – некурящие мальчики). Таблица 1 Характеристика значимых различий между группами курящих и некурящих подростков, заполнивших незаконченные предложения в анкете «Письмо курящему сверстнику»
Таким образом, значимые различия в написании «Письма курящему сверстнику» наиболее часто встречаются между группами курящих и некурящих мальчиков, а наиболее сильные различия – между группами курящих и некурящих девочек. Мальчикам, особенно курящим, труднее всего было продолжить незаконченные предложения. Выводы: 1. Отношение к курению и курящим сверстникам. Проблема курения волнует современных подростков. Девочки, особенно некурящие, осуждают курение сверстников. Курящие подростки, особенно девочки, положительно относятся к курению сверстников и взрослых. Курящие подростки чаще подбирают одобряющие и нейтральные ассоциации курящему сверстнику, больше используя нейтральные объяснения, объясняя их курение подражанием и модой, некурящие – снисходительно-осуждающие и оздоровительные, объясняя свои ассоциации низким уровнем самосознания курящего подростка, нанесением вреда здоровью и сформировавшейся зависимостью. Курящие подростки, особенно девочки, наиболее привлекательными моментами курения считают «поддержку» и «жажду в отношении курения», некурящие – «стимуляцию», «игру с сигаретой» и «расслабление». Девочки, особенно курящие, положительно оценивают ощущения при курении, а некурящие девочки – отрицательно. Парадоксально, но это факт: курящие подростки называют большее количество отрицательных последствий курения, некурящие – положительных (приобщение к другим, превосходство над другими, приятные ощущения и приятные чувства). 2. Общение, досуг и социум. Курящие подростки, особенно девочки, положительно оценивают характер общения курящего сверстника с ровесниками, некурящие, особенно мальчики, – отрицательно. Подростки склонны давать положительную оценку особенностям своего общения с другими людьми, при этом девочки, особенно курящие, чаще положительно оценивают качества этого общения. Курящие подростки предполагают, что курящий сверстник выбирает для общения сверстников без вредных привычек, а также любых ровесников, некурящие – курящих ровесников. Незначительное количество подростков отметило, что курящий сверстник отдает предпочтение в общении ровесникам, ориентированных на здоровый образ жизни, что говорит о низком уровне этой ценности в подростковой среде. Курящие подростки отметили, что родителей больше всего волнует курение, некурящие – здоровье, учеба и поведение их детей. Курящие подростки чаще представляют своих курящих сверстников, занимающихся пассивно-интеллектуальными, активно-физическими и агрессивными формами проведения досуга, некурящие – курением как одной из форм развлечений. 3. Мотивация начала курения и отказа от него. Основными мотивами начала курения курящие подростки чаще называют у своих курящих сверстников слабость воли, подражание, желание приобрести друзей, выделиться; некурящие, особенно мальчики, – любопытство, желание доказать свою взрослость и независимость, личные проблемы. Рассматривая начало курения сверстника как способ разрешения конфликта со значимыми другими, мальчики чаще выбирают «избежание», «компромисс» и «приспособление», а девочки – «сотрудничество» и «соперничество». Обстоятельствами, мешающими сверстнику бросить курить, подростки считают влияние окружающих и сформировавшуюся зависимость от сигарет. Девочки, особенно некурящие, чаще предлагают системные меры борьбы с курением, мальчики, особенно некурящие, – радикальные меры. После проведения экспериментальной работы по программе «Жизнь без табака» [3] испытуемым был предложен второй (сокращенный) вариант методики «Письмо курящему сверстнику». В таблице 2 представлены результаты второго этапа эксперимента (Э – экспериментальная группа, К – контрольная группа). Таблица 2 Характеристика значимых различий в ответах испытуемых после второго этапа эксперимента по методике незаконченных предложений «Письмо курящему сверстнику»
Выводы: 1. Отношение к курению. После проведения с подростками занятий по программе «Жизнь без табака» у них изменилось отношение к курению сверстников. Участились нейтральные и осуждающие оценки и снисходительно-осуждающие ассоциации, реже стали появляться эмоционально-осуждающие оценки и оскорбительно-осуждающие ассоциации. Подростки стали чаще давать нейтральное объяснение своим ассоциациям и реже объяснения, связанные с низким уровнем самосознания. Все это доказывает тот факт, что коррекционно-образовательная работа с подростками на занятиях позволяет уменьшить эмоциональный компонент отношения к проблеме и усилить когнитивный, что значительно облегчает путь к отказу от курения. При анализе оценки привлекательности процесса курения во всех экспериментальных группах реже встречается ответ «стимуляция». В группах испытуемых участилось количество ответов «расслабление», реже стал встречаться ответ «жажда в отношении курения». У мальчиков чаще стали встречаться ответы «привычка». Описывая ситуации приобщения сверстников к курению, испытуемые реже использовали ответы «отсутствие социального контроля» и «курение окружающих». Это говорит о том, что испытуемые стали видеть причины курения не «во вне», а «внутри» потенциального курильщика, в его неумении саморегулироваться. 2. Начало курения и оценка его последствий. При рассмотрении начала курения сверстника как способа разрешения конфликта со значимыми другими, мы обнаружили следующие изменения. В большинстве групп участились ответы, соответствующие стратегиям «избежания», «компромисса». Реже стали появляться ответы, соответствующие стратегиям «соперничества» и «сотрудничества». Ответы, соответствующие стратегии «приспособления», участились у большинства девочек и реже стали появляться у мальчиков. Некурящие девочки и мальчики из экспериментальных групп чаще стали давать отрицательную оценку последствиям курения, реже стали упоминаться приятные ощущения как последствия курения. Некурящие девочки из экспериментальной группы реже говорили о приятных чувствах. В экспериментальных группах курящих и некурящих девочек чаще называется «зависимость от курения» как обстоятельство, которое мешает сверстнику бросить пагубную привычку. Некурящие девочки из экспериментальной группы реже упоминают о влиянии окружающих на пристрастие к курению. Оценивая тяжесть для здоровья сверстника последствий его курения, подростки экспериментальных групп стали реже употреблять ответ «появление зависимости», а чаще – «появление смертельных заболеваний». Подростками из экспериментальных групп некурящих девочек и мальчиков реже упоминаются «смертельные заболевания» как последствия курения. У некурящих девочек из экспериментальной и контрольной групп участилось количество ответов «опасные заболевания». Некурящие мальчики из экспериментальной группы чаще дают ответ «смертельные заболевания». Курящие девочки из экспериментальной и некурящие девочки из контрольной группы стали чаще называть системные способы борьбы с никотиновой зависимостью, некурящие девочки и мальчики из экспериментальной, а также курящие мальчики из экспериментальной и контрольной групп эффективными в большей мере стали считать радикальные меры. 3. Отношение к курящим сверстникам. На вопрос «Какие ровесники тебе нравятся?» все испытуемые чаще стали давать ответы «без вредных привычек», в экспериментальных группах курящих и некурящих девочек – «интересные ровесники, с положительными личностными качествами» и реже – «курящие ровесники». Такая же тенденция наблюдается в экспериментальной группе курящих мальчиков.
|